Уйти от стереотипов

27.11.2018

В октябре утвержден национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров, приглашенный редактор специального номера журнала «Эксперт С-З», посвященного участникам внешнеэкономической деятельности, обсудил с директором по сопровождению экспортных проектов «Российского экспортного центра» (РЭЦ) Михаилом Антиповым то, какие изменения произойдут для участников ВЭД уже в ближайшее время, и что еще необходимо сделать для поддержки предпринимателей.

– Как должны измениться правила вывоза товаров за рубеж с принятием этого проекта?

– Мероприятия национального проекта сформулированы в рамках проектной мастерской, проведенной РЭЦ в 2018 году при участии экспортеров и представителей органов власти. В качестве тем, требующих особого внимания, экспортеры назвали валютный контроль, экспортный контроль, отдельные вопросы применения нулевой ставки НДС при экспорте и некоторые другие. 

Главные изменения мы ожидаем в сфере валютного контроля. Нацпроект предусматривает переход к выборочному валютному контролю, основанному на анализе так называемых сомнительных сделок. Мы исходим из того, что представление документов по сделке будет осуществляться не во всех случаях, а только по запросу уполномоченного банка или органа валютного контроля при выявлении риска нарушения законодательства. Одновременно планируется существенное смягчение административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере валютного контроля. Предусмотрено установление 30-дневного периода, в течение которого лицо, не обеспечившее в установленный срок репатриацию валютной выручки, не подлежит административной ответственности.

Также прорабатывается вопрос о возможности зачисления валютной выручки на счет резидента в зарубежном банке. 

В сфере экспортного контроля запланировано установление перечня государств и товаров, в отношении которых может быть введен режим безлицензионного экспорта, а также внедрение ряда информационно-технологических решений, повышающих прозрачность требований в сфере экспортного контроля. 

В части НДС будет расширена возможность применения нулевой ставки при экспорте информационных технологий и связанных с ними услуг, при вывозе товаров по договору лизинга, при вывозе материалов для строительства за рубежом. 

Будет продолжена работа по повышению доступности таможенной процедуры переработки на таможенной территории, которая имеет большое значение для производства экспортной продукции. Правила применения данной процедуры законом определены, но правоприменение вызывает нарекания предпринимателей. 

– Какие российские производители имеют конкурентные преимущества при выходе на международные рынки?

– Наши производители, конечно, могут иметь определенные преимущества перед зарубежными конкурентами. Но важно понимать, что эти преимущества не являются абсолютными и универсальными. На глобальном рынке много игроков, конкуренция высока, и все стараются максимально использовать те преимущества, которые есть у них. Поэтому очень важно перед выходом на тот или иной рынок внимательно ознакомиться с его состоянием, оценить уровень конкуренции и проанализировать свои слабые и сильные стороны с учетом ситуации на данном конкретном рынке. Те компании, которые просто опираются на устоявшиеся стереотипы и рассчитывают на то, что их товары будут конкурентоспособны по цене или качеству, лишь потому что они произведены в России, рискуют потерпеть болезненное разочарование. 

– С какими наиболее типичными трудностями сталкиваются российские производители в начале своей работы в качестве экспортеров?

– Главная трудность – нехватка компетенций для работы на мировом рынке, который имеет свои особенности и с точки зрения экономики, и с точки зрения административных процедур. Нередко компании привычно начинают действовать, рассчитывая решать возникающие проблемы по мере возникновения, и терпят фиаско, даже не успев вывезти товары из России. 

Так, один наш клиент заключил контракт, оплатил перевозку и только при вывозе узнал, что для экспорта таких товаров необходима лицензия. Срыв поставки повлек такие потери, что экспортом он больше не занимался. Другой повез товары в ЕС в деревянной упаковке и только на границе узнал, что ее надо обработать от насекомых. Это недорогая операция, но в условиях спешки дополнительные издержки поглотили всю выручку. 

Экспорт посилен любой компании, но обладает определенной спецификой. Надо понимать, какие административные требования предъявляются к товарам на зарубежных рынках, какие требуются сертификаты, разрешительные документы, какие на целевом рынке есть барьеры. Важно представлять вкусовые предпочтения будущих потребителей, оценить конкуренцию. И, конечно, не забывать о российских правилах, связанных с получением разрешений на вывоз товаров, репатриацией валютной выручки и прочих подобных требованиях. 

Поэтому экспортер должен, во-первых, осознавать эти задачи, а во-вторых, понять, как он их будет решать: обратится в РЭЦ, или к другому консультанту, или будет искать информацию самостоятельно, или привлечет агента для организации поставки, или просто продаст товары более опытной компании, которая уже сама осуществит экспорт. 

– Как вы оцениваете происходящие изменения в сфере государственного контроля за экспортными поставками? 

– По оценкам наших клиентов, ситуация постоянно улучшается. Правила становятся более понятными, процедуры более комфортными. Многие экспортеры справляются с прохождением административных процедур самостоятельно, без помощи консультантов и посредников, существенно снижая свои издержки. Таким образом, работа, которую вели государственные органы, исполняя майские указы Президента РФ от 2012 года, дает свои плоды. 

