В Карелию, и не только, с любовью

10 декабря 2017 в 13:35

Алексей Черевущенко: «Если на местах не появятся инициативные, творческие люди, развивающие новые аттракции, а также не будет поддержки со стороны властей – спрос на туры в Республику Карелия у туристов будет стагнировать, как сейчас, или падать».

Петербургская компания «КарелияГид» за три года реализовала несколько успешных туристических проектов в Республике Карелия, что поспособствовало существенному росту туристической привлекательности региона. Генеральный директор туроператора Алексей Черевущенко рассказал «Эксперту Северо-Запад» о становлении бизнеса, проблемах развития и перспективах петербургского рынка.

– Как вы пришли в туристический бизнес и почему Карелия?

– Я перебрался в Санкт-Петербург из Липецкой области в 2012 году – меня всегда интересовал север, и я даже больше, чем в Северной столице, мечтал побывать в Республике Карелия. Работал в банковской сфере на руководящей позиции. В 2014 году мы с приятелем съездили в Карелию вдвоем, нам очень понравилось, и я решил привезти сюда свою первую группу туристов. Уже осенью 2014 года начал возить полноценные группы регулярно, зарегистрировал компанию «КарелияГид». Опыта в туристической индустрии, да и вообще в бизнесе, у меня не было – поэтому я учился всему уже в процессе. А инвестиции были чисто символическими – около 20 тыс. рублей, которые я потратил на рекламу в социальных сетях. И уже пара постов в «ВКонтакте» помогла собрать первый автобус из 30 человек – окупились вложения практически сразу.

– Как прошел первый тур и когда появились первые сотрудники?

– Началось все с местечка Куркиеки – исторического поселения с изобилием археологических памятников XII-XIV веков, впервые упомянутого в новгородской летописи в 1396 году. Я тогда сам выступил гидом, сильно волновался. К тому же туристы оказались «экстрасенсами». На обратном пути водитель автобуса доверился «навигатору» и заблудился, нам пришлось сделать серьезный крюк. Но я делал все с душой, и гости остались очень довольны, меня это воодушевило. В тот момент меня даже больше воодушевляли довольные, отдохнувшие люди, чем прибыль. Но с тех пор сотрудничаем мы только с надежными транспортными компаниями.

Когда мой телефон начал разрываться от звонков, а я в роли гида в это время находился с группой в карельском лесу, я понял, что если я хочу развивать бизнес, то надо делегировать менеджерские полномочия. Поначалу сотрудники работали удаленно, но затем возникла и потребность в офисе – так мы стали полноценной компанией.

– Только в 2016 году горный парк «Рускеала» посетили более 300 тыс. человек. Но три года назад он не был столь популярен?

– Смело могу заявить, что «Рускеала» получила широкую известность именно благодаря «КарелияГиду», мы же стали и первым официальным представителем парка в Санкт-Петербурге. До этого сюда приезжали только индивидуальные туристы и небольшие группы, место было малоизвестным, и первые регулярные большие группы буквально вызывали у местных шок. Туры сюда стали в 2014 году успешными, в том числе как альтернатива Финляндии, ставшей для многих дорогой.

Мы создали прецедент на рынке, многие петербургские турфирмы обратили внимание на Карелию. К сожалению, мы создали и множество конкурентов, уже даже зазывалы на Невском проспекте в Петербурге предлагают туры в Мраморный каньон. Как пример – возить сюда туристов начал даже наш SMM-специалист, который посмотрел, как в компании все устроено изнутри, и решил подзаработать. Но таков бизнес, и любому рынку конкуренция, если она здоровая, только на благо.

– Насколько сильно проявляется сезонность спроса?

– Вы можете заработать много в июле или январе, но все потратить в апреле – у бизнеса действительно явно выражена сезонность. Высокий спрос начинается с конца мая по конец сентября – это порядка 40% выручки, еще 30% – это зима, в основном январские праздники, а остальные 30% – весна и осень в сумме. Среди наших клиентов больше всего индивидуальных туристов – жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, около 80%, на группы и корпоративные выезды приходится всего 20%. По длительности это обычно однодневные и двухдневные туры, есть также формат на 1,5 и трое суток. Стоимость составляет от 2 до 6 тыс. рублей в зависимости от длительности поездки и места проживания.

– Вы расширяете спектр направлений?

– Когда туристы уже съездили в Мраморный каньон два-три раза, но хотели бы посмотреть что-то еще – на спрос надо было отвечать предложением. Сначала мы фокусировались только на сортавальской части Республики Карелия, но потом освоили и петрозаводскую сторону. Стали искать новые объекты, продумывать новые маршруты. Это как стандартные Валаам и Кижи, так и новые, которые мы разрабатывали сами.

Возникла идея привозить туристов не только на автобусе, но и по железной дороге, и мы придумали проект с ретропаровозом. Мы с коллегой, который развивает горный парк «Рускеала», поехали в Москву в РЖД, затем делегация от компании приезжала сюда, чтобы оценить перспективы и необходимые вложения: паровоз – это не электричка, ему требуются, например, пункты дозаправки водой. Это полностью коммерческий проект: мы просчитали бизнес-план, включавший расходы на аренду паровоза у РЖД, договорились в Карелии с партнером, который занялся встречей туристов и решал организационные вопросы на месте, разработали авторскую программу. Тем временем дочерним предприятием РЖД была восстановлена необходимая инфраструктура. Когда мы запустили этот проект и он стал успешен, многие представители власти заявляли, что это их заслуга, хотя я с ними никогда в жизни не общался. Сейчас этот формат перешел на корпоративный уровень, так как, с одной стороны, спрос немного упал, с другой – стоимость тура немалая, но она не может быть ниже себестоимости, которая напрямую зависит от расценок РЖД.

В 2016 году начали организовывать туры на Байкал, в Крым, на Камчатку. Но цены на такие туры довольно высоки, так как поездка занимает несколько дней, необходимо бронировать гостиницы, плюс затраты на авиабилеты и логистику на месте.

Маршруты по Ленинградской области тоже разработаны, но эти места петербуржцам довольно хорошо знакомы, поэтому пользуются меньшим спросом. Плюс присутствует стабильный, пусть и невысокий, спрос на туры в Псков и Новгород. В том числе мы организуем индивидуальные туры, в Карелии по запросу они могут включать VIP-обслуживание, приглашение поваров для знакомства с карельской кухней и индивидуального гида, катание на собачьих упряжках, маршрут на снегоходах и вертолетную прогулку, размещение в коттеджах с высоким уровнем сервиса.

В начале 2018 года мы запустим новый авторский маршрут по Карелии и Ленинградской области, который должен вдохнуть жизнь в «межсезонье» и нивелировать сезонность туристической активности. Но пока не раскрываю карты, так как прекрасно понимаю, что сразу после анонсирования эта идея будет скопирована другими игроками рынка.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь при развитии бизнеса, развитии туристического потенциала Карелии?

– Проблема региона в том, что, пока ты сам не начнешь здесь что-то делать, никто не начнет развивать туристические объекты. Зачастую мы прямым текстом объясняем управляющим туристических объектов, что надо делать так, так и так, по такому бизнес-плану, чтобы это было интересно. И многие новые точки, аттракции, места размещения на туристической карте Карелии появлялись именно так. Но инертность на местах показательна. В 2016 году мы привезли туристов отмечать Новый год на природе, я взял на себя часть расходов – купил чумы для ночевки, провел к ним электричество, предусмотрел доплату сотрудникам за сверхурочную работу, но заставить их сделать это самостоятельно в счет будущей прибыли или уговорить персонал выйти на работу было крайне сложно. Таким образом, пока на местах не появятся инициативные, творческие люди, развивающие новые аттракции, – спрос на Карелию у туристов будет стагнировать, как сейчас, или падать. Ведь на крупных объектах многие уже побывали не один раз, а ради мелких и малоизвестных специально сюда никто не поедет. Уже в этом году спрос начал снижаться.

Смежная проблема – качество сервиса: при ценах на питание и проживание на уровне и выше, чем в Санкт-Петербурге, уровень обслуживания недостаточно высокий. При этом если на сортавальской стороне Ладожского озера проблемы сервиса выражены очень ярко, то на петрозаводской есть гостиницы, куда не стыдно селить туристов, но там практически нечего смотреть, хотя при желании и здесь можно успешно реализовать новые, интересные туристические проекты. В 2014 году это было настоящей проблемой, так как люди уже привыкли к европейскому сервису и не готовы были возвращаться к советскому. Но сейчас, на волне спроса, ведется строительство новых объектов, и качество в целом повысилось, хотя еще недостаточно. Но кто будет жить в этих гостиницах, если сами туристы перестанут приезжать?

До сих пор меня огорчает нежелание местных властей содействовать нашей работе. Я встречался с бывшим главой Республики Карелия Александром Худилайненом, но получил довольно жесткий отказ в поддержке: пусть мы фактически поднимаем туристическую отрасль субъекта, но зарегистрирована компания в Санкт-Петербурге и платит налоги здесь. Если новый глава Карелии Артур Парфенчиков будет смотреть на ситуацию с открытыми глазами, я буду рад встретиться для обсуждения и реализации новых проектов. Мы полноценные участники туристического рынка региона, мы создаем продукт – у меня никогда не стояла задача просто продавать стандартные туры. И любую поддержку мы приветствуем. Тем более что долгое время мы вели социальный проект – организовывали по минимальным ценам экскурсии для людей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями из межрегиональной общественной организации «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров».

– А что можно сделать в Санкт-Петербурге и что для этого нужно?

– Знаю, чего хочу добиться в перспективе, – это экскурсии по Санкт-Петербургу совершенно нового формата. Но для реализации этих идей требуются инвестиции – я рассматриваю возможности по привлечению инвесторов. Сейчас мы находимся на пороге революции в туристической отрасли. Новые технологии уже позволяют нам реализовывать совершенно новые подходы к «упаковке» маршрутов, благодаря чему они будут интересны не только приезжим, но и самим петербуржцам. Даже в Европе многих форматов, которые мы можем предложить, еще никто в туристической отрасли не применяет. Мы можем стать инноваторами и возглавить эту технологическую революцию в отрасли.

Марина Скляренко
Теги: