Top.Mail.Ru
  • USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -85.53
  • CNY Бирж 28.85 +-16.28
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
Эксперт-2024 прием заявок завершен
Лента новостей

Оптический кабель свяжет Арктику

Экономика
Юрий Банько
Оптический кабель свяжет Арктику
Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»
Сегодня в мире насчитывается более 550 подводных интернет-кабелей протяженностью почти полтора миллиона километров. Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС), получившая название «Полярный экспресс», прокладывается по дну арктических морей Северного Ледовитого океана между Мурманском и Владивостоком с точками выхода по трассе Северного морского пути (СМП). Достоинство ВОЛС — невосприимчивость к электромагнитным помехам, высокая пропускная способность.

Проект реализуется в соответствии с Указом Президента России от 26.10.2020 года № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации» и направлен на развитие портовой инфраструктуры на трассе Северного морского пути, создание цифровой инфраструктуры для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике, решения задач геологоразведки, обеспечения связи с населенными пунктами Арктического побережья России.

Реализацией проекта, который осуществляется под эгидой Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Морсвязьспутник», занимается группа компаний АО «Управление перспективных технологий», которому предстоит проложить волоконно-оптический кабель общей протяженностью свыше 13 тысяч километров, более 150 оптических усилителей, пропускной способностью 104 Тбт/сек. На мелководье кабель заглубляется в морское дно на полтора метра, чтобы его не повредили якоря судов и тралы.

Связь необходима, как воздух

1 (1).jpg Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

На совещании по развитию городов Арктики, состоявшемся в декабре 2023 года, президент России Владимир Путин заявил, что освоение Арктического региона является приоритетом для России. Масштабные планы по запуску крупных инвестиционных проектов связаны не только с их экономической целесообразностью, но и с желанием заложить мощный фундамент для социального развития региона.

В Российской Арктике, состоящей из 13 регионов, проживает 2,6 миллиона человек. Это — сокровищница полезных ископаемых, это регион, имеющий стратегическое, оборонное значение для России. Здесь реализуют свои проекты такие компании, как «НОВАТЭК», «Норникель», «Роснефть», «Росатом», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ». Арктика — это Севморпуть, важнейшая морская транспортная коммуникация, часть инфраструктурного комплекса Крайнего Севера, связующее звено между российским Дальним Востоком и западными районами страны. Нормальное функционирование портов, жизнедеятельность городов и поселков, крупнейших экономических объектов в современных условиях невозможны без оперативного получения больших объемов информации.

Именно поэтому и реализуется проект «Полярный экспресс». ВОЛС, состоящая из шести пар оптических волокон и токопроводящего элемента для электропитания 150 оптических усилителей, не только свяжет Владивосток и Мурманск, но и будет иметь ответвления к промежуточным объектам в Амдерме, Диксоне, Тикси, Певеке, Анадыре, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске.

На международной выставке «Транспорт России», состоявшейся 15–17 ноября 2022 года, с проектом «Полярный экспресс» познакомился председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Незадолго до этого, в октябре 2022 года, был сдан первый участок ВОЛС от Териберки до поселка Амдерма протяженностью более 1250 километров, который проложило кабелеукладочное судно «Яуза» Управления перспективных технологий.

obkhod_mishustina_2022.jpg Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

Об интересе к данному проекту говорит то, что соглашения о сотрудничестве с ФГУП «Морсвязьспутник» подписали губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин (в соответствии с соглашением к ВОЛС будут подключены города Певек и Анадырь, а от них населенные пункты Провидения, Эгвекинот, Лаврентия и Беринговский), с председателем правительства Республики Саха (Якутия) Андреем Тарасенко (о подключении к ВОЛС поселка Тикси, Юрюнг-Хая, Найбы, Нижнеянска, села Русское Устье и поселка Черский), компания ООО «Единство» (группа компаний «Норникель»), АО «Атомэнергопром» и ПАО МТС. ВОЛС обеспечит высокоскоростной доступ к сети Интернет и цифровым сервисам.

Не исключено, что будет создаваться и сеть дата-центров, которые будут обслуживать стратегические проекты развития Арктики, в том числе Северного морского пути. Их строительством и развитием будет заниматься частный бизнес с государственной поддержкой. Дата-центр — это центр хранения и обработки данных, связанная система ИТ-инфраструктуры, распространения информации в интересах корпоративных клиентов.

История проекта

PHOTO-2024-03-04-21-00-12 (1).jpg Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

Связь в Арктическом регионе России обеспечивала стратегическая тропосферная радиорелейная линия связи «Север» протяженностью 13 200 километров, построенная еще в конце 60-х годов вдоль побережья Северного Ледовитого океана на базе оборудования «Горизонт-М». Строительство осуществлялось в 1966–1970 годах. Она состояла из 46 тропосферных радиорелейных станций, расположенных вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов. Большую часть станций обслуживали военнослужащие. Расстояние между ретрансляторами составляло от 100 до 400 километров. «Горизонт-М» имел четыре параболические антенны размерами 30×30 метров. Рядом находились техническое здание, казарма, общежитие для офицеров, склады, дизельная электростанция. Эксплуатация линии связи «Север» доказала свою эффективность, но обходилась недешево. Развитие спутниковой связи, развал СССР, падение интереса к экономическому освоению Арктики в первое десятилетие постсоветского периода привели к тому, что станции начали консервировать, а последняя из «Горизонт-М» прекратила работу в 2003 году.

С началом реализации крупномасштабных проектов на арктическом побережье, возрождением Севморпути встал вопрос об обеспечении хозяйствующих субъектов, портов и населенных пунктов надежной связью.

Проложить оптико-волоконные кабели по дну морей Северного Ледовитого океана по трассе Северного морского пути планировали участники проектов Arctic Connect, «Северное Сияние» и «Полярный экспресс». Проект Arctic Connect предполагал прокладку ВОЛС от Хельсинки до Токио. Была даже проведена геологическая съемка морского дна, инженерно-геологические исследования донных грунтов. К проекту, кроме «МегаФона» и финской компании Cinia Оу, создавших компанию Arctic Link Development Oy, присоединилась японская торгово-инвестиционная компания Sojitz Corporation. Однако 27 мая 2021 года «Ведомости» сообщили, что «МегаФон» заморозил проект.

Проект «Северное Сияние» компании ОАО «Супертел» также отложен. В результате в настоящее время идет реализация только проекта «Полярный экспресс» по строительству подводной трансарктической волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по маршруту Мурманск — Владивосток.

ВОЛС создаст альтернативу спутниковой связи для северных широт, позволит развивать цифровую инфраструктуру. Срок реализации проекта 2020–2028 годы. Он финансируется из государственного бюджета и обойдется в 65 миллиардов рублей.

Благодаря ВОЛС надежными каналами связи будут обеспечены 18 портов Арктической зоны и 22 порта на Дальнем Востоке.

Сергей Спиридонов, первый заместитель генерального директора ОЭК («Объединенной Энергостроительной Корпорации»), строящей гидротехнические объекты нефтепорта «Бухта Север» в ходе беседы когда-то сказал в интервью «Эксперту» такую фразу: «Без связи нет надежного и эффективного управления. Мы вступили в эпоху принятия быстрых решений. ВОЛС обеспечит огромный объем трафика по передаче информации. Она необходима для развития Арктического региона. Я бы сказал, что Север будет прирастать системами связи».

Прокладка ВОЛС идет полным ходом

Яуза и судног снабжения.jpg Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

Стартом работ было 5 августа 2021 года, когда судно-кабелеукладчик «Нортэн Вэйв» отошло от причала в Мурманске к Териберке, где 6 августа водолазы с помощью специальной муфты соединили кабель, уходящий от береговой станции в море. После завершения прокладки кабеля судном «Нортэн Вэйв» к работе приступило судно-кабелеукладчик «Яуза», которое, завершив свою миссию у поселка Амдерма, 30 сентября 2022 года вернулось в Мурманск. Итогом работ стала прокладка ВОЛС протяженностью 1250 километров.

Во всех точках маршрута, где ВОЛС будет выходить на берег, предстоит горизонтально направленное бурение, чтобы пропустить кабель с берега через трубу на береговые станции. Все работы по выполнению горизонтально направленного бурения скважин длиной около километра группа компания АО «Управление перспективных технологий» осуществляет без привлечения субподрядчиков своим персоналом и своим оборудованием.

В 2023 году проводились морские изыскания по трассе прокладки оптико-волоконного кабеля до Диксона и на Дальнем Востоке, а в 2024 году предстоит прокладка оптико-волоконного кабеля к поселку Диксон. Береговая инфраструктура состоит из береговых станций, включающих модуль системы приема-передачи и управления, модуль основного электропитания, модуль резервного электропитания с дизель-генератором и запасами топлива на 10 суток автономной работы, а также модуль ЗИП. Первая береговая станция была возведена в поселке Териберка в 2020 году, в 2022 году в Амдерме, а на Диксоне будет построена в 2024 году.

От Диксона ВОЛС пойдет далее к Тикси, Певеку, Анадырю, Петропавловску-Камчатскому, Южно-Сахалинску, Находке с выходом на конечный пункт — Владивосток с завершением работ в 2028 году.

Прокладкой ВОЛС и технической поддержкой строительства занимается целый флот специализированных судов группы компания АО «Управление перспективных технологий». Ведь по маршруту прокладки кабеля необходимо провести морские изыскания, гидрографические и гидрологические исследования, произвести расчистку маршрута, проложить кабель, заглубив его в грунт до полутора метров, где необходима дополнительная защита при помощи специального плуга.

Импортозамещение в условиях санкций

DSC_0022.JPG Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

Протяженность подводных интернет-магистралей приближается к полутора миллионам километров. Самая длинная из них — панарктическая ВОЛС, прокладываемая компанией Far North Fiber, созданной с участием финской компании Cinia, Far North Digital из Аляски и японской Arteria Networks, длиной 17 тысяч километров, которая к 2026 году соединит Европу, Азию и Северную Америку. Она пройдет под водой от Европы до Японии через Гренландию, Канаду, Аляску, Норвегию, Финляндию и Ирландию.

Проект 2Africa Pearls протяженностью 45 тысяч километров соединит Европу, Азию и Африку.

Реализовывали проекты по прокладке ВОЛС и в России. Это «Дания — Россия № 1»; «Россия — Япония — Корея»; «Италия — Турция — Украина — Россия»; «Финляндия — Россия»; «Кингисепп — Калининград»; «Грузия — Россия»; «Япония — Россия (Находка)»; «Япония — Россия (Невельск)»; «Сахалин — Курильские острова»; «Камчатка — Сахалин — Магадан»; «Россия — Керчь».

Но в нашей стране оптико-волоконные кабели для прокладки по дну морей не производились. Они закупались или в США, или в Японии. Понятно, что в условиях санкций в отношении России говорить о закупках подводных волоконно-оптических кабелей за рубежом не приходится.

В России научились производить оптическое волокно в АО «Оптиковолоконные Системы» на первом российском заводе в городе Саранске. Первый образец оптического волокна был получен в мае 2015 года.

Не было в России и завода по производству подводных оптоволоконных кабелей с выходом на порты отгрузки на кабелеукладочные судна. И такой завод был создан в Мурманске. Свою работу новый завод в Мурманске на территории Мурманской судоверфи начал 30 июля 2021 года. Этот завод — пример импортозамещения в условиях санкций.

Что представляет собой электрический кабель, знают даже те, кто вплотную не связан с электро- и радиотехникой. А вот что представляет из себя волоконно-оптический кабель связи — далеко не каждый. Среди этих далеко не каждых и автор данных строк.

Обычный электрический кабель — это токопроводящие жилы из меди или алюминия, покрытые изоляционной оболочкой, электрическим экраном в виде оплетки из алюминиевой проволоки или фольги и внешней изоляционной оболочки из металла, пластика, резины или ПВХ.

DSC_0013.JPG Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

Устройство волоконно-оптического кабеля намного сложнее. Чтобы познакомиться с производством кабеля для прокладки подводной оптоволоконной линии связи, нужно было попасть на территорию Мурманской судоверфи, и уж затем на территорию цеха этого завода. Мне удалось.

1 сентября 2023 года этот завод посетил заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров. Завод состоит из четырех производственных линий по изготовлению кабеля. Производственная мощность 2 тысячи километров кабеля в год с выходом на 3 тысячи километров на пике производства. В принципе, в условиях крайне короткого безледового периода в морях Северного Ледовитого океана больше проложить сложно.

Кнопку пуска завода 30 июля 2021 года нажал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. «Очень здорово, что это новые высокотехнологичные рабочие места для наших жителей. Уверен, что с учетом тех преференций, которые сейчас есть в Арктике, благодаря территории опережающего развития, таких производств будет становиться все больше и больше», — сказал Андрей Владимирович.

Завод по выпуску волоконно-оптического кабеля группы компаний АО «УПТ» построила на свои средства. На это ушло два года. Сейчас завод выпускает кабель отрезками длиной 17, 35 и в основном 50 километров, Оптоволоконный кабель производится из отечественных материалов, которые поступают с заводов в Саранске и в Перми. Пермский завод «Инкаб» ведет свою историю с 2007 года и успел произвести 695 050 километров кабеля различного предназначения, переработав 17 342 160 километров оптического волокна.

DSC_0017.JPG Фото из архива «Эксперт. Северо-Запад»

Познакомиться с процессом изготовления кабеля для ВОЛС удалось во время посещения завода, пройдя вдоль всей технологической цепочки. Процесс изготовления непростой: на оптический модуль, в котором может быть от 8 до 32 волокон, скручивается стальная и медная проволока, затем все это закрывается медной лентой, которая сваривается на специальном станке в трубку. На все это наносится два слоя полиэтилена, затем стальная проволока и шпагат, которые пропитываются герметиком. Ежедневно выпускается 5 километров кабеля. Вес одного километра кабеля достигает 3 тонн, а двухбронного кабеля — 4 тонн. Перед тем как кабель уйдет на склад и затем на кабелеукладочное судно, он подвергается проверке на герметичность под водой с подачей на него высокого напряжения. В городе Псков группы компаний АО «УПТ» производит муфты и соединители для подводных кабелей, а также разработан и специальный плуг для заглубления кабеля в морское дно, способный выполнять работы в арктических условиях

Реализация проекта «Полярный экспресс» позволит не только развить портовую и цифровую инфраструктуру, но и обеспечить связью и интернетом регионы арктического побережья и Дальнего Востока, нефтегазовые компании, работающие на арктическом побережье.

По своим возможностям скорости передачи данных ВОЛС превзойдет спутниковую связь.

Прокладка линий коммуникаций, подобных ВОЛС, является одним из важнейших направлений инфраструктурного развития Арктики. Проложенная волоконно-оптическая линия связи позволит гарантировать надежное предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Севморпути, позволит передавать информацию, требуемую для оперативного мониторинга движения судов в Арктике.

Поддержите редакцию EXPERT Северо-Запад

Благодаря вам мы развиваем независимую деловую журналистику в России, готовим отраслевую аналитику и привлекаем к работе лучших экспертов.

Поддержать редакцию
Материалы по теме отрасли
В Петербурге благодаря ФРП наладили выпуск импортозамещающих комплектующих для «Газпрома»
Экономика, 22 апр 12:28
В Санкт-Петербурге «ОПК — Восход» наладила серийный выпуск импортозамещающих полимерных фитингов с закладными нагревателями.
ПСБ в 1,5 раза увеличил объем кредитования корпоративного бизнеса Санкт-Петербурга и Ленобласти
Экономика, 18 апр 15:56
Портфель кредитов ПСБ, выданных крупному бизнесу Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вырос по итогам 1 квартала 2024 года на 50% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
ВТБ финансирует на 2,4 млрд рублей строительство молочной фермы в Архангельской области
Экономика, 18 апр 15:49
Финансирование предоставлено на 15 лет в рамках программы льготного кредитования Министерства сельского хозяйства РФ.
Свежие материалы
Картина недели: 19 — 27 апреля
Общество, Вчера 15:43
Рассказываем о главных событиях в России и мире, которые произошли с 19 по 27 апреля — от объявления главной темы ПМЭФ-2024 до решения Александра Беглова участвовать в выборах губернатора Петербурга.
Полуденная сводка: кризис на Украине, 27 апреля
Общество, Вчера 12:00
Сводка ключевых экономических и политических событий, происходящих c 792 по 794 день российской военной спецоперации на Украине.
От Северных ворот к перекрестку
Новые политические и экономические реалии предопределили Мурманскому порту новую важную роль. Теперь вопрос в том, как своевременно подготовиться к ее исполнению.