Выстроиться в очередь

22 апреля 2017 в 20:00

Автор изображения: 
airportcity.spb.ru

Андрей Канивец: «Говорить сегодня, что такой город, как Санкт-Петербург, перенасыщен бизнес-центрами, все-таки неправильно».

 

Благодаря переезду ПАО «Газпром» из Москвы в Санкт-Петербург городской рынок офисной недвижимости достаточно активен. В минувшем году Северная столица неожиданно поставила рекорд по объему введенных площадей за последние семь-восемь лет, при этом заполнение офисов арендаторами также на рекордной отметке – 250 тыс. кв. м за год. Тем не менее в 2017 году эксперты ожидают сокращения рынка.

 

О тенденциях на рынке коммерческой недвижимости, риске избытка площадей и собственных проектах «Эксперту С-З» рассказал генеральный директор ЗАО «АВИЕЛЕН А.Г.» Андрей Канивец.

 

– В настоящий момент введены две очереди проекта МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург». Сохраняются ли у вас планы по строительству третьей очереди проекта?

 

– Проект МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург» стал достойным украшением нашего города. В нем нашли свое воплощение яркая современная архитектура зданий, самые передовые знания об организации комфортного для арендатора и эффективного для собственника офисного пространства. Доказательством тому – на 100% заполненные арендаторами бизнес-центры: их у нас два. Гостеприимство тоже строится на технологиях, и то, что загрузка отеля Crowne Plaza в составе проекта составляет более 70%, говорит о том, что оператор нашего отеля также один из лучших на гостиничном рынке. А если все складывается так неплохо, то нужно развивать успех, и мы готовим строительство третьей очереди проекта.

 

О сроках начала реализации третьей очереди мы рассуждаем пока осторожно, хотя очень активно обсуждаем и ищем подходы к ней. Доля вакантных площадей в бизнес-центрах класса А сокращается, что очень хорошо, но начинать новые проекты, не понимая, какие компании и когда могут заинтересоваться его арендой, крайне рискованно. Поэтому в условиях экономической непредсказуемости все будет зависеть от того, сможем ли мы подписать предварительный договор аренды с потенциальным арендатором. Это ключевой момент для начала активной фазы проекта.

 

– Рассматриваете ли вы варианты диверсификации предлагаемого продукта?

 

– При разработке концепции МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург» мы видели в составе комплекса и детский сад, и парикмахерскую, и цветочный магазин, и филиалы банков. Подразумевалось, что в бизнес-центре должна быть некая инфраструктура, которая создает дополнительные удобства для тех, кто в нем работает. Но экономическая ситуация сложилась таким образом, что район Пулково-2 стал очень активно заселяться арендаторами. Потребовалось достаточно большое количество именно офисных площадей, и нам пришлось отказаться от второстепенных функций. Однако уже в третьей очереди проекта мы собираемся вернуться к теме дополнительной инфраструктуры.

 

– Московский район третий год лидирует на офисном рынке по приросту нового предложения. Не приведет ли это к перенасыщению его офисными площадками?

 

– Дискуссия эта не затихает не только в офисном, но и в гостиничном сегменте. Говорить сегодня, что такой город, как Санкт-Петербург, перенасыщен бизнес-центрами, все-таки неправильно. Понятно, что момент сейчас не самый благоприятный. Арендаторов немного, а переселение департаментов ПАО «Газпрома», с одной стороны, радует, а с другой – непонятно, каковы его дальнейшие планы: переедут ли они в Лахту или останутся в бизнес-центрах, занятых ранее? Этосоздает дополнительные риски для девелоперов. Тем не менее доля вакантных площадей в Санкт-Петербурге порядка 10%. Это очень немного. И сегодня найти больше 3-5 тыс. кв. м в классе А крупному арендатору достаточно сложно. Можно найти такие площади в классе B, в классе C, но в классе А – маловероятно. То есть назревает момент, когда новые бизнес-центры снова будут строиться. В них уже чувствуется потребность.

 

– В чем нуждается Московский район для дальнейшего развития?

 

– На мой взгляд, довольно много сделано в последние годы для изменения условий ведения бизнеса в лучшую сторону. Есть ощущение, что ситуация постоянно мониторится и государство пытается нащупать точки, через которые может помочь бизнесу. В этом направлении делается достаточно много. При этом нужно наращивать усилия по дальнейшему развитию инфраструктуры.

 

Поддерживать дальнейший интерес инвесторов к югу города могло бы развитие общественного транспорта в районе Пулково. Существуют проекты аэроэкспресса и скоростного трамвая до Пулково, обсуждается возможность продления метро до аэропорта Пулково-1. Территории вокруг аэропорта – это новый деловой центр Санкт-Петербурга. Я надеюсь, в ближайшее время правительство города примет решение, и хотя бы одно из направлений развития общественного транспорта начнет осуществляться.

 

– Рассматриваете ли вы какие-то новые проекты в других районах города?

 

– Нельзя сказать, что сегодня мы готовы при первом случае начинать проекты в других районах города. Наша территория в Пулково составляет 7,5 га, из которых освоено только 4 га. Поэтому в первую очередь мы сосредоточены на дальнейшем развитии проекта МФК «АЭРОПОРТСИТИ.

 

В ожидании восстановления спроса

 

ЗАО «АВИЕЛЕН А.Г.» специализируется на строительстве коммерческой и гостиничной недвижимости. В Северной столице компания реализует проект под названием МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург» в районе аэропорта Пулково. К настоящему моменту девелопер ввел в эксплуатацию гостиницу Crowne Plaza St. Petersburg, бизнес-центры «Юпитер-1», «Юпитер-2» и «Цеппелин». Объем инвестиций в действующие объекты составил порядка 180 млн евро. Арендатором офисных помещений компании выступает холдинг «Газпром», на который приходится 100% построенных площадей. Акционерами ЗАО «Авиелен» являются три австрийские компании, работающие в сфере недвижимости, – Warimpex, CA Immo и UBM.

Александр Колпаков