В новых форматах

12 ноября 2017 в 14:39

Олег Новиков: «Мы приезжаем в регионы и предлагаем им проекты по развитию инфраструктуры чтения «под ключ» – нужна лишь поддержка местных властей, представителей бизнеса и культурного сообщества».

Президент Издательской группы «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков в преддверии VI Санкт-Петербургского международного культурного форума рассказал о состоянии книжной отрасли и оценил перспективы книжной политики в регионах страны.

– Каково состояние и перспективы книжной отрасли в России?

– В последние пару лет на книжном рынке наметились положительные тренды. Сегодня мы говорим не только о снижении темпов падения тиражей, но и об их росте. Так, предварительно, в 2017 году можно говорить о росте рынка коммерческой литературы в пределах 4-5%. Рынок учебной литературы вырос в этом году примерно на 7% в денежном выражении. В целом, с учетом электронных книг, можно говорить о росте книжного рынка на 6-7% по сравнению с прошлым годом. Такие показатели даже несколько превышают самые оптимистичные прогнозы, которые давали эксперты в начале года, и мы надеемся, что тенденции роста рынка сохранятся.

– Зачем издается столь широкое количество наименований книг в России – порядка 110 тыс. наименований в год?

– Большое количество наименований соответствует разнообразию интересов и вкусов читателей, у которых есть возможность выбирать те книги, которые им нужны для развлечения, самообразования, развития. При этом количество наименований в последние годы практически неизменно, а вот тиражи начали постепенно расти.

В ряде сегментов книжного рынка, например в интеллектуальной литературе, тиражи редко превышают 2-3 тыс. экземпляров. Но у каждой книги есть свой читатель – ситуация такова, что редактор, выпуская книгу, точно просчитывает, каким тиражом ее издавать. Начинающие авторы издаются небольшими тиражами, и мы, издатели, на таких книгах ничего не зарабатываем, но, если мы не будем открывать новые имена для читателей, современный литературный процесс в стране перестанет развиваться. В год мы выпускаем порядка 300 книг начинающих авторов. В этом – наша социальная задача и ответственность.

– Корпоративная книжная культура в компаниях – рекомендованные списки, библиотеки, ключевые книги для сотрудников – модная тенденция или перспективный тренд культурного саморазвития?

– Мы активно поддерживаем корпоративную книжную культуру, есть отдельное направление по работе с компаниями, которые создают библиотеки для сотрудников, выпускают подарочные брендированные тиражи. Несмотря на то что информацию можно получить благодаря многочисленным онлайн-ресурсам, книга была и остается тем фундаментом, благодаря которому мы учимся мыслить, получаем образование и развиваемся.

– Что является драйвером развития продаж издательского холдинга «Эксмо-АСТ»?

– Среди драйверов роста книжной отрасли – развитие легального рынка электронных книг. В 2017 году прогнозируем увеличение доли электронных книг до 4% от всего книжного рынка. В этом направлении мы неуклонно приближаемся к показателям европейских стран. Еще один драйвер роста книжного рынка – развитие федеральных книготорговых сетей. В стране остро не хватает книжных магазинов, и мы активно работаем над решением этого вопроса. При этом книжные магазины нового формата несут социально-культурную функцию, являются центрами культуры в регионах, где проводятся различные мероприятия, где жители могут с пользой и удовольствием провести свободное время. В холдинге активно идет работа над мультиформатным книжным продуктом, когда, купив одну бумажную книгу, читатель получает три в одном: не отрываясь от чтения, переходить от бумаги к аудиокниге или к электронной в зависимости от своих потребностей.

– На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме вы выступаете на мероприятии «Книжная политика регионов». Есть ли перспектива, что большинство регионов РФ начнут системно вести подобную политику?

– Государственная культурная и образовательная политика предусматривает создание равных условий для развития культуры и искусства в субъектах Российской Федерации. Инфраструктура чтения – важный элемент общей социокультурной среды, влияющей на качество жизни, образования, интеллектуального потенциала жителей каждого региона. В связи с этим развитие инфраструктуры чтения становится важнейшей задачей культурной и образовательной политики государства.

На протяжении последних лет мы активно разрабатываем региональные программы поддержки чтения, которые подразумевают развитие инфраструктуры чтения в регионах, поддержку и продвижение местных авторов, популяризацию чтения среди населения. Проводим в регионах «Книжные форумы», в рамках которых обсуждаем с представителями местной власти и культурного сообщества наиболее острые вопросы, касающиеся чтения и его популяризации. В регионах проходят книжные фестивали, встречи авторов с читателями, конференции, посвященные различным аспектам развития книжной инфраструктуры. В тесном сотрудничестве с губернаторами создаются рабочие группы по поддержке чтения.

Мы приезжаем в регионы и предлагаем им проекты по развитию инфраструктуры чтения «под ключ» – нужна лишь поддержка местных властей, представителей бизнеса и культурного сообщества. Книги должны быть доступны всем жителям всех регионов, и активная совместная работа издателей, местных властей и бизнеса здесь необходима.

* Генеральный директор компании «БУКВОЕД»

Денис Котов*