Векторы развития

12 ноября 2017 в 14:10

Сергей Котенев

Сергей Котенев: «Необходимо найти тот баланс, который позволил бы осуществлять работу компании на достойном уровне и организовывать доступные цены на билет».

О паромных сообщениях между Санкт-Петербургом и другими городами Балтики, о необходимых компетенциях, нововведениях и состоянии этой отрасли «Эксперту Северо-Запад» рассказал директор паромного оператора MOBY SPL LTD Сергей Котенев.

– Как вы оцениваете развитие компании MOBY SPL LTD после подписания договора о сотрудничестве между ST.PETER LINE и итальянским паромным оператором MOBY?

– Позитивно. Сейчас у нас одно судно. Мы прекрасно понимаем, что нам пришлось провести реорганизацию с целью перенаправить свои пассажиропотоки. Создали расписание, которое позволило нам задействовать одновременно два маршрута. Конечно же, поменялась структура управления, структура найма экипажей. Теперь больше внимания мы стали уделять качеству обслуживания и качеству проводимой маркетинговой политики.

– Какие есть нововведения?

– Новое расписание, которое позволит иностранным гражданам находиться 72 часа без визы в Санкт-Петербурге с ночевкой прямо на борту. Это инициатива успешна, но не настолько, насколько хотелось бы. Поэтому в следующем году мы планируем создать новое расписание уже с двухнедельным циклом. Уверены, что количество судозаходов в Санкт-Петербург увеличится. У нас есть резерв – по необходимости можем поставить и второе судно.

– Стоит ли ожидать смягчения визовых процедур для россиян?

– Как представителю коммерческой организации, мне непросто ответить на этот вопрос. Дело в том, что в Евросоюзе этот вопрос решает не одна страна. Как известно, все решается в Брюсселе, и только стопроцентным голосованием можно изменить правила пребывания в той или иной стране. Это уже вопрос будущего. Сейчас геополитическая ситуация неспокойная. На ослабление каких-то режимов Евросоюз вряд ли пойдет. Но, конечно, мы только за преференциальные условия для российских пассажиров.

– Попытки наладить паромные сообщения между Санкт-Петербургом и другими городами Балтики предпринимались и ранее. ST.PETER LINE и MOBY SPL LTD оказались наиболее удачными. Какие факторы вам в этом помогли?

– Могу сказать, что принятие постановления о возможности находиться без визы гражданам практически всех государств на территории Российской Федерации дало большой толчок. Вообще все компании, которые работают в Санкт-Петербурге, ориентированы на иностранного потребителя. Многие и сейчас пытаются осуществлять продажи силами иностранных специалистов. Наш опыт компании показал, что мы выросли и можем осуществлять эти процедуры самостоятельно. Никто, кроме нас самих, не сможет понять ходы, определить канал продаж, организовать сбыт. Мы ориентировались на то, чтобы у нас работал русскоязычный персонал. Средний возраст нашего пассажира составляет от 35 до 55 лет. Большую часть занимают пассажиры пожилого возраста в связи с трудной переносимостью перелетов, наличием языкового барьера. Все эти факторы являются залогом успешного развития паромной компании.

– Как шло развитие компании – поступательно или стремительно?

– Были и взлеты, и падения. Когда мы вводим новый продукт, необходимо время, чтобы рынок к нему привык. Всегда все можно сделать еще лучше, если есть ресурсы. Вопрос стоит в окупаемости – каждый шаг, каждая инвестиция сказываются на конечной стоимости билета. Необходимо найти тот баланс, который позволил бы осуществлять работу компании на достойном уровне и организовывать доступные цены на билет. На нас, конечно, повлияла череда банкротств туристических компаний, девальвация национальной валюты, упадок покупательской способности. Всего у нас разработано 36 программ для туристов. Много сейчас возникает вопросов по поводу разницы цены за прошлый год и за этот. Цена зависит от сезона в первую очередь. Кроме того, в этом году мы открыли новый информационный ресурс с обновленной системой бронирования.

– Снизился ли в связи с санкциями иностранный пассажиропоток?

– Мнение о компании формируется через каналы сбыта – пассажиры получают информацию от своих агентств либо из каких-то других источников. Санкции несильно повлияли на пассажиропоток. Наоборот, им выгодно сюда ездить – цены привлекательные. Нашей главной целью было доказать, что Россия (в частности Санкт-Петербург) является безопасным туристическим направлением. Для этого мы привлекали иностранных специалистов. Кроме того, мы выступали на международных выставках. Основные рынки, на которые мы ориентируемся, – скандинавский, немецкий и китайский.

– У вас открыты офисы в Москве и Хельсинки. Каковы результаты их работы?

– Один офис в центре Хельсинки мы закрыли в связи с тем, что больше работаем в продажах через Интернет. По количеству пассажиропотока Москва для нас второй по величине после СанктПетербурга регион. Мы поменяли стратегию продвижения бренда на рынке, так как присутствует дефицит мест на судах. Мы создаем комплексные пакеты услуг с перевозкой на поезде, автобусе, самолете, водным транспортом. Напомню, что сеть по России работает только на российского потребителя. Также мы начали продажи на территории Белоруссии. А центр офиса международных продаж находится в Германии. Могу отметить, что поток из Москвы увеличился. В частности – летом и во время каникул.

– Как вы оцениваете результаты туристического сезона в Санкт-Петербурге?

– Санкт-Петербург в третий раз стал лауреатом международной премии World Travel Awards как лучший туристический город Европы. Это говорит о признании Санкт-Петербурга как культурной столицы не только России, но и мира. Количество событий, как деловых, так и культурных, показывает, что на них есть спрос. Многие, конечно, думают, что все это городу не нужно – возникают транспортные коллапсы, например. Но примеры других стран показывают, что созданная инфраструктура привлекает бизнес и способствует развитию всей индустрии гостеприимства. Внутренний туризм также растет. Для нашей компании это очень важно. И у нас есть такие программы, когда наши туристы из регионов прибывают сюда за несколько дней до совершения круиза. Если раньше сложно было найти специалиста в области туризма, то сейчас готовятся профессиональные кадры в профильных учебных заведениях. Я принимаю экзамен у студентов, обучающихся по направлению «Туризм», и могу отметить, что есть потенциал и количество специалистов с каждым годом только будет расти.

– Насколько уровень компетенции зарубежных компаний отличается от наших?

– Если говорить о той отрасли, в которой мы специализируемся, то она еще достаточно молодая. После распада СССР нашу сферу деятельности, можно сказать, пришлось поднимать с колен. Это очень небольшой срок для подготовки специалистов. Но я считаю, что мы многое сделали. Вообще у нас другой подход к бизнесу. У зарубежных коллег, как правило, нет многофункциональных специалистов. У нас же присутствует эта взаимозаменяемость, есть некий алгоритм принятия решений. Мы должны быть очень мобильны и подвижны. К сожалению, наша экономическая система не позволяет находиться в стабильности. Глобальные планы, как и у всех, конечно, есть. Но их приходится каждый год, а то и каждый квартал корректировать. Зарубежные коллеги же живут по четко выверенной системе и могут следовать плану.

– Вы единственный круизный оператор на территории России. Легко ли быть одному?

– С одной стороны, легко – никто нам не диктует свои правила. С другой – непросто, потому что бизнес развивается в первую очередь в условиях конкуренции.

– Почему паромные перевозки тогда не получают развитие?

– Это очень капиталоемкий бизнес. Все зависит от условий, созданных для вхождения в него. Например, налоговые условия не позволяют эксплуатировать суда под российским флагом. Недостаточно разработана система дотаций для судовладельцев. Период окупаемости очень большой. Любая компания, которая работает с судами, не рассматривает эту отрасль в качестве высокодоходного бизнеса.

– Чувствуете ли вы со стороны власти заинтересованность?

– Уже да, заказываются дорогие разработки для оценки эффективности использования судов, федеральные власти открыли новое черноморское направление, идет параллельно с нами работа по созданию паромной компании.

– А вы планируете увеличение числа паромов?

– Такая возможность есть. У компании MOBY есть 80 судов, которые эксплуатируются на Средиземном море. Расширить флот мы сможем в любой момент.

– Ранее ST.PETER LINE предлагал круизы через порт Морской фасад, потом вы вернулись на Морской вокзал. Чем это вызвано?

– Нет никакого противостояния для того, чтобы работать в причалах Морского фасада. Но нас останавливает одно – порт классифицирован как пассажирский. Мы же эксплуатируем грузопассажирские паромы. На недавнем Морском совете было дано поручение Морскому фасаду проработать вопрос о создании единого портового оператора в Санкт-Петербурге. Так что Морской вокзал также в скором времени может перейти под управление Морского фасада. Тогда это будет единый комплекс, который будет курировать как круизные суда, так и грузопассажирские паромы.

– В каком направлении будут развиваться круизные сообщения в Санкт-Петербурге?

– Необходимо ввести в маршруты судно ледового класса, если мы говорим о возможности строить маршруты через Балтийское и Северное моря. Их в мире очень мало. Санкт-Петербург – замерзающий порт. А круизные суда, как известно, всегда следуют за солнцем. Если говорить о расширении маршрутов, нужно проектировать специальное судно для Санкт-Петербурга. Мы в этом также заинтересованы. У нас даже есть проект такого круизного парома, который рассчитан на путешествие больше, чем на традиционные пять дней.

Марина Богомягкова