Замена переменной

22 апреля 2017 в 18:11

Регионы Северо-Запада увеличили долговую нагрузку по сравнению с докризисным 2013 годом, теперь они ее рефинансируют бюджетными кредитами – откладывают на потом. Собственных доходов не хватает для возврата долгов, а требования выполнения Майских указов не позволяют сокращать расходы

 

Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подготовил обзор долговой нагрузки регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) за 2013-2016 годы. До кризиса перед субъектами поставили амбициозные задачи, изложенные в Майских указах президента, в частности – увеличить заработную плату бюджетников. Еще в 2013 году из регионов часто раздавались жалобы: нет ресурсов для требуемого увеличения расходов. Через год начался экономический кризис, помимо наращивания расходов потребовалось активней балансировать бюджет – прибыль компаний-резидентов сократилась, значит, доходов стало меньше. Поэтому в таких условиях выполнить поставленные цели с тало возможным только за счет заимствований.

 

В целом по СЗФО долговая нагрузка осталась прежней. Отношение государственного долга регионов Северо-Запада к их налоговым и неналоговым доходам с 2013-го по 2016 год увеличилось на 0,7% (данные на 1 января, 2014 и 2017 годы) – с 26,8% в 2013 году до 27,5% в 2016-м. Этот показатель сильно зависит от Санкт-Петербурга – налоговые и неналоговые доходы города равны собственным доходам остальных регионов, вместе взятых. Но без учета этого субъекта динамика остается прежней – в этом случае нагрузка выросла на 1,5% – с 54,5 до 55,9%. По сравнению с 2015 годом она снизилась приблизительно на 1% по всем 11 регионам федерального округа. Хотя совокупная долговая нагрузка осталась практически без изменений за три года, выросла поляризация регионов по уровню долговой нагрузки.

 

Максимальный рост отношения государственного долга к налоговым и неналоговым доходам у регионов, где высокая доля добывающей промышленности. Предприятия этой отрасли оказывали заметную поддержку доходной части бюджета, пока цены на нефть были высокими. В июне 2014 года Brent стоила 111,7 долларов за баррель, в январе 2015 года цена достигла 50 долларов. Год спустя, в январе 2016-го, минимум обновился до 32,1 долларов, после чего начался вялый рост. Такая динамика закономерно изменила объемы собираемых доходов, хотя не в той же самой пропорции – не все доходы формируются за счет сырьевых предприятий.

 

Величина долговой нагрузки в регионах Северо-Запада*, %

Структура государственного долга, млрд руб., Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам, %

 

Сырьевая ловушка

 

Результат таких изменений наглядно показан в Ненецком автономном округе. В прошлом субъект мог похвастаться отсутствием госдолга – наличие добывающих предприятий приносило достаточно денег в казну. Ему удалось избежать займов и в 2014 году, когда цены на нефть начали падать, а по итогам 2015 года отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составило символические 6,5%. Тогда регион привлек банковский кредит в размере 1 млрд рублей, но нефтяные цены продолжили падать и к концу года достигли дна. Поэтому в 2016 году долг вырос до уровня в 3,6 млрд рублей. В это время налоговые и неналоговые доходы сократились на 25,7%, поэтому отношение госдолга к собственным доходам бюджета достигло 31,7% на 1 января 2017 года.

 

Ненецкий автономный округ – новичок в работе с госдолгом, это единственный субъект, у которого в 2013 году задолженность отсутствовала. Бюджетные кредиты приобрели популярность там, где проблемы с обслуживанием госдолга приняли серьезный оборот – начали препятствовать реализации Майских указов.

