Водный транспорт Петербурга остается на плаву

20 ИЮЛЯ 2015 В 16:42

Аквабусы, не первый год курсирующие в акватории города, на сегодняшний день признаны убыточными. Среди главных причин – цена, неспособность соответствовать транспортной роли. Однако концепция по дальнейшей поддержке водных автобусов уже разработана. 

Тем временем, в отличие от государственных перевозок, объемы частных перевозок увеличиваются с каждым годом, составляя сегодня 60% от общего пассажиропотока. 

В этих автобусах толпы не бывает

С каждым годом туристов в Санкт-Петербурге меньше не становится, а их интерес к водным прогулкам остается высоким. Ведь вид на город с воды открывается совсем иной. Но если у владельцев частных судов работы меньше не становится, то с аквабусами все обстоит не так хорошо. 

С 2013 года действует лишь Приморская линия: от Университетской набережной по реке Неве и реке Большой Невке до Приморского проспекта.  Движение судов осуществляется с 09:00 до 21:00. Судно типа «Hitek 85C taxi 2» и Marlin 830 вмещает в себя до 12 человек, а катамаран – до 30. Максимальная скорость, которую могут развивать аквабусы, достигает 60 км/ч. Единственным перевозчиком является ООО «МБС». 

По результатам навигации 2011 года аквабусы были признаны убыточными. А в 2012 году для повышения окупаемости цена за поездку была увеличена вдвое. На сегодняшний день она остается такой же: в будни – 200 рублей, в выходные – 300. 

С момента запуска водных маршрутов было отмечено множество недостатков в работе аквабусов. Низкая вместительность судов приводит к полной заполняемости катеров на конечных остановках, вследствие чего они не останавливаются на промежуточных. Также водные автобусы обладают большой привлекательностью для туристов, поэтому не справляются с транспортной ролью. Но главным недостатком данного вида транспорта является цена билета. 

Работа судов осуществляется благодаря дотациям из городского бюджета. Заместитель председателя Комитета по транспорту Алексей Львов представил показатели работы аквабусов в 2014 году. В будние дни было перевезено 45,5 тысяч пассажиров, размер субсидий составил 19,9 млн рублей, или 437 рублей в расчете на одного пассажира. В Комитете по транспорту уже разработана концепция по дальнейшей поддержке аквабусов и расширению маршрутов. 

«Приглашаем Вас на увлекательную прогулку…»

Что касается экскурсионно-прогулочных маршрутов, тут у гостей культурной столицы есть большой выбор. Частными судоходными компаниями на регулярной основе осуществляется движение кораблей и катеров по рекам и каналам города; в Петродворец, Кронштадт, Стрельну; по реке Неве с выходом в Финский залив; по историческому центру города в направлении крепости Орешек. Эти маршруты являются самыми популярными у туристов. 

Основные перевозчики – судоходные компании ООО «Нево-Балт Рива», ООО «Водоходъ», ООО «Новая река», ООО «Невская линия отдыха», ООО «Мелодия» и другие. У большинства перевозчиков есть свои, «особые» маршруты, поэтому между ними не возникает высокой конкуренции. 

Например, ООО «Нево-Балт Рива» предлагает экскурсии с выходом в Финский залив, пассажиры ООО «Водоходъ» «летают» на «Метеорах» в Петергоф. Стоит отметить, что многие судоходные компании предлагают маршруты по ночному Петербургу – они являются самыми востребованными. Стоимость дневной экскурсии составляет около 500-600 рублей, в ночное время дороже – от 900 рублей. 

Основной объем пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте приходится на экскурсионно-прогулочные маршруты - до 60% от общего пассажиропотока. На перспективу к 2020 г. прогнозируется, что объем таких перевозок увеличится на 10-15%.

Оборот рынка частных водных перевозок составляет примерно 1 млрд рублей в год, в прошлом году количество перевезенных иностранцев снизилось на 50%, но большая их часть заменилась русскими туристами. Многие судовладельцы считают, что главная проблема рынка в том, что в Петербурге навигация длится очень недолго, а все оставшееся время суда простаивают.

Обеспечение безопасности  

Большинство вышеперечисленных судоходных компаний входят в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. Ассоциация рассматривает среди приоритетных задач обеспечение безопасности судоходства, содействие развитию речных и смешанных пассажирских перевозок.

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственное регулирование внутреннего водного транспорта осуществляется органом исполнительной власти – Министерством транспорта РФ. В его состав входит Федеральное агентство морского и речного транспорта, основная функция которого – диспетчерское регулирование движения судов по внутренним путям. Также в государственном регулировании водного транспорта участвует Федеральное автономное учреждение «Российский речной регистр» (РРР). Предметом его деятельности является выполнение работ, направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров. 

Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта. За истекший период 2015 года на объектах водного транспорта выявлено 1798 нарушений закона, для устранения которых внесено 222 представления, по результатам рассмотрения которых 78 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, на незаконные правовые акты принесено 4 протеста, в суд направлено 136 исковых заявлений, возбуждено 38 дел об административных правонарушениях, предостережено 12 должностных лиц. 

По словам начальника центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС по Санкт-Петербургу Александра Радько, за период навигации выписано уже 247 постановлений о нарушениях на воде. Совершено уже более 7000 спасательных выездов, оказана помощь 693 людям. Из 25 действующих пляжей на 19 есть спасательные станции. 

Основная проблема – перенасыщение судами. Сейчас на учете стоит 47000 маломерных судов и 50 клубов, в которых они находятся. Чиновник рассказал о дальнейших планах по обеспечению безопасности: «Разрабатывается вопрос о том, чтобы повесили скоростные знаки, а на мостах были установлены видеокамеры, фиксирующие нарушения». 

Так или иначе, у городского водного транспорта в Санкт-Петербурге есть перспективы, считает вице-губернатор Игорь Албин. «Санкт-Петербург – морская столица России, и престиж города важно поддерживать на самом высоком уровне. Рейсы в направлении Кронштадта, Приморского района, Васильевского острова в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году должны стать регулярными. Кроме удобства, это еще и великолепный вид», - подчеркнул вице-губернатор.

Дарья Орешко