Внедряя технологии здоровья

28 мая 2017 в 09:46

Корпоративная социальная ответственность бизнеса – серьезный международный тренд, актуальный и в России. Один из ключевых аспектов – популяризация здорового образа жизни, на который не могут не откликаться компании из самых разных сфер

Серьезное внимание бизнеса в рамках I Общественно-экономического форума, организованного деловым изданием «Эксперт Северо-Запад», привлек круглый стол о внедрении новейших технологий как способе коррекции факторов риска для здоровья населения. «Образ жизни человека, состояние его здоровья – это не только ответственность самих людей перед собой, но и ответственность работодателей перед сотрудниками, ответственность бизнеса перед потребителями товаров и услуг», – подчеркивает модератор круглого стола, генеральный директор «Эксперта Северо-Запад» Марина Богомягкова, рассказывая об инициированном редакцией проекте «Технологии здоровья», поднимающем тему здорового образа жизни как элемента корпоративной социальной ответственности (КСО).

ЗОЖ, ПП и КСО

Забота о здоровье трудоспособного населения во многом лежит на плечах работодателей. В большинстве крупных компаний не только соблюдают законодательство по охране труда, но дополнительно приобретают для персонала страховые медицинские полисы, проводят профилактические медосмотры и т.д. Это серьезный вклад в здоровый образ жизни (ЗОЖ) работников, который, согласно официальной статистике Минздрава, в первую очередь влияет на здоровье человека (52%) и лишь затем идут факторы генетики (22%), экологии (16%), уровня медицинской помощи (7%) и другие. «По результатам статистики профосмотров в 2016 году, до 50% трудоспособного населения имеет те или иные заболевания, – рассказывает медицинский директор ГК «Эко-безопасность», к.м.н., доцент медицинского факультета СПбГУ Татьяна Веселова. – При этом медицина в России главным образом оказывает влияние на то, как протекает заболевание. Но будущее – за профилактикой». Поэтому актуальной становится популяризация здорового образа жизни, включающего правильное питание (ПП), рациональный режим дня, двигательную активность, психологический комфорт и т.д. Такому режиму, в свою очередь противоречат вредные привычки. Но не все так плохо. «Для отказа от уже сформировавшейся вредной привычки тратится много и сил, и времени, как правило, безуспешно. Но если укреплять другие составляющие здорового образа жизни, понимая, что вредная привычка уже сформировалась, влияние вредного фактора будет уменьшаться за счет других составляющих, – уверена Татьяна Веселова. – Особенно, если при этом можно модифицировать выпускаемую продукцию, чтобы ее потребление приводило к уменьшению вреда для здоровья».

При этом чем вреднее привычка и потребляемый продукт, тем большую пользу для здоровья принесет не только полный отказ человека от потребления, но и снижение вредности стараниями производителя. В первую очередь это касается табачной и алкогольной продукции. В мире курят около миллиарда человек, в России – более 30 млн граждан. И по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, число курильщиков в XXI веке сохранится на этом же уровне, несмотря на все усилия, принимаемые для борьбы с курением. При этом в России за последние восемь лет, в том числе после серьезного ужесточения условий продажи сигарет и запрета курения в общественных местах, действительно несколько снизилось число курящих время от времени, но количество заядлых курильщиков практически не изменилось. Так что же может сделать бизнес для снижения вреда табачной продукции?

«Будущее без сигаретного дыма – это новая миссия нашей компании. Мы в «Филип Моррис Интернэшнл» задумались, можем ли мы каким-то образом дополнить государственные усилия, помочь бороться с вредом от курения табака, предложив курильщикам менее вредные альтернативы? Поэтому компания сосредоточила свое внимание на создании новых альтернативных бездымных продуктов», – объясняет управляющий по научно-исследовательским вопросам «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Улупов. Самый большой вред при курении оказывают продукты горения. А никотин, хотя и не является безвредным и вызывает зависимость, не является главной причиной заболеваний, возникающих у курильщиков. Инновационные технологии позволяют обеспечить доступ к никотину и вкусу табака, максимально снижая при этом вредные побочные эффекты. Поэтому компания вкладывает огромные средства в научные исследования, соответствующие стандартам фармацевтической отрасли и лучшим мировым практикам.

Один из таких новых продуктов – система нагревания табака IQOS. Она использует специальные табачные стики, которые нагреваются в устройстве до температуры не более 350 ºС, что предотвращает тление и горение. «Контролируемый электроникой температурный режим позволяет эффективно испарять из табака никотин и ароматические вещества, которые хотят получить курильщики. При этом уровни вредных веществ в среднем снижены на 90-95% по сравнению с дымом обычных сигарет», – отмечает Дмитрий Улупов. В настоящее время IQOS продается уже в 25 странах мира. Однако одних только усилий производителей недостаточно в решении этой масштабной проблемы, нужны также усилия государства и общества. В России никак законодательно не регулируются инновационные продукты, помогающие курильщикам снизить риски для здоровья.

И, например, в той же компании «Филип Моррис Интернэшнл» понимают, что внедрение разработок – это финансовый риск. Необходимо отдельное регулирование, которое стимулировало бы курильщиков переключаться на лучшие альтернативы сигаретам, но в то же время ограничило бы доступ несовершеннолетних и некурящих людей к новым продуктам.

«Развитие безалкогольных пивных брендов полностью отвечает задачам государства, способствуя постепенному переключению потребителей на безалкогольную продукцию и снижению общего потребления алкоголя в рамках государственной политики и наметившегося тренда на более здоровый и активный образ жизни. Безалкогольные сорта пива дают свободу выбора совершеннолетним потребителям и позволяют наслаждаться вкусом напитка в любой ситуации. Каждое рекламное сообщение обязательно сопровождается специальным значком, подчеркивающим, что речь идет о безалкогольной продукции», – говорит руководитель группы поддержки имиджа продукции и экскурсионной деятельности ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Наталья Бреусенко.