 

Самая высокая долговая нагрузка в СЗФО в Республике Карелия – 115,1% на 1 января 2017 года, три года назад она составляла 90,7%. Регион увеличил объем бюджетных кредитов с 3,4 млрд рублей в 2013 году до 8,3 млрд рублей по итогам 2014-го. На конец прошлого года их объем достиг 11,7 млрд. Одновременно регион набрал кредиты от кредитных организаций, сначала нарастив их объем с 5,4 млрд рублей в 2013 году до 7,6 млрд в 2015-м, после снизив до 6,5 млрд рублей по итогам 2016 года. В то же время вполне уверенно субъект погашал облигационный заем, который вырос в 2014 году до 5,8 млрд рублей, после чего снизился до 3,9 млрд на конец 2016 года.

 

Долговая нагрузка продолжает расти в Республике Коми, по итогам 2016 года она составила 78,4%, годом ранее была 68,2%, а за 2013 год составила 43,6%. Коми в разы увеличила объемы бюджетных кредитов из-за кризиса. В 2013 году их было 0,7 млрд, в 2014-м стало 3,1 млрд, а в 2015-2016 годы они колебались на уровне 8 млрд рублей. Похожая история случилась и с другими источниками пополнения госдолга. Величина облигационного займа в 2013 году была 4,2 млрд рублей, в 2014 году стало 11,9 млрд, в 2015-м – 20,7 млрд рублей. Часть займа была погашена, и по итогам прошлого года этот показатель составил 16,6 млрд рублей. На фоне такой динамики рост банковских кредитов практически незаметен. В 2013 году их набрали на 12,5 млрд рублей, год спустя нарастили до 13,1 млрд, после погасили и довели их объемы до 4,3 млрд, но в 2016 году снова привлекли заем в размере 16,5 млрд рублей.

 

Рост долговой нагрузки в 2013-2016 годы, %
Рост долговой нагрузки в 2013-2016 годы, %

 

В Архангельской области соотношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам на 1 января 2017 года достигло 90,3%. Регион с 2013 года ежегодно увеличивает долговую нагрузку на 10%. Субъект практически не увеличивает объемы привлеченных кредитов от кредитных организаций. Они немного увеличились в самый трудный период – 2014 и 2015 годы – с 20,5 млрд до 21,6 млрд рублей, после снизились до 20,6 млрд рублей. В то же время бюджетные кредиты показали ощутимый рост – их стоимость составила 0,1% годовых, и часть полученных средств шла на рефинансирование займов от кредитных организаций. До кризиса их было 7,2 млрд, по итогам 2016 года стало 19,9 млрд рублей. Облигационных займов у субъекта федерации нет, государственные гарантии в два раза ниже, чем в 2013 году. Основная сложность – не только рост госдолга на 43,2% по сравнению с 2013 годом, но и неуверенное увеличение налоговых и неналоговых доходов – на 7,5%. За тот же период регионы СЗФО в среднем наращивали поступления на 30%. Согласно отчету Министерства финансов Архангельской области за 2016 год, такие результаты связаны с двукратным падением поступлений от налога на прибыль организаций от плательщиков Ненецкого автономного округа (на 3,3 млрд рублей). В то же время по налогоплательщикам Архангельской области получен прирост доходов на 2,3 млрд рублей, или на 6%.

 

Среди других регионов выделяется Псковская область – там нет масштабной добывающей промышленности, долговая нагрузка продиктована структурными проблемами – низкими прибылями местных предприятий. В регионе на 1 января 2017 года соотношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 98,5%. Такой результат немного лучше прошлогоднего, когда было 100,7%, но заметно хуже результатов 2014 (88,2%) и 2013 года (92,8%). Региону удалось пройти острую фазу кризиса, ожидаемо, что в это время требовалось балансировать бюджет, уделяя меньше внимания структурным проблемам. Поэтому уровень долговой нагрузки несильно отличается от докризисного периода и связан в первую очередь со слабым ростом доходной части бюджета региона.

