В преддверии революции

28.01.2019

Еще недавно самые большие надежды сотовый рынок возлагал на запуск 5G в 2019 году. Однако обещанного, как известно, три года ждут, так что о «пятом поколении» в этом году придется забыть. Реальность, как бы ни хотелось оптимистам, куда менее привлекательна: рост цен на связь для пользователей, сокращение расходов абонентами и, как следствие, нехватка денег на развитие сетей и возможное ухудшение качества услуг сотовых операторов. Ложкой меда может стать разве что развитие новых сервисов для массового рынка и бизнеса.

В поисках денег

Еще в прошлом году представители сотовых операторов убежденно говорили о том, что сотовая связь – то, на чем абоненты не будут экономить. Звучали слова про неотъемлемую часть потребительской корзины и сформированные привычки, от которых отказаться невозможно. Однако прошедший год показал, что не все так радужно и спать спокойно сотовые операторы вряд ли могут: тратить лишнее пользователи не готовы. 

Игрокам же сотового рынка необходимо искать возможности для увеличения доходов: стагнация им не нравится, инвестиции в развитие сетей меньше не становятся. Так что демпинг и ценовые войны уже не являются приемлемыми вариантами улучшения конкурентной позиции. Как результат – рост цен для потребителей.

В прошлом году большинство операторов уже модернизировали свои тарифные линейки в массовом сегменте. Чаще всего абонентам предлагались чуть большие пакеты трафика, чем ранее, но по более высокой стоимости, то есть фактически работал принцип «больше услуг за большие деньги». Надежды операторов на подобную схему вполне объяснимы: абоненты с каждым годом используют все больше интернет-трафика, значит, должны быть готовы платить за него больше. К примеру, в МТС рассказали, что анализ обезличенных данных абонентов оператора только за прошлый год показал рост трафика в соцсетях с фото-, видео- и онлайн-трансляциями в 2,4 раза. 

Правда, необходимость обеспечивать передачу все больших объемов информации требует и дополнительных инвестиций в сеть. «Дальнейший рост трафика передачи данных заставляет операторов постоянно  улучшать покрытие сетей, – объясняет генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. – Однако ввиду низкого ROI, операторы сотовой связи не могут наращивать инвестиции в развитие сетей. Это влечет за собой снижение качества услуг». При этом нельзя забывать, что сохраняется необходимость инвестировать существенные средства для исполнения пакета «законов Яровой» и иных инициатив властей. 

В этом году пришло время новых инструментов: десяток яиц, неожиданно превратившийся в «девяток», оказался вовсе не ноу-хау птицеферм. «Один из ключевых трендов 2019 года – повышение тарифов, прежде всего в завуалированном виде. Например, переход от ежемесячной абонентской платы к четырехнедельной, что по факту выливается в 13 месяцев в году», – считает Юрий Брюквин. По его мнению, предпосылки для развития этих трендов – фактическое отсутствие иных реальных драйверов роста выручки на рынке мобильной связи РФ, кроме повышения тарифов. Рост же тарифов, скорее всего, вынудит абонентов искать новые пути для сокращения затрат на услуги связи.

Борьба за лояльность

Разумеется, абоненты недовольны ростом своих затрат, а значит, и оператором, который поднял цены. Не нравится им и снижение качества связи. В текущем году, в связи с ростом тарифов, недовольство будет только накапливаться, а лояльность снижаться. MNP (перенос телефонных номеров) дает абонентам свободу выбора, поэтому потеря лояльности чревата для операторов потерей клиентов.

Несмотря на это в последнее время в соцсетях все меньше историй о том, что после формирования заявки на перевод номера к другому оператору абонент получил огромную скидку от не желающей отпускать его компании. Зато куда больше рассказов о том, что после изменения условий тарифа абонент ищет варианты более приемлемых для него цен у другого оператора. И в этом случае появление в комментариях SMM-специалиста, готового предложить выгодное решение, также больше похоже на исключение, чем на правило, – даже если речь идет об абоненте, заявляющем об ARPU, выше среднерыночного. 

Вряд ли это значит, что операторы перестали заботиться о лояльности клиентов – скорее, это индикатор того, что скидки перестали рассматриваться как удачный инструмент. Сейчас борьба за лояльность вышла на другой уровень. Все операторы так или иначе еще в прошлом году сделали ставку на персонализацию тарифов. Абонентам предлагается настроить тариф таким образом, чтобы он максимально соответствовал профилю потребления. В 2019 году, по мнению экспертов, этот тренд сохранится и будет развиваться, так как оказался вполне действенным. 

