В Петербурге прошел XXII фестиваль SKIF

22.05.2018

18 мая на Новой Сцене Александринского театра прошел двадцать второй фестиваль SKIF, созданный по заветам Сергея Курёхина. Курёхин был одним из тех немногих, кого действительно хочется назвать гением: пианист-виртуоз, музыкант-авангардист, актер и композитор, основатель коллектива Поп-механика, человек, воплощавший будущее в настоящем, делавший это с несравненной иронией. Артисты, которых приглашают на фестиваль, являются условными продолжателями этих традиций: новаторы, экспериментаторы и уважаемые пионеры некогда революционных музыкальных жанров.

И хотя последние годы выдались для фестиваля не самыми простыми: собственная площадка Курёхинского Центра находится на реконструкции, а длительность мероприятий сократилась с трёх дней до одного, от SKIF принято ждать громких имён. Всего был заявлен десяток ансамблей из России, Германии, Норвегии, Бельгии, Италии, Эстонии и Польши, но главным, несомненно, стал один: в Россию впервые привезли легендарный немецкий коллектив Tangerine Dream. Классики электронной музыки за пятидесятилетнюю историю оказали на ее развитие не меньшее влияние, чем их соотечественники Kraftwerk. И сейчас, после выпуска нового альбома, собранного по планам и с благословения основателя группы Эдгара Фрёзе, покинувшего нас в 2015 году, они отправились в мировой тур, где исполняют как известные, так и новые композиции Tangerine Dream.

Шоу Tangerine Dream – это два часа живой берлинской ретро-электроники «как в старые добрые 70-е». Актуальный состав включает Торстена Квешнинга на синтезаторах (он присоединился к группе в 2005 г.), скрипачку Хошико Ямане (с 2011) и видного электронщика Ульриха Шнауса (с 2014). Незатейливая визуализация на экране отображает простейшие формы и пейзажи, дополняя гипнотическое настроение при прослушивании. Многие слышали Tangerine Dream даже не зная об этом, ведь их звучание и композиции стали частью массовой культуры. Они использовались в фильмах и телепрограммах, ими вдохновлялись ныне именитые музыканты.

Главным же сюрпризом на малой сцене стал сет барабанщика из Италии Андреа Бельфи, с середины девяностых годов прошедшего путь от панк-групп до настоящего авангарда. Его сочетание спастических ударных, незатейливых аналоговых шумов и простейших мелодий оказалось приятной неожиданностью для тех, кто пришел за чем-то неформатным.

Для тех же, кому хотелось больше движения, на главную сцену вышли голландские прог-рокеры Motorpsycho. Бас, гитара и ударные в исполнении харизматичных брутальных мужчин привели своих слушателей в восторг. У тех же, кто зал покинул, получасовые перерывы на сценах (при том, что с оборудованием все равно случались накладки) между выступлениями восторга не вызвали.

После полуночи основную площадку заняли Holy Motors, эстонский коллектив, предложивший незатейливый убаюкивающий шугейз с женским вокалом в свете фиолетовых прожекторов. Далее же, согласно расписанию, перерыв между Holy Motors и закрывающим выступлением своеобразного польского ритуал-техно коллектива T'ien Lai составлял 45 минут. Это, а также осознание же того, что вся программа фестиваля заканчивается в 3:15 ночи, оставляя благодарного посетителя наедине с разведенными мостами, стало причиной уйти, не дожидаясь финала.

И вот такое вот сочетание несомненных организаторских побед и упущений оставляет противоречивые впечатления от всего мероприятия. Остается надеяться, что SKIF вернется на свою историческую обновленную площадку, соберет там крепкий лайн-ап на пару-тройку дней и покажет и занудствующим завсегдатаям, и неофитам, и близким по духу фестивалям, как действительно надо.

Алексей Виаленов
Теги: