Вновь эпоха ренессанса

19 февраля 2017 в 11:49

Лизинговые компании фиксируют рост нового бизнеса и ожидают поддержки со стороны государства.

 

По словам лизингодателей, в прошлом и текущем году рынок лизинга начал восстанавливаться. «По оценкам экспертов, рост рынка лизинга по итогам 2016 года составил около 15%. Большое влияние на такое результат оказали стабилизация в экономике, снижение процентных ставок, укрепление национальной валюты», – считает руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко. «В начале прошлого года ожидания участников рынка были более пессимистичными. Сегодня с уверенностью можно сказать, что негативные прогнозы о снижении объемов нового бизнеса, которые превалировали в экспертных оценках в конце 2015-го – начале 2016 года, явно не оправдались, – подтверждает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков. – Но я бы воздержался о т спекуляций на т ему процентов роста или снижения в целом по рынку».

 

Оптимистично настроен и заместитель генерального директора компании CARCADE Юрий Еремин. По его мнению, для рынка лизинга 2016 год прошел под знаком восстановления. «Предварительные результаты – рост объемов нового бизнеса не менее чем на 20% к 2015 году. Лизинг в очередной раз продемонстрировал адаптивность к меняющимся условиям и большой потенциал для дальнейшего развития. Характерно, что в прошлом году рынок показал неплохие темпы роста на фоне все еще отрицательной динамики ВВП», – с читает Юрий Еремин.

 

Выехали на ура

 

Основным драйвером рынка выступил автотранспорт. Именно этот сегмент, не без поддержки государства, стал наиболее «урожайным». «Наиболее динамичными сегментами в 2016 году можно назвать автолизинг и сегмент лизинга производственного оборудования. Рост объемов лизинга автотранспорта во многом связан с успешной реализацией государственной программы поддержки лизинга автотранспорта, организованной Министерством промышленности и торговли России, – рассказывает Андрей Донченко. – Привлекательные условия программы существенно повысили интерес клиентов к этому продукту, что серьезно повлияло на рост объемов лизинговых сделок в данном сегменте».

 

Аналогичного мнения придерживается Юрий Еремин. По его словам, сегмент лизинга автотранспорта стал драйвером всего рынка. В денежном выражении на сделки автолизинга приходится 35-40% объемов рынка. «Рост сегмента стимулирует большая потребность в обновлении корпоративных автопарков (в России порядка 65% грузовых автомобилей старше 15 лет, не менее 50% легковых автомобилей выпущено ранее 2007 года). Несомненно, большое позитивное значение д ля сегмента имеет государственная программа субсидирования, стимулирующая лизинг малотоннажных грузовых и коммерческих автомобилей российской сборки за счет скидок для лизингополучателей. Услуга автолизинга доступна подавляющему числу компаний и предпринимателей – стоимость предмета лизинга невелика (в сравнении, например, с технологичным производственным оборудованием), а приобрести автомобиль возможно с небольшим первым платежом – 5-10% от стоимости», – констатирует Юрий Еремин.

 

Что касается производственного оборудования, то, по мнению Андрея Донченко, рост лизинга оборудования напрямую связан со стабильностью ключевых индикаторов финансового рынка, а также с высоким отложенным спросом, сформировавшимся в предыдущие годы.

 

Также лизинговые компании считают, что наиболее активными клиентами в прошлом году были представители малого и среднего бизнеса. «Наибольшую активность в 2016 году продемонстрировали предприятия малого и среднего бизнеса в родном для нашей Группы компаний Санкт-Петербурге, в Приволжском, Сибирском и Центральном (без Москвы) федеральных округах», – говорит Андрей Волков. Кроме того, по его наблюдениям, спрос на лизинг был со стороны компаний, которые получали поддержку от государства. «В предметном отношении – это автотранспорт российского производства и в первую очередь легкие коммерческие и грузовые машины, сельскохозяйственная техника».

 

Государство нам поможет

 

На государство лизингодатели возлагают большие надежды. Прежде всего потому, что в силу должна вступить система государственного регулирования в лизинговой отрасли. «Рынок лизинга живет в ожидании введения системы государственного регулирования в лизинговой отрасли. Мы всячески приветствуем эту инициативу, так как данный проект позволит повысить прозрачность лизингового рынка, снизит риски лизинговых компаний и приведет к росту инвестиционной привлекательности лизинга для кредиторов», – отмечает Андрей Донченко.

 

Аналогичного мнения придерживается Андрей Волков. По его словам, большое влияние на динамику рынка лизинга оказывают программы господдержки отечественных производителей. Они стимулируют спрос на технику российского производства и различные способы ее приобретения. При этом лизинг с каждым годом становится все более популярным. Все больше бизнесменов знают и понимают механизмы работы лизинговых компаний. И в условиях, когда стоимость и доступность финансовых ресурсов имеет определяющее значение, все чаще обращаются к лизинговым операторам, получая кроме прочего и налоговые преференции.