В «МегаФоне», к примеру, подчеркивают: чтобы успешно конкурировать на рынке, сегодня компании должны предлагать клиентам интуитивно понятные решения, которые могут удовлетворить их конкретные потребности. «Тарифная линейка «Включайся!», построенная на анализе больших данных, позволяет каждому выбрать необходимый именно ему набор услуг и не тратить времени и усилий на переброску невыбранных остатков услуг на будущие периоды. И она стала бестселлером: сегодня к тарифам подключились уже более 10 млн абонентов», – рассказали в «МегаФоне». 

Компания «Tele2» уже также персонифицировала свое предложение и запустила тарифный конструктор: он дает возможность клиентам оператора самостоятельно выбирать оптимальное наполнение тарифа, соответствующее профилю потребления. Есть конструктор и в линейке «Билайна», причем в компании подчеркивают, что полгода «эксплуатации» подтвердили востребованность предложения. 

Экспериментируют операторы и с другими инструментами. К примеру, Tele2 в октябре прошлого года запустил услугу «Делись гигабайтами». Сервис позволяет бесплатно передавать пакеты интернеттрафика другим абонентам Tele2. При этом оператор не ограничивает число клиентов, с которыми можно поделиться гигабайтами. Как рассказали в компании, только за первый день после запуска услуги пользователи передали 170 Тбайт по всей стране. 

В МТС видят перспективы в поддержании лояльности за счет конвергентных сервисов. Спрос на них в 2018 году, по словам представителей оператора, вырос, а следовательно, инструмент работает. И это вполне объяснимо: отказаться от одной услуги всегда проще, чем искать сразу трех провайдеров разных сервисов. Да и финансовый вопрос в данной ситуации важен. «Конвергент дает возможность оптимизировать расходы, а также получить лучший сервис за счет использования различных цифровых сервисов из одной экосистемы – например, в рамках пакета «Домашний Интернет и ТВ» мобильную связь можно получить бесплатно», – поясняют в МТС. 

И речь не только про традиционный «конвергент»: операторы в этом году будут стараться привязать абонентов дополнительными сервисами. «Люди хотят получать услуги из «одного окна», поэтому, помимо мобильной связи, Tele2 предлагает им различные возможности: застраховать имущество, совершить денежный перевод или оформить кредит. Вместе с этим клиенты компании получают специальные условия участия в различных культурных мероприятиях, а также скидки и бонусы от партнеров оператора», – рассказали в Tele2.

Связывая вещи

Гораздо интереснее выглядит будущее сотовой связи в бизнес-сегменте. По мнению Юрия Брюквина, наиболее ожидаемые события в секторе B2B – запуск перспективных проектов, ориентированных на развитие технологий 5G и IoT. 

Основа для развития интернета вещей операторами уже создана. Как минимум пилотные проекты в этой области запущены. Так, в «МегаФоне» ссылаются на накопленный опыт в создании вертикальных IoT-решений для ЖКХ, сельского хозяйства, мониторинга промышленных объектов и компетенции в развитии «умных городов».

«Мы видим большой потенциал в партнерствах с региональными органами власти, – поясняют в компании. – Реализовали целый ряд успешных проектов, выполненных в рамках соглашений с правительствами Псковской, Новгородской, Ульяновской, Саратовской областей, Республики Удмуртия, а также Москвы и Санкт-Петербурга. К примеру, в рамках соглашения с правительством Москвы «МегаФон» тестирует новые технологические решения: удаленную ультразвуковую диагностику на территории Морозовской больницы, комплекс связи для оперативных служб города и единую мониторинговую платформу окружающей среды. В рамках проекта «Цифровой Санкт-Петербург» площадкой для пилотных проектов был выбран Кронштадт: цифровые технологии там будут применяться не только в сфере интернета вещей, телемедицины, «умного города», но и в области виртуальной и дополненной реальности». 

В Tele2 рассказали о ряде реализованных в регионе масштабных проектов по цифровизации, среди которых и IoTпроекты: «Например, один из партнеров Tele2 – крупное предприятие в Архангельской области, где с помощью цифровых инструментов ведется управление производственным циклом. В том числе организована удаленная диспетчеризация работы экскаваторов и грузовиков через программные алгоритмы: задание выдает диспетчерский центр. В результате проекта на предприятии более чем в два раза выросла эффективность. Tele2 обеспечивает передачу данных и интегрирована в продукт – для проекта была выполнена серьезная кастомизация». 