 

Поменять кредитора

 

Там, где зависимость от добывающей промышленности меньше, удалось избежать роста долговой нагрузки, а в некоторых случаях ее снизить. В докризисном 2013 году только Вологодская область обладала государственным долгом, который превышал ее налоговые и неналоговые доходы на 5,3%. Региону удалось сократить этот показатель до 96,9% в 2015-м и довести до 71% к концу 2016 года. Это произошло за счет увеличения эффективности расходования бюджетов и качества управления государственным долгом. Регион погасил облигации: в 2013-м их было на 6,6 млрд рублей, а в 2016-м стало 0,9 млрд рублей. В то же время сократились банковские кредиты – с 13,9 млрд до 10,1 млрд рублей. Это получилось сделать за счет рефинансирования с помощью бюджетных кредитов. В 2013-м величина бюджетных кредитов составила 6,5 млрд рублей, в 2014 году выросла до 12,6 млрд и в 2017-м достигла 17,9 млрд рублей. По словам заместителя губернатора области, начальника департамента финансов Валентины Артамоновой, в 2017 году регион должен погасить долговых обязательств в сумме 14,3 млрд рублей – это 32% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

 

Для этого региону уже удалось получить бюджетный кредит в размере около 4,5 млрд рублей, который пойдет на погашение заимствований в кредитных организациях. Часть долга планируется погасить за счет собственных средств, по этой причине власти области приняли бюджет с профицитом. Поэтому 3,2 млрд рублей из собственных доходных источников будет направлено на погашение государственного долга. По словам губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, на конец этого года ожидается, что отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составит 63%.

 

Такая динамика сокращения долговой нагрузки делает Вологодскую область абсолютным лидером среди регионов СЗФО. Ленинградская и Новгородская области за три года снизили долговую нагрузку на 10%. В отличие от Вологодской области, эти регионы постепенно сокращали отношение госдолга к собственным доходам. В Ленобласти оно было низким в 2013 году – 16,6%, в 2016-м снизилось до 6,2%. Новгородская область в докризисный период обладала соотношением в размере 78,5%, в 2014-м этот показатель увеличился до 82,8%, после достиг 68,5% по итогам 2016 года. Оба региона, как и Вологодская область, замещали банковские кредиты бюджетными. Символическое снижение в Санкт-Петербурге – с 5,1% в 2013-м до 3% в 2016 году и в Калининградской области – с 7 3,7 до 73,2%.

 

Таким образом, среди регионов Северо-Запада прослеживается тенденция замещения банковских кредитов и облигаций займами от других бюджетов бюджетной системы России. Если по итогам 2013 года бюджетных кредитов по всем регионам СЗФО было 50,3 млрд рублей, то за счет постепенного привлечения их объем на конец 2016 года достиг отметки в 105,1 млрд рублей. В то же время объем банковского кредитования по итогам 2016 года составил 89,6 млрд рублей против 85,1 млрд в 2013 году. Выпуск государственных ценных бумаг показал схожую динамику – 28,5 млрд рублей (в 2013 году было 25,5 млрд рублей). Поэтому субъекты Северо-Запада, которым удалось сократить долговую нагрузку, рано ставить в пример остальным – они это сделали не за счет собственных доходов. С другой стороны, увеличению доходов препятствуют правила распределения сборов между регионами и федеральной властью, о которых уже давно говорят многие аналитики.

 

Несмотря на трудности, важно отметить позитивную тенденцию – в 2016 году по сравнению с 2015 годом количество регионов, которые сумели сократить долговую нагрузку, выросло по сравнению с результатами 2015 и 2014 годов. Во многом это удалось сделать за счет замещения полученных средств от кредитных организаций бюджетными кредитами и оптимизации расходов. Но рассчитывать на то, что долговая нагрузка сократится, рано – в этом году также надо выполнять Майские указы, которые предусматривают серьезную нагрузку на расходную часть, но не предлагают увеличение доходов. Поэтому субъектам потребуется найти такой выход, чтобы снизить государственный долг и быть в состоянии выполнить взятые обязательства.

Сергей Шестаков