Уличная торговля под запретом: почему нельзя законно выйти на рынок?

05 июля 2013 в 11:02

Автор изображения: 
Trend. vk.com

Передвижные точки общественного питания за последние несколько лет широко распространились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность. Однако скоро они могут полностью исчезнуть с городских улиц. «Эксперт Северо-Запад» попробовал разобраться в проблеме.

Словосочетание «торговля с автомобиля» сегодня имеет несколько другое значение, чем в девяностые годы. Вполне себе симпатичные фургоны, называемые «купавы», оборудованы всем необходимым, а за качеством продукции следят сразу несколько ведомств. По пути на работу или домой, не заходя в магазин можно купить свежую выпечку, молочные и мясные продукты, взять с собой кофе или суп в стаканчике. Такой вид торговли оказался удобным и бизнесменам, и потребителям. Первым – своей мобильностью, относительно небольшими затратами и тем, что не надо платить за аренду земли, вторым – что можно легко и быстро перекусить на ходу или купить продукты, преимущественно отечественных производителей. А так как товары с автофургонов продаются на законных основаниях, отчисления в городской бюджет тоже идут, и немалые.

Бизнес есть, закона нет

Тем не менее у предпринимателей, занимающихся таким видом уличной торговли, возникли серьезные трудности. Связано это с изменениями в городском законодательстве. Как заявил «Эксперту С-З» один из спикеров, комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга весной снял с себя полномочия по регулированию этого вида торговли, а районные администрации, с которыми, по новым правилам, и придется согласовывать точки продаж, примут полномочия только в марте 2014 год. То есть в этот период ни одна инстанция не может согласовать места уличных продаж в Санкт-Петербурге – ни на уровне города, ни на уровне районов.

По старым правилам, разрешение на продажу товаров с автофургонов-«купав» выдавалось один раз, а дальше собственник каждый год просто продлевал договор с городом. Те, кто не успел выйти на рынок до весны 2013 года, не смогут этого сделать до следующего марта. Кроме того, ряд компаний не сможет и продлить соглашение, так как неизвестно, к кому вообще обращаться до вступления в силу нового закона.

Представитель ООО «СХП ЛОСЕВО», Валерия Ивановна, рассказала о том, что четыре их «купавы», которые компания специально закупила для распространения молочной продукции из хозяйства в Ленобласти по районам города, пришлось сейчас поставить на стоянку, так как их деятельность оказалась незаконной: «У нас какая история: у «Лосево» не так много фирменных магазинов, а спрос большой. Конечно, есть некоторые супермаркеты, например, «Сопот» на Приморской, с которыми у нас партнерское соглашение, однако мы бы хотели продавать молоко, сметану, творог по нашим ценам. Собственные магазины открывать достаточно долго, гораздо выгоднее закупить несколько специальных автомобилей и сделать мобильные торговые точки. «Лосево» как производитель имеет на это право по закону. Но сейчас это фактически невозможно – просто не знаешь, куда нести нужные бумаги. В администрации Василеостровского района, с которой мы вели переговоры, ответили, что наши документы пролежат до марта 2014 года, раньше ничего нельзя сделать. Конечно, это жутко неудобно. Мы теряем дополнительный доход, и потребители не могут получить доступ к нашей продукции»

Исполнительный директор союза малых предприятий Владимир Меньшиков, отмечает, что ситуация на рынке складывается крайне удручающая: «Раньше был простой порядок размещения, упрощенный процесс подачи документов и их согласования. Поэтому многие предприниматели очень азартно откликнулись на идею создания сети автомобильных точек, потому что это удобно, закупили автомобили или взяли в лизинг. Но в марте этого года распоряжение, по которому выдавались места для торговых точек, было отменено. Большинство бизнесменов оказались в очень непростой ситуации, из нее по факту лишь два выхода – либо разоряться и уходить с рынка, либо выходить за правовое поле и действовать нелегально. Потому что на сегодняшний момент просто нет законов, регулирующих такой вид торговли».

Бессрочные изменения

В самом комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка на запрос из редакции ответили, что комитет «никаких полномочий с себя не снимал, и продолжает выполнять вверенные ему функции». При этом заявки от бизнесменов ведомство отказывается рассматривать, ссылаясь на то, что готовятся поправки в городское законодательство: «В настоящее время осуществляется формирование схемы размещения нестационарных торговых объектов, до утверждения которой размещение таких объектов осуществляется в соответствии с адресной программой размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка, утвержденной комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли». Однако сроки, когда эта схема будет сформирована, в официальном ответе указаны не были.