Кроме того, Tele2 на Северо-Западе реализует ряд других крупных проектов: работают электрокардиографы с использованием SIM-карт оператора, которые позволяют передавать данные через Интернет, а также фармацевтические холодильники, где SIM-карты обеспечивают возможность дистанционного контроля температурного режима в камерах с медикаментами. 

В МТС прогнозируют среднегодовые темпы роста IoT-рынка в России в 20192022 годах на уровне 18-25%. Компания уже запустила IoT-проект с Кировским заводом, где с помощью интернета вещей ведется мониторинг парка станков. «В 2018 году спрос на решения в области интернета вещей в Петербурге вырос на треть. Больше всего IoT-решения были востребованы в торговле и на транспорте: на эти сферы приходится более половины всех M2M-подключений в сети МТС. Также более активно использовать интернет вещей стала сфера ЖКХ, где количество проектов увеличилось на четверть. И этот тренд будет только усиливаться в 2019 году», – объясняют представители МТС.

Поддерживая государство

Важным трендом года станет усиление регулирования, считают эксперты. «Со стороны регулятора будет наблюдаться дальнейшее «закручивание гаек» в части контроля за Интернетом, возможно – начало внедрения системы централизованной фильтрации трафика, – ожидает Юрий Брюквин. – Как правило, подобные решения приводят к увеличению расходов операторов, то есть негативно сказываются на развитии бизнеса». 

И все же, хотя операторы продолжают сетовать на «закон Яровой», который требует существенных затрат, именно инициативы государства в будущем обещают стать драйвером рынка. Прежде всего речь идет о программе по цифровизации различных отраслей экономики. По мнению Tele2, цифровизация будет стимулировать спрос на M2M-решения, который продолжит расти в 2019 году. 

В МТС активную политику государства в области цифровизации, и в частности принятую программу по развитию цифровой экономики, считают драйвером развития «умных городов», производств и т.д. Один из трендов в связи с этим – переход к облачным технологиям, которые в МТС называют частью цифровой трансформации экономики. «В 2018 году объем хранимых и обрабатываемых данных вырос в семь раз. Мы ожидаем в 2019 году тренда активного роста рынка облаков – в связи с необходимостью бизнеса оптимизировать расходы, гибко реагировать на внешние изменения, а также с постоянным ростом объема данных, – подчеркивают в представители оператора. – За последний год МТС активно развивала облачный бизнес. Вложения в развитие облаков c учетом M&A-сделок, связанных с покупками дата-центра «Авантаж» и облачного провайдера «ИТ-Град», за последний год превысили 12,4 млрд рублей. Мы обеспечили существенный прирост вычислительных мощностей и расширили технологическую базу для предоставления корпоративным клиентам новых сервисов». 

Желание правительства перевести экономику в цифровую плоскость может помочь и с запуском сетей «пятого поколения». Пока здесь особых подвижек нет: все проекты – на уровне пилотов на небольших территориях, операторы проводят тестирование и демонстрации сценариев применения технологии 5G, а также ищут варианты для партнерств в этом направлении.

Ожидать снижения активности в этом сегменте в 2019 году не стоит: перспективы 5G экспертам и игрокам рынка видятся весьма светлыми, причем в различных отраслях. Так, сразу два оператора смотрят в направлении применения «пятого поколения» в беспилотном транспорте. Пилотные проекты уже работают у «МегаФона» и Tele2 («Ростелекома») – в партнерстве с КАМАЗом. Среди других перспективных направлений применения – телемедицина, дроны, которые могут использоваться для мониторинга или доставки, последняя миля в организации интернет-доступа и многое другое. 

Пока же операторы решают, какой принцип строительства новых сетей выбрать – территориальный или бизнесориентированный. В основном, по словам представителей оператора, привлекательней выглядит запуск сетей там, где это необходимо бизнесу, а значит, окупится быстрее. Но 100%-й определенности пока нет. 

«Безусловно, телеком-рынок стоит на пороге революции: впереди – внедрение 5G, которое коренным образом изменит многие сферы жизни. По прогнозу GSMA, доступ к связи стандарта 5G к 2025 году получат более 80% населения России, на долю 5G придется 19% всех активных подключений, – напоминают в «МегаФоне». – Благодаря колоссальной скорости и минимальной задержке сигнала технология будет актуальна для развития беспилотного транспорта, сферы развлечений – VR, спортивных трансляций, видео сверхвысокого качества. Тренд в России будет артикулированно направлен на высвобождение частот 5G для реализации проектов цифровой экономики». 

 

 

 

Алена Журавлева
Теги: