Из кресла чиновника – в кресло менеджера

27 июня 2013 в 10:46

Как складывается карьера госслужащего после ухода с занимаемой должности? Зачастую после сложения полномочий чиновники уходят в бизнес, и тому есть масса примеров, особенно в Санкт-Петербурге. Но у такого перехода есть свои плюсы и минусы, о которых всегда следует знать.

 

Исход чиновников

 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко дал петербургскому бизнесу много свободных кадров: большое количество чиновников вышло на рынок труда проведенных губернатором после кадровых перестановок.

 

Есть примеры весьма известные. Валерий Сердюков, бывший глава Ленинградской области, ныне числится в совете директоров «Газпромнефти». Отставной вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский стал заместителем председателя правления ВТБ. Алексей Чичканов – исполнительный вице-президент Газпромбанка – ранее возглавлял петербургский комитет по инвестициям и стратегическим проектам. А Вера Дементьева, прежде руководившая КГИОП, теперь – директор ГМЗ «Павловск».

 

Самый известный пример за последнее время – бывший сенатор Андрей Молчанов, который ушел из Совета Федерации, будучи назначенным на один из руководящих постов в промышленно-строительной группе «ЛСР».

 

Но далеко не всегда бывшие чиновники встраиваются в деловую среду. Карьера госслужащего в бизнесе может сложиться успешно, если у него уже был подобный опыт до работы на государственной службе. Но чаще всего, как отмечают эксперты, такие попытки кончаются неудачей.

 

(на фото: Андрей Молчанов)

 

Встроиться в систему

 

Как бывшие сотрудники государственных структур находят себе место в бизнесе, «Эксперт Северо-Запад» поговорил с генеральным директором консалтинговой группы «Беспалов и партнеры» Александром Беспаловым.

 

«Бывшие сотрудники государственных структур, как правило, ценятся в бизнесе за их связи и контакты – способность решать вопросы в органах госвласти, – рассказывает Беспалов. – Крупные компании переманивают к себе бывших чиновников для организации лобби – в первую очередь в тех направлениях, где те работали.

 

Знание процессов, протекающих в комитетах и ведомствах «изнутри», регламентов принятия решений, а также «точек влияния» позволяет ускорить решение множества задач, особенно в таких сферах, как, например, строительство.

 

Профессионализм чиновника как управленца оценивается реже, так как суть и цели управления в органах государственной власти кардинально отличаются от принятых в бизнесе – если в бизнесе важен результат, то в ОГВ зачастую это умение подстраиваться под систему».

 

 

Подводные камни

 

У бывших чиновников, уходящих в бизнес, есть как плюсы, так и минусы для компании-работодателя.

 

Из плюсов – профессионализм в работе с документами, умение правильно выстроить процесс согласования необходимых бумаг с государственными структурами и хорошее знание той области, в которой чиновник был занят на госслужбе. Словом, бывший чиновник полезен бизнес-структуре именно тем, что умеет выстроить диалог с государством. Помимо этого, полезными оказываются и его связи.

 

Есть, однако, у таких сотрудников и минусы. Среди таковых эксперты называют долгий процесс адаптации: работа в бизнесе совсем не похожа на то, чем нужно было заниматься в государственных структурах, а чиновники за это время привыкают к собственной власти и к обширному аппарату. Также распространено мнение, что чиновники за время своей работы на государство привыкают к стабильности, социальной защищенности и четким правилам, что далеко не всегда присуще бизнесу. Напротив, бизнес зачастую требует от человека мобильности, обучаемости и умения противостоять стрессу. В такой динамичной среде чиновник, привыкший к спокойствию и последовательности, может запросто растеряться.

 

Также среди минусов бывших государственных служащих указывается привычка ориентироваться на процесс, а не на результат.

 

На подводные камни наталкиваются не только компании, взявшие на работу отставного чиновника, но и сами бывшие сотрудники государственных структур. Зачастую это зависит от статуса служащего: чиновники низкого ранга имеют возможность значительно повысить уровень дохода, а их коллеги из среды высокопоставленных работников скорее всего имеет шансы столкнуться с заметным снижением своих доходов. Ведь помимо основного дохода чиновник высокого ранга имеет также разнообразные привилегии и льготы. В бизнесе таких гарантий никто не предоставляет: сотрудник, как правило, сам оплачивает дополнительные расходы, связанные со своей работой.

 

Получается, что иногда высокопоставленному сотруднику государственных структур намного проще уйти на более низкую должность, чем пробовать свои силы в бизнесе. Это обусловлено еще и тем, что за выслугу лет чиновнику автоматически начисляется прибавка к заработной плате. В свою очередь, зарплата экс-чиновника более низкого ранга в бизнес-структуре может заметно увеличиться.