 

«В этом году мы ожидаем продолжение госпрограмм льготного лизинга при покупке автотранспорта. Ведется активное обсуждение с регулятором условий реализации аналогичной программы по специальной технике. Ожидается и программа по сельхозтехнике. Думаю, все они окажут положительное влияние и на покупательский спрос, и на объем нового бизнеса лизинговых компаний в 2017 году», – считает Андрей Волков.

 

По мнению Юрия Еремина, значимые законодательные изменения на рынке должны произойти в 2017 и 2018 годах. Речь идет о запуске масштабной реформы всего рынка лизинга, которая, по некоторым оценкам, станет важнейшим, после принятия в 1998 году ФЗ «О лизинге», событием в сфере нормативного регулирования отрасли. Реформы призваны дать лизингу новые возможности – рынок должен стать менее рисковым для всех участников и более прозрачным и привлекательным для инвесторов.

 

Однако госрегулирование потребует от лизингодателей затрат. «Внедрять новые бизнес-процессы, настраивать отчетность под новые требования, финансировать работу Саморегулируемой организации лизинговой отрасли. То есть операционные расходы компаний вырастут в ближайшей перспективе, тогда как ощутимого позитивного эффекта от реформ вряд ли стоит ожидать ранее 2019-2020 года. Одна из декларируемых целей реформы – снижение стоимости заемных ресурсов для лизинговых компаний», – поясняет Юрий Еремин. Позитивные изменения в этой сфере в 2016 году уже произошли, хотя это никак не связано с предстоящей реформой отрасли: Центральный банк России снижал ключевую ставку, что повлекло за собой уменьшение стоимости кредитов для лизинговых компаний. Банки «перезагрузили» требования к лизинговым компаниям и постепенно наращивают объемы кредитования отрасли.

 

Рост лизинга производственного оборудования – свидетельство высокого отложенного спроса, сформировавшегося в предыдущие годы
Рост лизинга производственного оборудования – свидетельство высокого отложенного спроса, сформировавшегося в предыдущие годы

 

Банковские кредиты – не единственный источник финансирования лизинговых сделок, подчеркивает Юрий Еремин. Для фондирования новых договоров лизинговые компании используют собственную прибыль, а также различные инструменты фондового рынка. Например, в прошлом году CARCADE привлекла 2,5 млрд рублей за счет размещения корпоративных облигаций на Московской межбанковской валютной бирже.

 

Тем не менее, стоимость банковского финансирования влияет на ценообразование лизингодателей. Но последние пока довольны банками. «Ситуация с доступностью банковского финансирования для лизинговых компаний вполне удовлетворительна. Этому способствуют как стабилизация финансового рынка в целом, так и постоянная работа лизинговых компаний над повышением своей привлекательности как заемщика для банков, – говорит Андрей Донченко. – В частности, нужно отметить существенное улучшение положения с качеством риск-менеджмента у лизинговых компаний, что является весомым позитивным фактором для банков». Он добавляет, что стоимость кредитных ресурсов для лизинговых компаний практически не увеличивалась, в том числе и с учетом вышеперечисленных факторов. Стоимость лизинга при этом имела тенденцию к уменьшению.

 

Несмотря на кризис в экономике, лизингодатели не повышают стоимость финансирования. «Балтийский лизинг» не увеличивал ставки лизингового процента в 2016 году. Наоборот, мы проводим постоянную планомерную работу по снижению ставок. В первую очередь за счет использования различных источников финансирования, получения фондирования на более выгодных условиях, развития специализированных программ работы с поставщиками, совершенствования методики рисков, разработки специальных программ по отдельным видам имущества и оборудования», – рассказывает Андрей Волков. По его словам, значительное влияние оказывают, конечно, и общеэкономические изменения, например, работа Центробанка России по уменьшению уровня ставки рефинансирования. «В среднем по компании в 2016 году нам удалось снизить ставки на 1,0-1,5%», – резюмирует Андрей Волков.

 

На перспективы текущего года лизингодатели смотрят весьма позитивно. Как полагает Андрей Донченко, в ближайшее полугодие можно ожидать дальнейшего роста объемов рынка лизинга. «Результаты первого месяца 2017 года подтверждают эти прогнозы», – резюмирует он. Остается и расчет на государство. «В этом году мы ожидаем продолжения госпрограмм льготного лизинга при покупке автотранспорта. Ведется активное обсуждение с  регулятором условий реализации аналогичной программы по специальной технике. Ожидается и программа по сельхозтехнике. Думаю, все они окажут положительное влияние и на покупательский спрос, и на объем нового бизнеса лизинговых компаний в 2017 году», – предполагает Андрей Волков.

Ольга Великанова