Андрей Максимов: «Университетские комплексы дают возможность студенту выбирать – идти на производство или продолжать обучение»

03 декабря 2013 в 18:20

Председатель Комитета по науке и высшей школе Петербурга Андрей Максимов – об интеграции вузов и колледжей, влиянии укрупнения университетов на качество образования и предпочтениях современных абитуриентов 

«Эксперт Северо-Запад»: В последние годы в Петербурге высшие и средние образовательные учреждения объединились в вертикально интегрированные организации «вуз-колледж», кроме того, произошло слияние нескольких вузов. Каковы задачи этих преобразований и результаты политики укрупнения?

Андрей Максимов: По статистике, 34% выпускников колледжей поступают в вуз. Петербург уже восемь-девять лет проводит политику оптимизации и укрупнения высших и средних профессиональных учебных заведений. Основная цель интеграции учебных заведений и создания университетских комплексов –  улучшение состава и структуры. Немаловажно и то, что преподаватели вуза могут работать одновременно и в колледже. И все это нацелено на повышение качества подготовки специалистов. Сейчас в Петербурге действуют 30 университетских комплексов: и инженерных, и гуманитарных, и медицинских.

Мы видим позитивные примеры такой интеграции. Например, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия после объединения с фармацевтическим техникумом занимает хорошие позиции в своей нише. И вуз, и колледж готовят специалистов для фармацевтического кластера, который формируется в Петербурге. На базе вуза и колледжа крупные фармацевтические компании, например «Новартис», проводят конференции для студентов.

Университетские комплексы – это не только вертикаль колледж-вуз. В состав Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики вошли три средних учебных заведения: техникум пищевой промышленности, Политехнический техникум, колледж «Станкоэлектрон».

Взять, к примеру, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. В него интегрированы не только два колледжа, но и Северо-Западный институт печати. В состав Петербургского государственного университета путей сообщения вошли Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта, и даже Санкт-Петербургский медицинский колледж.

В структуре Государственного университета аэрокосмического приборостроения несколько колледжей. В составе Национального минерально-сырьевого университета «Горный» есть техникум геодезии и картографии.

«Эксперт Северо-Запад»: Как раз недавно проректор Горного сетовал, что выпускники техникума не хотят поступать в университет…

Андрей Максимов: Это значит, что в техникуме дают хорошее образование. Ведь цель учреждения среднего профессионального образования (СПО) – подготовить специалиста со средним техническим образованием, который по окончании учебы может идти на производство. В техникумы в основном идут профессионально ориентированные молодые люди из семей так называемого среднего класса.

У нас есть очень хорошие колледжи. По результатам мониторинга, 50% выпускников СПО трудоустраиваются, около 34% поступают в вуз, 11-12% выпускников идут служить в вооруженные силы, остальные после окончания техникумов находятся в декретном отпуске.

Интегрированные университетские комплексы дают возможность студенту выбирать – идти на производство или продолжать обучение. Выпускник колледжа поступает в вуз без экзаменов или сдает экзамен в традиционной форме (не ЕГЭ).

Параллельно в Петербурге создаются горизонтально-интегрированные образовательные комплексы. Например, в результате интеграции двух учреждений СПО создан Автотранспортный и электромеханический колледж. Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции – результат объединения колледжа управления и коммерции с Физико-механическим инженерным колледжем имени Зверева.

Создаются учебные заведения, которые имеют широкий спектр подготовки и хорошую материальную базу. 

Это результат принятой в Петербурге еще в начале 2000-х годов программы развития системы профессионального образования. В конце 2011 года Петербургу были переданы восемь колледжей федерального подчинения. В 2012 году они получили субсидии в сумме 660 млн рублей. Благодаря этому учебные заведения в 2-2,5 раза увеличили ставки преподавателям. И все колледжи – технического профиля.

В Петербурге сейчас 60 тыс. студентов СПО. Из них 22 тыс. обучаются в университетских вертикально-интегрированных комплексах.

Контрольные цифры приема в колледж в 2013 году на очное отделение составили 17 тыс. человек, из них 5 тыс. – студенты колледжей в составе университетских комплексов. В вузы на бакалавриат и специалитет поступили 27 тыс. человек и более 8 тыс. – в магистратуру.

Девятка лидеров

«Эксперт Северо-Запад»: Сколько в Петербурге горизонтально-интегрированных университетских комплексов?

Андрей Максимов: В результате интеграции их будет девять. Уже объединились Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) с Университетом низкотемпературных и пищевых технологий, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Институт машиностроения (ВТУЗ). Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова – результат объединения университета водного транспорта и морской академии имени Макарова.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет уже интегрировался с инженерно-экономическим университетом. К ним присоединяется и Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. К концу декабря объединение завершится.

«Эксперт Северо-Запад»: Кто выступает инициатором объединения?

Андрей Максимов: В Петербурге работают 48 государственных вузов, у каждого есть свой учредитель. У наших вузов 13 учредителей. Половина высших учебных заведений подведомственны Министерству образования и науки, остальные – другим министерствам и ведомствам. Процесс объединения, как правило, инициирует учредитель, а научное сообщество подключается к обсуждению. В нем участвуют и Союз промышленников и предпринимателей Петербурга, и отраслевые ассоциации.

