Верфи Северо-Запада плывут в сторону Арктики

30 сентября 2016 в 15:53

На прошлой неделе на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) началось строительство дизельного портового ледокола «Обь» для проекта «Ямал-СПГ» стоимостью 6 млрд рублей. Судно мощностью около 10 МВт будет оснащено инновационной силовой системой, позволяющей обеспечить бесперебойную навигацию танкеров СПГ на подходном канале порта Сабетта на полуострове Ямал. Ледопроходимость судна составит 1,5 м, его спуск намечен на 2018 год. Заказчиком выступил ФГУП «Атомфлот».

 

«Ледокол этого проекта – это новое слово не только в российском, но и в мировом судостроении. На его примере ярко виден технологический прорыв наших предприятий, которым по силам строить сложнейшие суда с самыми современными пропульсивными комплексами для работы в Арктике», – отметил директор Балтийского филиала Российского морского регистра судоходства Михаил Кутеев.

 

Ранее ВСЗ заключил контракт с «Атомфлотом» на создание портового ледокола проекта ARC124, предназначенного для работы в Арктике. Также предприятие ведет строительство двух ледокольных судов проекта Arc130 в интересах компании «Газпром нефть».

 

Проекты освоения арктических месторождений сулят российским верфям значительный объем заказов, за которые идет конкуренция между судостроительными предприятиями. В настоящий момент основную часть этих заказов планируется сосредоточить на дальневосточном заводе «Звезда» (75% принадлежит консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка, 25% – АО «ОСК»). Прогнозный заказ судов и шельфовой техники на верфи до 2030 года оценивается в 116 единиц. Основной объем этих заказов планирует обеспечить компания «Роснефть».

 

Несмотря на сосредоточение заказов на Дальнем Востоке, верфям Северо-Запада хватит заказов даже с учетом существующей загрузки, считает заместитель начальник отделения Крыловского государственного научного центра Александр Чемоданов. «Номенклатура судов и объектов морской техники для освоения арктических месторождений чрезвычайно широка, а перспективная количественная потребность на период до 2030 превышает тысячу единиц», – подчеркивает он.

 

В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, в холдинг входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, в числе которых Выборгский судостроительный завод) «Эксперту С-З» сообщили, что ведут переговоры о будущей загрузке верфей на Северо-Западе, начиная с 2017-2018 годов. «ОСК в постоянном режиме ведет переговоры с традиционными заказчиками, работающими в Арктике: Атомфлотом, Росморпортом и Совкомфлотом», – добавили в компании.

 

В настоящий момент ряд верфей Северо-Запада выполняет заказы, связанные с Арктикой. На Балтийском заводе этим летом был спущен на воду головной атомоход «Арктика» проекта 22220, идет строительство еще двух ледоколов – «Урал» и «Сибирь». На «Адмиралтейских верфях» недавно по заказу ВМФ был создан ледокол-снабженец «Илья Муромец» проекта 21180. Кроме того, на предприятии собираются заложить два военных ледокола для освоения Арктики водоизмещением 8,5 тыс. тонн, говорил глава верфи Александр Бузаков.

 

При этом общей для судостроительного рынка тенденцией сейчас является концентрация топливно-энергетическими компаниями заказов на зарубежных верфях (в первую очередь азиатских) в силу более выгодного соотношения цены и качества строительства. В прошлом году, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, Минтрансом был подготовлен законопроект, согласно которому все морские перевозки российской нефти и СПГ с 2020 года должны производиться только судами, построенными на российских верфях. С учетом того, что от проектирования до ввода судна в эксплуатацию проходит два-четыре года, эксперты высказывают сомнения, что такая задача выполнима.

 

Несмотря на то что на азиатских верфях строить дешевле, экономическая целесообразность строительства флота в России есть, убежден начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. «Во-первых, добавочная стоимость остается в стране. Во-вторых, российская финансовая система, кредитующая верфи и лизинг судов, получает новых клиентов и портфель заказов. В-третьих, на территории России не действуют международные санкции, наложенные США, Европой и Японией на шельфовые проекты в России», – перечисляет он.

 

ВСЗ обеспечен перспективными заказами на производство ледоколов и рыболовецких судов до 2023 года, их объем оценивается в 43 млрд руб.

 

Потенциальные возможности в Арктике  – очень велики, но для того, чтобы их использовать необходимо обеспечить энергоснабжение этого региона, считает вице-президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Олег Нарайкин. По его словам безальтернативным вариантом создания энергетической инфраструктуры в регионе является распределенная малая энергетика. «В России такие технологии существуют: в ледокольном, в атомном подводном флоте мы уже более 60 лет эксплуатируем ядерные энергетические установки. И делаем это без каких-либо серьезных происшествий и аварий. Поэтому речь должна идти о создании сети атомных станций малой мощности на базе реакторных корабельных технологий. Они тоже должны обладать целым рядом особенностей, в частности, должны быть уже в заводской готовности, чтобы на месте не надо было перегружать топливо, например, а также должны иметь ресурс порядка 20-25 лет, и так далее. Грубо говоря, построили установку на заводе, снарядили топливом, привезли, смонтировали, подключили, она 25 лет в режиме необслуживаемом или, как максимум, малообслуживаемом, работает. После этого ее увезли и поставили новую», – поясняет Олег Нарайкин.

 

Еще одна важная компонента, также невозможная без атомной энергетики – развитие Северного морского пути. «В силу целого ряда обстоятельства очень важной является задача обеспечения круглогодичной навигации. И это невозможно без, в частности, атомного ледокольного флота, и энергообеспечения береговой инфраструктуры», – добавляет эксперт.

,

 

 

Архив журналов

2017-2016