Но многое еще предстоит сделать. Есть амбициозные задачи, связанные с использованием цифровых технологий. Сроки выпуска экспортируемых товаров таможенными органами сократились существенно, но некоторые иные процедуры по-прежнему довольно длительные, обременительные и не совсем прозрачные. Сохраняется дублирование процедур. Особенно это относится к получению разрешительных документов и осуществлению логистических операций. Поэтому особое значение имеют проекты, связанные с внедрением механизма «единого окна». 

Другим важным, но пока мало обсуждаемым направлением работы является интеграция государственного контро ля, что некоторым образом связано с философией «единого окна». Сейчас экспортер вынужден непосредственно взаимодействовать с отдельными государственными органами, выстраивая с каждым из них свои отношения, зарабатывая репутацию. Механизм «единого окна» позволит технически упростить это взаимодействие и направлять сведения, необходимые для государственного контроля, однократно и через одну точку входа. Но модель «одно лицо – много органов власти» сохранится, просто станет несколько более комфортной. На следующей стадии мы должны начать движение к модели, когда государство взаимодействует с экспортером как целостный институт, а не через разрозненные органы. Эта модель предполагает более тесное взаимодействие контролирующих органов, интеграцию систем управления рисками, консолидацию аналитических ресурсов, повышение эффективности анализа и выявления объектов контроля. 

Такая модель при правильной настройке будет более комфортной для добросовестных предпринимателей. 

– Какую роль в продвижении российских товаров на внешних рынках должны сыграть поставщики профессиональных услуг для участников международной торговли?

– Как я говорил выше, сейчас экспортеры отказываются от посредников и консультантов и стараются действовать самостоятельно. РЭЦ максимально содействует этому, активно проводя образовательную и разъяснительную работу и участвуя в устранении административных барьеров. Поэтому, когда экспортеры говорят, что работают самостоятельно, мы воспринимаем это с оптимизмом как подтверждение того, что процедуры становятся более понятными и комфортными. Одновременно мы наблюдаем и пессимизм таможенных представителей, логистических и иных посредников, которые жалуются на чувствительное сокращение спроса на рынке. 

Тем не менее, я уверен, что в стратегической перспективе рынок профессиональных поставщиков услуг в сфере внешнеэкономической деятельности будет процветать, но существенно видоизменившись. Дело в том, что в экспорт приходит все больше компаний, в том числе тех, кто раньше внешней торговлей не занимался. Одновременно опытные экспортеры переходят к более сложным схемам работы. И тем, и другим нужна экспертная поддержка.

Самим им содержать штат разнопрофильных специалистов может быть слишком обременительно. Полагаться на то, что все вопросы сможет решить свой юрист, можно только до определенного уровня сложности операций и диверсификации рынков. Поэтому профессиональный консультант будет необходим, но уже не потому что правила ввоза и вывоза товаров слишком сложны, а правоприменение слишком непредсказуемо и непрозрачно. 

Востребованными будут комплексные услуги, охватывающие всю цепочку экспортных операций. И особое преимущество будет у тех, кто начнет оказывать редкие сейчас услуги в отношении задач, связанных с зарубежным сегментом поставки: аналитика, поиск партнеров, разработка стратегии выхода на рынок, сертификация, защита прав интеллектуальной собственности, таможенные операции, урегулирование споров с контрагентами и местными контролирующими органами и так далее. 

– Какие направления совершенствования таможенного администрирования вы считаете приоритетными?

– Экспортеры в основном не испытывают особых затруднений при осуществлении стандартных поставок. Но когда они по мере развития переходят к более сложным и нестандартным схемам работы, то затруднения возникают и у них, и у таможенных органов. Поэтому сейчас важно двигаться рядом с рынком и настраивать правоприменение с учетом постоянно развивающихся форм торговли. 

Так, например, дискуссии возникли в связи с желанием экспортеров вывозить товары на консигнационные склады за рубежом, еще не имея контракта на поставку. Это позволяет ускорить поставку после поступления заказа от покупателя. Первоначально данная схема вызвала сомнения у таможенных органов и банков, но после обсуждения все согласились, что закону она не противоречит. 

Важнейшее направление нашей работы – помощь в применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Эта процедура позволяет не уплачивать таможенные платежи при ввозе иностранного сырья для производства экспортной продукции. Применяя процедуру, производители экономят крупные суммы (25-30% от стоимости ввозимого сырья) и существенно повышают конкурентоспособность своих цен. Другая область применения данной процедуры – ввоз ранее экспортированной продукции для гарантийного ремонта. Способность поставщика осуществлять гарантийное обслуживание своей продукции очень важна для покупателей. Применение этой процедуры предполагает профессиональный диалог с таможенным органом, который хочет убедиться в том, что применение льготы не приведет к злоупотреблениям. Необходимо подготовить соответствующие документы, расчеты, обоснования.

Компании, использующие эту таможенную процедуру впервые, испытывают затруднения, а мы, с одной стороны, помогаем им эти затруднения преодолеть, а с другой стороны – стараемся описать методологию этой работы таким образом, чтобы любая компания могла самостоятельно выполнить все требования таможенных органов, не прибегая к помощи посредников. Как и в случае с другими консультационными услугами, данную помощь мы сейчас оказываем бесплатно. 

 

Евгений Кошкаров