Интеграция – очень серьезный вопрос и очень тонкий механизм. Любой вуз – это организация со своими традициями, со своей культурой преподавания, со сложившимися отношениями между преподавателями и студентами. Там, где учредители принимали решение об объединении, мы вели разъяснительную работу с коллективом, со студентами и даже со СМИ. Кроме того, любая интеграция – это и материальные затраты.

К сожалению, не для всех вуз – это образование, для кого-то – это только получение диплома. А наша основная цель – подготовка высококвалифицированных специалистов. Например, в результате интеграции Горного и Северо-Западного государственного заочного технического университета на рынок не вышли тысячи специалистов с дипломом и с низким качеством образования.

«Эксперт Северо-Запад»: После интеграции некоторым вузам предлагают перебазирование из центра города на периферию. Например, первый проректор СПбГЭУ не уверен, стоит ли продавать хорошие здания в городе, чтобы переехать в Кудрово. И поедут ли туда студенты и преподаватели?

Андрей Максимов: Тема интересная, но она находится в стадии обсуждения. Рассматриваются и другие площадки. Окончательное решение о переезде не принято. Здесь важное значение имеют вопросы логистики, и не только с точки зрения времени проезда до вуза, но и с точки зрения стоимости.

Федеральная поддержка

«Эксперт Северо-Запад»: По итогам конкурса Минобрнауки 2011 года пять вузов Петербурга (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Морской технический университет, РГПУ имени А.И. Герцена, ГУАП, университет сервиса и экономики) в течение 3 лет должны были получить из федерального бюджета по 100 млн рублей дополнительных средств на реализацию программ стратегического развития. Что было критерием отбора? На что были потрачены средства? Каким еще вузам выделено или будет выделено дополнительное финансирование на развитие?

Андрей Максимов: Цель этого конкурса – повышение эффективности управления вузами путем поддержки программ стратегического развития за счет федерального бюджета. В конкурсе участвовали 248 вузов, подведомственных Минобрнауки. Все участники конкурса были разделены на три группы – классические университеты, инженерно-технические вузы и гуманитарно-педагогические вузы. Заявки оценивались по четырем группам показателей. Первая – образовательный, научный и инновационный потенциал. Вторая – финансовая устойчивость. Также программа стратегического развития оценивалась с точки зрения предлагаемых к реализации проектов и объема финансирования из всех источников, включая размер запрашиваемой субсидии. Вузы разработали свои программы, направленные на приведение содержания и структуры образования в соответствие с рынком труда и стратегией развития региона. Это и привлечение зарубежных преподавателей, и укрепление материальной базы.

Министерство использует это как инструментарий развития качества образования.

Все началось с нацпроекта «Образование». В последние годы сложилась новая институциональная система. В Петербурге она реализована следующим образом. Университетом с особым статусом признан СПбГУ (он, наряду с МГУ, имеет право устанавливать собственные образовательные стандарты и выдавать диплом собственного образца), четыре вуза признаны национальными исследовательскими университетами – «Горный», ИТМО, Политехнический университет и Академический университет – научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Еще пять вузов, о которых вы упомянули, – победители конкурса программ стратегического развития.

Результатом такой работы должно стать повышение конкурентоспособности наших вузов на российском и мировом рынках образовательных услуг. Из 27 тыс. человек, поступивших в этом году в вузы Петербурга на бюджетные места дневного отделения, 12 тыс. учатся по техническим специальностям, где профильная дисциплина ЕГЭ – физика. Но из 23 тыс. выпускников школ Петербурга ЕГЭ по физике сдавали только 25%, то есть менее 6 тыс. человек. 

«Эксперт Северо-Запад»: То есть растет доля иногородних студентов? Из каких регионов РФ приезжают учиться в Петербург? На какие специальности и в какие вузы в этом году были самые большие конкурсы?

Андрей Максимов: Да, доля иногородних студентов становится больше. В начале 2000-х годов у нас было 33-38% иногородних первокурсников, поступающих на бюджетные отделения. В этом году доля иногородних – 68%. Приезжают из всех регионов, даже с Дальнего Востока, но в основном это Северо-Запад, Север. Иностранных студентов в этом году 2% от общего числа зачисленных (663 человека).

Самый большой конкурс в этом году был в Северо-Западный институт управления Российской академии госслужбы и народного хозяйства, СПбГЭУ, СПбГУСЭ, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет. Наибольший рост конкурса (с 3,33 до 10,93 человек на место) был в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Самой большой популярностью у абитуриентов пользуются направления «Экономика и управление», «Культура и искусство». В направлении «Экономика и управление» популярно «Государственное и муниципальное управление», конкурс на эту специальность в СПбГЭТУ был более 100 человек на место. В направлении «Культура и искусство» также более 100 претендентов на место было в университете технологии и дизайна на специальность «дизайн».

Еще одной особенностью приемной кампании стало сокращение контрольных цифр приема на гуманитарные и экономические специальности. Но возрос показатель приема на инженерно-технические специальности. Значительно выросла популярность медицинских вузов. После трехлетнего перерыва был объявлен конкурс в военные вузы – это тоже повлияло на ход приемной кампании.

Теги: