Финский подход: ничего лишнего – только бизнес

26 января 2016 в 03:11

Несмотря на кризис, санкции и внешнеполитическую напряженность между Россией и Евросоюзом, финский бизнес настойчиво ищет пути для того, чтобы не только удержаться, но и локализоваться на российском рынке

Министр экономики Финляндии Олли Рен в своем недавнем интервью журналу Финско-Российской торговой палаты заявил, что в такое непростое время особенно важно постоянно поддерживать диалог с Россией, и Финляндия со своей стороны намерена продолжать развивать свои отношения с нашей страной, как на официальном уровне, так и в плоскости экономического сотрудничества. На вопрос о потенциале для торгово-экономического сотрудничества между странами министр ответил, что традиционные отрасли, такие как машиностроение, имеют, как и прежде, хорошие предпосылки для сотрудничества по сей день: «В будущем потенциал для развития сотрудничества, я думаю, надо искать, прежде всего, в отраслях, связанных с энергоэффективностью, управлением отходами и охраной окружающей среды. Для нас также очень важно изучать возможности, открывающиеся в арктических регионах». В данных словах прослеживаются отголоски совместных проектов, как только заявленных в 2015 году, так и уже реализуемых в регионах Северо-Запада России.

«Эксперт Северо-Запад» проанализировал инициативы финских бизнесменов в регионах СЗФО, а также российско-финские проекты в стране Суоми.

Арктические просторы

Сотрудничество в сфере освоения и развития Арктического региона было и остается одним из ключевых приоритетов экономики для Финляндии. Например, в прошедшем декабре вопросы взаимодействия в оказании компанией услуг по ледокольной проводке судов в Балтийском море обсуждались на встрече торгового представителя России в Финляндии Валерия Шлямина с исполнительным директором финской государственной компании Arctia Shipping Oy Теро Ваурасте. Возможность использования потенциала Arctia Shipping Oy появилась после ратификации в ноябре 2015 года Соглашения между Правительствами РФ и Финляндии о сотрудничестве в оказании ледокольных услуг. Теро Ваурасте подчеркнул, что финская сторона заинтересована в партнерстве с Россией в Арктике и в освоении Северного морского пути (СМП).

Примером интеграции российско-финских интересов в судостроении можно считать верфь Arctech Helsinki Shipyard Oy, которая была создана в феврале 2011 года и сейчас принадлежит российскому ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». В середине декабря 2015 года уже состоялась торжественная церемония закладки киля многофункционального ледокола-снабженца для ОАО «Совкомфлот». В этом же месяце на той же верфи спустили на воду новый ледокол, строящийся для Транспортного ведомства Финляндии. Судно получило имя «Поларис». Это инновационное судно является первым в мире ледоколом, работающим на СПГ. Оно будет сдано заказчику в первой половине 2016 года. Судно будет работать в государственной судоходной ледокольной компании, о которой шла речь выше, Arctia Shipping Oy, которая намерена к 2029 году полностью заменить весь свой флот, по информации Торгового представительства РФ в Финляндии.

Очевидно, что для Финляндии реализация проекта СМП является крайне важной с точки зрения возможности сокращения издержек морских перевозок. Видимо, именно в этих интересах действует финская компания Oy Karelia Today Ab, которая выступит инвестором возведения нового портового комплекса на берегу Белого моря в городе Кемь (Республика Карелия). В результате в 2018 году в Карелии появится глубоководный торговый порт, нацеленный на Северный морской торговый путь и Азию. Строительством объекта займется управляющая компания ООО «Карьялан Майто», которая, к слову, в мае 2015 года также заключила соглашение с ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» о строительстве многопрофильного агрохолдинга. Проект включает молочную ферму «Сортавала», туристическую ферму «Марьяттала», коневодство, тепличный комплекс, ферму крупного рогатого скота и птицеводство. На территории агрохолдинга построят козью ферму на 10 тыс. голов. Если проект будет осуществлен, то это хозяйство станет самым большим в Европе по производству козьего молока. Руководитель компании Айво Халлист заявил о перспективных планах компании по строительству ветропарка в одном из северных районов Карелии.

Недавно появилась информация о том, что «Газпром нефть» нашла партнера в лице известной в кругах российских кораблестроителей компании Wärtsilä, которая является одним из мировых лидеров в производстве СПГ-двигателей. Группой «Русэлпром» в октябре 2015 года был сделан заказ на силовые дизель-генераторы. Они будут установлены в качестве главного источника энергии на два новых ледокола проекта Aker Arctic, строящихся в России на Выборгском судостроительном заводе. Суда же строятся для ПАО «Газпром нефть». Компания «Ямал СПГ» также не теряет времени: на том же Выборгском судостроительном заводе для нее будет построен первый российский СПГ-ледокол. И Wärtsilä и тут выступит поставщиком двигателей.

Вполне возможно, что тема сотрудничества по арктическому направлению станет одной из ключевых в переговорах между Дмитрием Медведевым и Юхой Сипиля.

Тяжелые времена

После тяжелого 2014-го и еще более трудного 2015-го Финляндия была вынуждена озаботиться поиском новых партнеров, новых рынков сбыта внутри регионов РФ.

В Финляндии опубликована следующая статистика о деятельности крупных компаний Финляндии, действующих на рынке России (за девять месяцев 2015 года). К наиболее зависимым от России относятся: многопрофильный концерн Aspo, у которого 29% от оборота приходится на Россию, а прибыль с оборота за девять месяцев 2015 года составила 14 млн евро. В концерн входят компании: Leipurin, Kaukomarkinat, Telko, ESL-Shipping. Энергетическая компания Fortum имеет 23% оборота от деятельности в России, и ее прибыль за девять месяцев составила 565 млн евро. Производитель красок компания Tikkurila имеет 22% оборота от российского подразделения, прибыль за девять месяцев составила 72 млн евро. Также статистика отмечает Nokian Renkaat (18%, 201 млн евро), Atria (19%, 24 млн), YIT (17%, 49 млн), SRV (10%, 8 млн) и Kesko (4%, 185 млн). При этом во всех компаниях доля, приходящаяся на Россию, в 2015 году снизилась. Однако это не означает, что финны теряют веру в успешность своей деятельности на территории РФ. Представитель компании YIT Тимо Кюлманен указывает на то, что YIT уже более 50 лет строит объекты на территории СЗФО, и они собираются продолжать свою работу, несмотря на все возникающие трудности. И это, безусловно, касается большинства вышеперечисленных компаний, имеющих серьезную историю деятельности в РФ.

Однако нельзя не отметить, что в связи со сложившейся ситуацией многие финские компании сворачивают свои инвестиционные программы и считают слишком рискованными в нынешней конъюнктуре делать вложения в экономику России. К примеру, крупнейший финский концерн Fazer, судя по всему, окончательно отказался от строительства завода в Уткиной Заводи, в который планировал вложить около 100 млн евро. Оптимизируя свои активы в Петербурге, компания решила продать принадлежащий ей участок площадью 20 га в Уткиной Заводи, где еще шесть лет назад планировала построить завод по выпуску свежего и замороженного хлеба. Финская корпорация SOK Retail International, управляющая в Петербурге сетью магазинов Prisma, в конце августа закрыла один супермаркет в ТРК «Континент». Как пояснили в компании, причиной стало значительное снижение покупательского потока в торговом комплексе и, соответственно, убыточность объекта. Нельзя не упомянуть и об уходе из России финской торговой сети Stockmann, которая продала свой бизнес компании Reviva Holdings Limited за символические 5 млн евро. Теперь Stockmann намерена сосредоточиться на рынке недвижимости в России, сохраняя за собой управление в ТЦ «Невский» в Санкт-Петербурге. Во всех случаях указанные финские компании ссылаются на убыточность своей деятельности в России.

Нельзя не сказать и про туризм. По данным финских экспертов, число российских туристов в 2015 году сократилось на 40%, что ощутимо бьет по выстроенной структуре, секторам финской экономки. Ослабление рубля, вызванное низкими ценами на нефть и внешним негативным фоном, заставило россиян перестать совершать поездки в Финляндию. Учитывая, что российские туристы в Финляндии (в течение нескольких лет подряд) каждый год тратили более миллиарда евро, – озабоченность этим вопросом финской стороны можно понять.

Если проследить обратную тенденцию, то доля финнов, посетивших Россию, выросла с 24 до 31%. Таким образом, в 2015 году Россию посетили 2,9 млн финнов, что на 7% больше, чем в 2014-м. Единственным пунктом пропуска, на котором трафик рос, был МАПП «Куусамо» («Суоперя»). Туристический поток там вырос на 28% за счет финнов, которые ездят в Карелию за дешевым бензином и товаром.

В сложившейся ситуации можно заметить и некий положительный момент. В результате падения курса рубля цены на изготовленную в Финляндии продукцию стали слишком высокими для российских потребителей. Это заставляет многие финские компании задуматься, стоит ли уходить с российского рынка, или, напротив, есть смысл активнее инвестировать и повышать локализацию производства.

Вопреки кризису

По данным Финско-Российской торговой палаты, в предыдущем году у финского бизнеса сохранялся повышенный интерес к российскому рынку. Это выражалось, в частности, в большом количестве зарегистрированных в России дочерних предприятий финских компаний. Многие из них являются чисто торговыми компаниями, но есть и промышленные предприятия.

Тренд переноса производства наиболее явно прослеживается в пищевой промышленности и строительной отрасли. Напрашивается пример компании «Валио», которая из-за введения Россией продовольственного эмбарго производит сейчас практически всю молочную продукцию, продаваемую в России, на местной основе. «Валио» одной из первых удалось вжиться в новые санкционные реалии в связи с тем, что она еще с 2007 года начала свое сотрудничество с гатчинским заводом «Галактика». Под их началом производилась модернизация оборудования, персонал проходил обучение на финских фермах, внедрялись новые стандарты качества, и в 2009 году заводу «дали добро» на производство продукции под маркой Valio. В 2014 году запустилась новая производственная линия – «Галактика» стала выпускать молоко и сливки «Валио».

Свои заводы в Санкт-Петербурге в прошлом году открыли финские производители современных окон «Скаала» и лакокрасочной продукции «Текнос». Финская компания «Упонор» запустила свое производство по выпуску труб в Ленинградской области. Если касаться Ленинградской области, то нельзя не упомянуть о том, что через год на территории индустриального парка «Гринстейт» компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» будет построен производственно-логистический комплекс, где инвестором выступит финская компания «Тэлко Оу», крупнейший дистрибутор полимеров и промышленной химии. Инвестиции в строительство объекта составят 16 млн евро.

«Мы крайне заинтересованы в том, чтобы вы пришли к нам в индустриальный парк, который мы считаем образцово-показательным. Мы считаем наше сотрудничество с вами стратегическим и долгосрочным. Я дам поручение профильным комитетам, чтобы они не забюрократизировали процесс выдачи разрешительной документации на строительство», – заверил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. При этом, по данным правительства области, ни одна из финских компаний по имеющейся в настоящий момент информации не планирует сворачивать свою деятельность. Еще один показательный пример: Динамика российско-финского товарооборота, млрд евро 9ЭКСПЕРТ С-З № 04 (723) 25 ЯНВАРЯ 2016 в августе 2015 года финская компания Set Group, близкая к известному российскому бизнесмену Геннадию Тимченко (являющемуся, кстати, не только российским, но и финским гражданином), собирается строить завод по переработке отходов в Гатчинском районе Ленинградской области за 300 млн долларов.

На территории Псковской области в особой экономической зоне «Моглино» будет построен новый завод финской компании Nor-Maali Oy по производству лакокрасочной продукции в связи с тем, что российская политика по импортозамещению, требующая крупных инвестиций в промышленность, наверняка будет вызывать спрос на высококачественные промышленные краски. Объем инвестиций в создание завода должен составить 4 млн евро. Производство планируется запустить летом 2017 года.

Другой пример: энергетическая компания Fortum приступает к реализации проекта строительства ветропарка мощностью 35 МВт в Ульяновске. Запуск планируется в 2017 году. Общая сумма инвестиций составит около 65 млн евро.

При этом есть и менее масштабные, но весьма значимые для регионов примеры российско-финского предпринимательства. Например, в 2015 году активно развивался довольно экзотический проект «Оленьи шкуры – Высокое качество», запущенный еще в 2013 году и направленный на передачу европейского опыта эффективной обработки оленьих шкур (включал строительство специальных барабанов соления шкур оленя) и отработку логистики экспорта получаемого сырья в Финляндию. Инициатор – финская компания Lapin Nahka OY. Производство по засаливанию шкур запущено на базе СПК «Харп». Далее сырье поставлялось в Финляндию для дальнейшей глубокой переработки на предприятии Lapin Nahka, крупнейшем производителе декоративных шкур оленя и кожи в Финляндии и странах Скандинавии. В 2014 году СПК «Харп» экспортировал в Финляндию около 3 тыс. шкур, а в 2015 году объем увеличился более чем на тысячу.

Наши в Финляндии

При этом российский бизнес также находит себе приложение в стране Суоми. Наиболее наглядный пример – строительство новой атомной станции на территории Финляндии – «Ханхикиви-1», где основным субподрядчиком является российский строительный холдинг «ТИТАН-2», (именно он возводит энергоблоки Ленинградской АЭС, поскольку специализируется на проектировании и постройке объектов ядерной и тепловой энергетики, а также нефтегазовой и химической промышленности). На прошлой неделе состоялось знаковое для финского проекта событие – на площадке был осуществлен первый взрыв скальных пород, что дало старт подготовки к строительству котлована будущей АЭС. Подрядчиком же на первых этапах работы станет компания DESTIA LTD, далее подключится RAOS Project OY, генеральный подрядчик самой АЭС. Российский Фонд национального благосостояния профинансирует данный проект стоимостью в 2,4 млрд. Финским партнером выступит все тот же энергетический гигант Fortum (с долей 6,6% в проекте). Стоит напомнить, что контракт на сооружение АЭС «Ханхикиви-1» заключен в 2013 году между компанией «Русатом Оверсиз» (международное подразделение «Росатома») и финской Fennovoima. Объект планируется сдать к 2024 году.

Еще один перспективный сектор, освоенный россиянами, – сфера ИТ. По словам Валерия Шлямина, ежегодно российские программисты продают свои услуги Финляндии практически на 300 млн евро. И здесь мы действительно можем найти свою долю рынка, чем, к примеру, в начале 2015 года воспользовался «Яндекс», построив свой дата-центр в финском поселении Мянтсяля. И, самое интересное, что он будет также использоваться как источник отопления 5 тыс. домов поселения: тепло, выделяемое серверами финского дата-центра «Яндекса», используется местной энергокомпанией Mäntsälän Sähkö.

Бизнес без политики

В конце 2015 года произошло еще одно весьма показательное событие. Министерство занятости и экономики Финляндии приняло решение сосредоточить все финансируемые государством услуги по продвижению финского экспорта в Россию и развитию международной деятельности финских компаний в России в руках одного оператора – Финско-Российской торговой палаты (ФРТП).

«До этого момента в России было две организации, предоставляющие услуги по развитию международной деятельности компаний на основе госфинансирования, – Finpro и ФРТП. Нынешнее изменение поможет нам конкретизировать деятельность, устранить наложения в работе и сконцентрировать услуги в руках одного оператора, а именно палаты», – поясняет начальник отдела из Министерства занятости и экономики Петри Пелтонен.

В соответствии с новой моделью обслуживания, ФРТП намерена закрепить и расширить спектр своих услуг, продвигающих экспорт и развивающих международный бизнес компаний. При этом услуги для компаний-членов по-прежнему останутся важной частью деятельности палаты.

Отмечая это, можно заметить, что финская сторона постепенно меняет стратегию своей работы с Россией, предоставляя, выбирая возможность работы на площадке, где в приоритете всегда законы бизнеса, а не политики. Очевидно, что и Финляндия, и Россия крайне заинтересованы в возвращении прежних торгово-экономических показателей и поиске новых путей по наращиванию уровня импорта и экспорта через формирование новой системы кооперации, учитывающей внешнеполитические и макроэкономические риски.