«Пиво – это классический изотоник. Калорийность «нулевки» – 35 ккал на 100 гр, углеводов в таком пиве почти нет. Гликемический индекс безалкогольного пива «Балтика 0», произведенного методом многоступенчатой мембранной фильтрации, примерно равен 35, как у обезжиренного кефира. Поэтому потребление безалкогольного пива не имеет никакого отношения к набору веса», – поясняет ведущий биохимик исследовательского центра ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Cветлана Давыденко.

Культуру потребления алкогольных напитков можно изменить благодаря трем подходам, уверена менеджер по КСО и устойчивому развитию бизнеса ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» Юлия Левкович: через ответственную рекламу брендов (согласно международному тренду, в маркетинговый бюджет закладывается около 10% на видеоролики социальной рекламы), через реализацию партнерских профилактических программ и через объединение усилий в рамках отрасли.

Полезное становится полезней

Работать над качеством можно бесконечно. Казалось бы, всем известно, что молоко полезно. Но, по данным компании Valio, порядка 30% россиян в той или иной степени страдают от непереносимости лактозы и вынуждены отказаться от употребления молочных продуктов. С 2008 года компания поставляет в Россию безлактозное молоко Valio Eila, произведенное с помощью технологии мембранной фильтрации. Такие продукты содержат менее 0,01% лактозы, при этом сохраняют натуральный вкус молока и все полезные свойства. «Для Valio безлактозное молоко – это скорее социальный проект. Продвигая культуру потребления безлактозных продуктов, мы повышаем уровень информированности населения и потребления молока в целом», – говорит бренд-менеджер ООО «Валио» Любовь Егорова.

Компания Danone существует почти 100 лет и десятилетиями глобально занимается научными исследованиями, отмечает руководитель по внутренним коммуникациям «Danone в России» Евгения Фалькова. Сейчас компания проводит политику снижения уровня сахара и жирности в молочных продуктах.

Директор по маркетингу АО «КО «Любимый Край» Антон Купцов выделяет три основных вектора, по которым развиваются и будут развиваться потребительские запросы по новинкам на кондитерском рынке. Это усложнение вкусов и структур, в том числе возникновение продуктов на стыке нескольких товарных групп; развитие новых форматов упаковок для удобства и нормирования порции. А также «очищение продуктов» от ненужных ингредиентов по логике «без», а также «оздоровление продуктов» по логике добавления полезных функциональных ингредиентов и витаминов.

И рестораторы – «за!»

Каким образом рестораны, которые нацелены на получение прибыли, могут влиять на здоровье посетителей и популяризовать здоровый образ жизни? Работающий кейс есть у сети ресторанов «Евразия». «Казалось бы, правильное питание не очень выгодно рестораторам. И его популяризация – задача не самая простая. Но 16 лет назад, когда была создана компания, японские рестораны были безумно дорогими, мы запустили акцию «суши за евро», то есть продавали дешево более полезную еду, чем в любом другом фастфуде. Таким образом, бизнес может продвигать здоровый образ жизни через выгодные ценовые предложения», – рассказывает руководитель отдела PR и спецпроектов сети ресторанов «Евразия» Яна Горнак. Эксперт отмечает, что все чаще поступают заказы не только на вегетарианское меню, но и на безглютеновые или безлактозные блюда, диетическое питание, исключение конкретных продуктов.

«Основу меню Subway составляют сэндвичи, роллы и салаты. Заказ собирается на глазах у клиентов, мы не делаем заготовок, это означает, что использование ингредиентов от надежных производителей при соблюдении сроков хранения позволяет свести к минимуму риск перекрестного заражения в готовом продукте», – рассказывает президент Subway Russia Service Company Ольга Блудовская.

Зачастую именно погоня за идеальным качеством приводит к разнопрофильному развитию бизнеса. Как отмечает бренд-шеф сети кофеен «Coffeeshop Company в России» Никита Кан, в 2014 году, с началом введения эмбарго, компания начала сотрудничать с российскими производителями, но уже осенью 2016 года открыли свое собственное локальное производство в России.

Во всех сферах

Так как речь идет о здоровье населения и качестве продукции, то городская администрация инициирует и собственные проекты, направленные на выявление добросовестных производителей. В том числе действует проект «Светофор качества», в рамках которого дважды в месяц осуществляется комиссионная закупка образцов социально значимых наименований пищевой продукции и проводятся их лабораторные исследования. Результаты открыто публикуются в СМИ. Результаты испытаний в информационной статье в СМИ и на сайте центра обозначаются цветом, где зеленый – это качественно и безопасно, а красный означает, что образец товара не соответствует требованиям технических регламентов, нормативных документов, данным маркировки о составе, говорит начальник отдела перспективных проектов Центра контроля качества товаров (продукции) работ и услуг (СПб ГБУ «ЦКК ТРУ») Валерия Сталоверова.

Еще одной стороной в борьбе за качество продукции являются представители научного сообщества. «Мы призываем производителей быть более открытыми, призываем их к взаимодействию и созданию общих исследований и проектов, – говорит генеральный директор ООО «Пищевые технологии и оборудование» (Университет ИТМО) Николай Бабин. – Мы крайне заинтересованы в том, чтобы научные исследования в пищевой промышленности были неразрывны с бизнесом, чтобы инновационные решения были прикладными».

Эксперты отмечают, что и международные компании, и российские производители все активнее внедряют подходы к продвижению здорового образа жизни, и этот тренд, как часть КСО, будет только нарастать.

Марина Скляренко