В адресную программу, начавшую действовать несколько лет назад, попали в основном крупные сети – «Буше», «Тили-тесто» и другие. Но и они скоро окажутся в равных условиях с теми, кто не успел начать уличную торговлю с автомобилей на законных основаниях, и им также придется убрать свои фургоны с улиц города. Потребители к таким изменениям относятся крайне негативно: «Ужас какой. Есть точки, где торгуют, чем ни попадя, а качественную питерскую продукцию не пускают!» – возмущается на форуме «Лосево» одна из постоянных покупательниц.

Несмотря на оптимистичные заявления комитета по развитию предпринимательства о том, что новые поправки призваны сократить и упростить процедуру получения соответствующих разрешений, в ведомстве не смогли сказать, что же делать владельцам торговых точек до того момента, когда новый закон будет принят.

«Мы обратились в комитет по экономическому развитию и к уполномоченному по защите прав предпринимателей с просьбой не прерывать хотя бы работу тех, кто уже работает, не отменять старый документ до вступления в силу нового, - сообщил  исполнительный директор союза малых предприятий Владимир Меньшиков. – Да, в старом законе есть отдельные пункты, которые вызывают юридические претензии, и менять его было необходимо. Но почему-то не учли тот факт, что бизнесменам надо как-то работать».

Большинство компаний стремятся к диалогу с городом и к тому, чтобы соблюдать законы. Но есть и недобросовестные предприниматели: «Существует ряд компаний, которые сейчас осуществляют деятельность на незаконных основаниях. Их можно понять, но с другой стороны, они вызывают сильное возмущение тех, кто хочет осуществлять деятельность без нарушений – они предлагают проекты, собирают все справки и документы, а работать-то нельзя! При этом рядом с тобой стоят те, кто все без всяких разрешений, и у них торговля идет», - отмечает нарастающую напряженность Владимир Меньшиков.

Конфликтные администрации

Основные трудности испытывают все-таки молодые предприниматели, которых, по идее, город должен поддерживать наиболее активно: «Сейчас появилось очень много талантливых ребят с интересными бизнес-проектами, желающих заниматься уличной торговлей и развивать как-то эту область. Но на законодательном уровне такие возможности сильно ограничены, нормальный диалог с городом не налажен», – считает Антон Королев, соучредитель сети Anygroup, известной своими оригинальными проектами создания «ресторанов на каждый день», где блюда готовятся из свежих продуктов и по качеству выше фаст-фуда, ненамного отличаясь от него по цене. «Как бы мы ни хотели выйти на рынок, мы просто не можем сделать это по закону», – жалуется представитель компании «Лосево» Валерия Иванова. Кстати, она отмечает, что среди муниципальных властей тоже есть недовольные инициативой городского правительства: «Мы знаем, что есть те, кто заинтересован в развитии этой сферы, например, сейчас ведем переговоры с Московским районом. Они хотят оказать нам поддержку, но неизвестно, как решать этот вопрос вообще, у них пока нет закона».

Некоторые бизнесмены отмечают, что, несмотря на претензии к предыдущему закону касательно установки передвижных торговых объектов, новые поправки тоже вряд ли поспособствуют адекватному диалогу города и предпринимателей: «Для многих гораздо интереснее развиваться сетью точек, нежели чем делать какие-то локальные маленькие проекты, – сообщает Антон Королев. – Чтобы согласовать только одну точку продажи, требуется год. Раньше можно было параллельно согласовывать до десяти таких точек разом, сейчас же придется с каждым районом договариваться по каждому пункту. И надо заметить, что далеко не все оказываются дружелюбными и оперативными». В отличие от «Лосево», компания имела крайне негативный опыт взаимодействия с районной администрацией: «У нас был прецедент с павильоном на Московском проспекте. Заключили договор аренды с администрацией района, имели все необходимые документы. Но чем-то мы, видимо, не понравились. К нам приехал глава районной администрации и сказал, чтобы убирались по-хорошему, иначе хуже будет. Договор аренды, кстати, у нас так до сих пор и лежит».