В сделках на рынке готового бизнеса занимают в основном торговые точки: 25% всех проданных объектов - магазины, ларьки, палатки

25 АВГУСТА 2014 В 14:56

С начала 2014 года лидирующие позиции по количеству выставленных на продажу и участвующих в сделках объектов на российском рынке готового бизнеса занимают торговые точки: 25% всех проданных объектов приходится на магазины, ларьки, палатки разного профиля. Однако в системе спроса и предложения есть существенные перекосы.

На первом этапе, при поиске объекта готового бизнеса, у покупателя есть романтические заблуждения, и наибольшее количество запросов на покупку готового бизнеса приходится на автомоечные комплексы. Их ищут 14% всех потенциальных покупателей на отечественном рынке. Спрос на автомойки более чем в 300 раз превышает предложение. В то же время автомойки составляют 6% от общего количества предложений, тогда как покупкой объекта завершается лишь 1,5% всех сделок.

Повышенный спрос на автомойки не подкреплен свободными финансовыми ресурсами потенциального покупателя. Если говорить проще, амбициозные молодые люди, мечтая стать бизнесменами, в первую очередь обращают свое внимание на автомойки. Но у них чаще всего недостаточно собственных средств, и они идут в кредитные организации, где почти всегда получают отказ. Или потенциальные покупатели отказываются от покупки автомойки в пользу другого объекта, досконально изучив специфику работы.

Стоимость экономически эффективного автомоечного комплекса с качественным оборудованием колеблется от 2,5 до 7 млн рублей. Подразумеваются два варианта сделки: или покупка автомойки по низкой стоимость от 1,5 млн рублей, при этом важно учитывать сумму необходимых вложений в модернизацию и оптимизацию бизнеса в размере от 1 млн рублей; или инвестирование в уже полностью сформированный объект готового бизнеса стоимостью от 2,5 млн. Срок окупаемости – 1,5-2 года. Автомойки – объекты, реальную прибыль которых достаточно сложно определить из-за отсутствия системного учета в работе бизнеса. Поэтому основным показателем прибыльного объекта выступают действующие контракты с транспортными компаниями или службами такси, а также наличие расчетного счета и отчета о движении денежных средств.

Лидеры спроса

Устойчивый высокий спрос есть на торговые точки (13%), места общественного питания (12%) и гостиницы (11,5%). При этом самые покупаемые предприятия на рынке готового бизнеса – магазины разного профиля и класса: самое большое количество продаж (25% от общего количество сделок) – это торговые точки. На втором месте – предприятия, предоставляющие сервисные услуги (19,1%). В пятерке лидеров продаж готового бизнеса гостиницы (17,6%), салоны красоты (16,2%) и места общественного питания (16,1%).

По данным Росгосстата за 2013 год, наибольшее количество предприятий малого бизнеса работает в сфере оптовой и розничной торговли. 30% рынка принадлежит именно этому сегменту. Соответственно на рынке купли-продажи готового бизнеса также наибольшее предложение и удовлетворенный спрос именно по объектам торговли. Понятная бизнес-модель, достаточно невысокие риски и рентабельность в интервале 5-20% привлекают как начинающих предпринимателей, так и «акул» бизнеса.

Порог вхождения в розничный торговый бизнес находится в среднем в диапазоне от 500 тыс. до 5 млн рублей. Окупаемость продуктовых магазинов – около года, тогда как локальные магазины одежды или обуви – сложные объекты с окупаемость в 2,5 года, их чаще всего приобретают крупные сетевые игроки для масштабирования своего бизнеса.

На второй позиции – компании, оказывающие разного рода услуги. Ателье, сервисные центры, рекламные агентства окупаются в течение года. Порог вхождения – от 350 тыс. до 2,7 млн рублей. Кредитования в данной сфере практически невозможно, так как нет финансовых гарантий.

На объекты гостиничного бизнеса есть стабильный удовлетворенный спрос благодаря внешней простоте и привлекательности. Гостиничный бизнес обладает сезонностью, которая требует максимально грамотного управления и разработки стратегии развития компании. В среднем в год работающие на хорошем уровне хостелы и гостиницы загружены лишь на 70-80%. Среди преимуществ – быстрый срок окупаемости. За один сезон хостел стоимостью 2 млн рублей может полностью вернуть затраченные на покупку средства новому собственнику. Но из-за высокой арендной платы есть риски в низкий сезон работать в минус. Стоимость объектов гостиничного бизнеса колеблется в среднем от 1,2 млн до 5 млн рублей. Прослеживается прямая зависимость цены за готовый бизнес от его месторасположения и срока договора аренды помещения, в котором расположен объект. Кредитование здесь возможно, если гостиничное помещение находится в собственности и все правовые нормы соблюдены.

Салоны красоты, находящиеся на четвертом месте, окупаются за 1-2 года. Цена хорошо отлаженного предприятия достигает 2-3 млн рублей. В данной сфере, как и во многих других, банки кредитуют охотнее всего бизнес, открываемый по франшизе, которая выступает для них гарантом. Индустрия красоты – это бизнес, который в большей степени держится на собственнике или руководителе, на первый взгляд простое управление салоном красоты и высокая доходность без крупных инвестиций могут быть обманчивы: грамотная организация бизнеса требует как материальных, так и интеллектуальных вложений.

Пятерку лидеров замыкают предприятия общественного питания, высокий спрос на которые обусловлен повышенным интересом к данной сфере. Покупают кафе и рестораны чаще всего люди, мечтавшие стать рестораторами с детства. Многие надеются на быструю окупаемость, но в реальности этот процесс растягивается более чем на два года. Объекты ресторанного бизнеса – это предприятия с высокой нормой прибыли, несмотря на изменения экономического или политического состояния в стране.

Аутсайдеры

Интересно, что самый большой уровень неудовлетворенного спроса находится в сферах гостиничного бизнеса и предприятий банковской и страховой деятельности, сопоставимый с уровнем по автомойкам. На одного продавца приходится более 70 покупателей. А самый большой уровень удовлетворенного спроса лежит в сфере салонов красоты. 

Среди объектов-аутсайдеров предложения – бизнес за рубежом (0,2%), СМИ (0,23%) и карьеры и месторождения (0,25%). Они занимают самые низкие позиции по уровню спроса среди потенциальных покупателей. Низкий спрос в каждом сегменте обоснован. Сложная и непонятная многим схема покупки бизнеса за рубежом, удаленное управление – все это пугает покупателей. СМИ покупаются и продаются внутри своего узкопрофильного рынка. Тогда как карьеры и месторождения вызывают интерес в основном у тех потенциальных покупателей, которые имеют свой готовый рынок сбыта, например строительную компанию, или же определенный административный ресурс. Но таких людей немного.

Перспектива

Рынок купли-продажи готового бизнеса молодой, поэтому рыночная среда – в начале своего формирования. Но при таком высоком спросе деловая среда будет формироваться сама. Сейчас есть индивидуальные предприниматели, которые создают бизнесы с целью продажи, но пока это единичные случаи. Открытие бизнеса для продажи оправдано в сферах с большим неудовлетворенным спросом – гостиницы, детские сады, автомойки – и в бизнесе, где требуются специальные лицензии и согласования, например банковская и страховая деятельность, стоматология. Следующим этапом в развитие рынка готового бизнеса станет создание бизнес-объектов под продажу, под рыночный спрос. 

Максим Новицкий, генеральный директор бизнес-брокерской компании «Альтра Инвест»

,

 

 

Архив журналов

2017-2016