Зарубежный круиз «Серебряного ожерелья России»

25 ИЮЛЯ 2016 В 09:47

Масштабный проект по развитию туристского сектора экономики Северо-Западного федерального округа – «Серебряное ожерелье России», – выходит на зарубежные рынки. Старт продвижению проекта был дан в Хельсинки в формате музыкального фестиваля, знакомящего жителей столицы Финляндии с культурой и историей российских регионов

 

Экономические же аспекты проекта и перспективы его развития широко обсуждались в рамках деловой программы, организованной журналом «Эксперт Северо- Запад». Так, в рамках первой конференции, посвященной перспективам развития въездного туризма, эксперты отмечали, что наряду с богатым историко-культурным достоянием региона решающими стимулами для стар- та продвижения проекта «Серебряное ожерелье России» послужила, во-первых, инициатива Министерства культуры России и полномочного представительства Президента России в Северо-Западном федеральном округе формализовать взаимодействие в рамках развития туризма региональным соглашением, подписанным губернаторами всех регионов окру- га, и, во-вторых, деятельность открытого год назад первого офиса Visit Russia в Хельсинки, созданного в партнерстве с паромной компанией St. Peter Line. 

 

 

Все флаги – в гости к нам 

«Первый офис Visit Russia в Хельсинки был открыт в июле 2015 года, и всего за один год национальные маркетинговые туристские офисы России появились еще в восьми городах мира. А до конца 2016 года их общее число возрастет до 14: новые представительства откроются в Милане, Вене, Мадриде, Париже», – рассказала заместитель министра культуры России Алла Манилова. Музыкальный фестиваль в Хельсинки стал первым подобным опытом для России. Именно столица Финляндии выбирается как пилотная площадка не только потому, что наши страны имеют прочные исторические, географические, культурные и человеческие связи, но и потому, что Хельсинки – это крупный морской хаб. Поэтому совместные проекты будут способствовать привлечению не только туристов из скандинавских стран, но и увеличению туристического потока в Россию из США, Великобритании, Китая и других стран. Также этому уже способствует введенный трехдневный безвизовый режим въезда в Россию для туристов, прибывающих в Санкт-Петербург на паромах. 

 

«Санкт-Петербург – это бриллиант «Серебряного ожерелья России». Это основная транспортная инфраструктура, которая абсолютно готова к приему туристов из любых регионов, любых стран. И транспортное сообщение позволяет развивать любые туристские продукты. Но есть еще 11 регионов Северо-Запада, которые вместе с Санкт-Петербургом и создают образ «Серебряного ожерелья России», будто драгоценности в туристской коллекции мира, которые идеально дополняют друг друга. То, что есть на Северо-Западе, – недостающая часть палитры российского туризма», – отметил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев. 

При этом реализация проекта станет реальной точкой роста для всего округа. «Объединение 11 регионов в единый туристский маршрут – это неограниченные возможности для всех сфер бизнеса, транспорта и инфраструктуры, создания новых рабочих мест. Популяризация данного проекта привлечет бюджеты различных уровней. Продвижение того или иного направления откроет возможности для потенциальных инвесторов развивать эту инфраструктуру и инвестировать в бизнес-проекты в туризме – сегодня самой активно развивающейся отрасли экономики во всем мире», – комментирует генеральный директор компании St. Peter Line Сергей Котенев. Вторую часть деловой программы – круглый стол с участием финских экспертов, предваряющий непосредственное открытие музыкального фестиваля, – посвятили событийному туризму как драйверу увеличения турпотока. Эксперты и гости проекта Министерства культуры РФ и Федерального агентства по туризму познакомились с опытом проведения крупных фестивалей в Финляндии. Несколько практических кейсов представили менеджер по развитию Visit Helsinki Лааура Аалто и заместитель мэра города Хельсинки по социальным вопросам и здравоохранению Пиа Панхелайнен. 

 

 

Кластер в Репино как жемчужина «Ожерелья» 

Особый интерес у участников круглого стола вызвала презентация нового креативно-туристического кластера, формирующегося сейчас в Курортном районе Санкт-Петербурга вокруг расположенного в поселке Репино музея-усадьбы художника Ильи Репина и способного стать одним из важных маршрутов «Серебряного ожерелья России». 

 

Главный редактор «Эксперта Северо-Запад» Роман Романюк, выступающий модератором круглого стола, представил основные положения концепции нового кластера. Так, самому его формированию способствует богатая историко- культурная среда этих мест, уникальная природа и экология, удобная транспортная доступность как к центру города, так и к крупным магистралям, таким, как трасса «Скандинавия». И, что особенно важно, собственная целевая аудитория, отличная от стандартных туристических потоков города в целом, позволяющая создать дополнительный приток новых целевых групп. Предпосылками для создания кластера является сформировавшаяся инфраструктурная среда индустрии гостеприимства, представленная отелями, санаториями и спа-комплексами, медицинскими центрами и спортивными объектами, ресторанами и кафе. Здесь расположены многие исторические и культурные достопримечательности федерального и мирового масштаба, связанные с историей Финляндии и представляющие туристический интерес международного уровня. Создание кластера призвано обеспечить сбалансированное развитие центров привлечения туристического потока и событийного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вне категорий «высокого» или «низкого» сезона. 

 

 

Уже сегодня в рамках кластера объединяются музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», историко-культурный музейный комплекс В.И. Ленина в Разливе и другие музеи, а также целый спектр санаториев, пансионатов и медицинских учреждений, таких как «Балтиец» и «Буревестник» (оба пансионата входят в холдинг «Каротекс» – один из инициаторов создания кластера), «Дюны», «Сестрорецкий курорт» и др. К проекту уже присоединилось и вузовское сообщество, в том числе Санкт-Петербургская академия художеств, готовая выступить инициатором создания творческих проектов, и Санкт-Петербургский государственный экономический университет, который прорабатывает концепцию развития кластера. 

 

Интерес к проекту проявили и ряд бизнес-структур разных профилей, среди которых ГК «Каротекс», Seven Suns Development, Jensen Group и другие. В создании кластера в Репино заинтересованы и госструктуры, как федеральные в лице Минкультуры и Ростуризма, так и региональные: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, администрация Курортного района и муниципальные органы власти, а также различные творческие объединения – региональные отделения Российского союза работников культуры и Союз архитекторов, а также Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

 

Предполагаемой формой реализации проекта является государственно-частное партнерство. Среди перспективных направлений реализации проекта отмечается создание календаря культурных и творческих событий, ориентированных на участие в федеральных и региональных программах, запуск новых проектов, таких как творческо- музыкальный фестиваль «Балтийская волна», проведение международных художественных школ, проведение культурно-исторических квестов и т.д. Безусловно, успешному продвижению кластера будет способствовать и возрождение загородного комплекса «Дом творчества журналистов» Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который может стать медиацентром международного уровня, принимающим на своей площадке иностранных жу рна листов в рамках перекрестных медиамероприятий. Особое внимание будет уделяться медицинскому, спортивному и wellness- туризму. Конкретный пример – создание на базе пансионата «Буревестник» многофункционального центра высокотехнологичной помощи. Инициаторы проекта прорабатывают конкретные предложения по сотрудничеству с государственными структурами. В том числе необходимо содействие в формировании и регистрации кластера как формальной структуры, включение его в программу развития Санкт-Петербурга как туристического центра, в программы развития сферы культуры и туризма на региональном и федеральном уровнях, поддержка во взаимодействии с Федеральным агентством по туризму при включении в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». 

 

Туризм станет драйвером экономики Санкт-Петербурга 

Андрей Мушкарев , председатель Комитета по развитию туризма СПб: 

– Бренд «Серебряное ожерелье России» разрабатывался порядка двух лет, и это, пожалуй, первый раз в России, когда все так тщательно проработано от начала и до конца: разработана концепция и ее бренд, продумана реализация во всех задействованных городах и регионах, подготовлены конкретные маршруты. Это реально готовый продукт, который можно уже промотировать. И фестиваль в Хельсинки – это первый шаг по его продвижению за границей. 

Презентация потенциала Северо-Западного региона России и Санкт-Петербурга как внутри страны, так и за рубежом крайне необходима. В Санкт-Петербурге проходит очень много разных событий – от «Алых парусов» и до экскурсий по крышам с руферами, с которыми мы сейчас взаимодействуем на уровне комитета. Например, 28 октября состоится фестиваль «Музыка света» – крупное яркое городское мероприятие со своим брендом, центром которого станет световое представление, сравнимое по размаху с шоу, устраиваемыми в Марселе, Вене и Москве. Также есть договоренности с Эрмитажем и другими музеями о проведении выставок и других специальных событий в низкий сезон, который у нас длится целых восемь месяцев. Также в это время можно проводить театральные сезоны и музыкальные фестивали, чтобы привлекать в город туристов на протяжении всего года. Придумать можно все что угодно, но, если не будет никакого промоушена, в том числе за рубежом, никто об этих событиях никогда не узнает. Это большая проблема. Министерство культуры России сейчас на этот аспект обращает внимание, и Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга будет активно заниматься продвижением городских проектов, особенно через Интернет. 

Туризм – это самая быстрорастущая отрасль экономики в мире, даже на фоне кризисных проявлений. Это огромные доходы в бюджет, которые в России никто и никогда не просчитывал до копейки. Тогда как в той же Финляндии знают с точностью до цента, сколько каждый турист приносит в каждый город. Я уверен, что туризм может стать для Санкт-Петербурга основным драйвером экономики. Здесь можно и нужно применять хорошо известные мне бизнес-подходы. Потенциал роста туристической отрасли в два и даже в три раза в перспективе 10-15 лет у города, безусловно, есть. Главное для достижения такого результата – планомерно развивать низкий сезон через событийный туризм, конгрессно-выставочную деятельность, культурно- познавательные мероприятия. Сейчас мы готовим большую программу по развитию туризма в Санкт-Петербурге в перспективе трех, пяти и десяти лет. И я уверен, что с четкой дорожной картой работа пойдет гораздо эффективнее.
 

«Соглашение между всеми 11 субъектами Северо-Западного федерального округа, вместе с Ростуризмом и Минкультуры, о создании и продвижении этого проекта и бренда было подписано в конце марта 2016 года, – отмечает заместитель полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева. – А всего три месяца спустя с момента запуска «Серебряного ожерелья России» мы уже позиционируем в Хельсинки Северо- Запад как единый регион с уникальной историей, монастырями и этнокультурой, природой и экологией и т.д. Да, жители Финляндии хорошо знают Санкт- Петербург, Выборг и Карелию. Но мы говорим: взгляните на весь регион. Я думаю, что такое продвижение просто необходимо, мы можем себе позволить рекламировать Северо-Запад, для этого уже создана инфраструктура». Важно также, что привлечение новых потоков туристов позволит развивать малый и средний бизнес. 

 

«Такие кластеры, как проект, реализуемый в Курортном районе Санкт-Петербурга, безусловно, тоже имеют перспективы и найдут спрос как среди местных жителей, так и со стороны российских и зарубежных туристов. Я только «за» такие проекты», – говорит Любовь Совершаева.