Трубопроводом, танкером, вертолетом

26 августа 2017 в 12:25

Фото: 
Gazprom.ru

«Эксперт Северо-Запад» познакомился с тем, как функционирует одно из крупнейших месторождений «Газпром нефти» в Арктике.

Единственная возможность добраться до Новопортовского месторождения вертолет. Дорога из Салехарда до месторождения занимает около двух часов. Когда погрузка в вертолет завершается, наши вещи сгружают в центр и пристегивают к полу специальной сеткой из ремней. Чтобы приглушить шум, всем предусмотрительно выдают беруши. Фотографировать внутри запрещено, предупреждает  один из пилотов..

Вид за окном не отличается разнообразием и довольно быстро надоедает. Он состоит из низкорослых кустарников вперемежку с многочисленными болотами. Изредка этот пейзаж разбавляют чахлые деревца. Единственное, что напоминает о цивилизации, трубопроводы и электрические вышки, попадающие в поле зрения на короткое время.

То, что месторождение где-то рядом, становится понятно, когда в окне появляется паутина трубопроводов. По сути, нефтегазовая инфраструктура компании расположена посреди тундры в относительной близости от нее только оленьи пастбища.

На вертолетную площадку за нами приезжает вахтовка. «Хорошее лето плюс три», шутит встречающий нас сотрудник «Газпромнефть-Ямала». Через переговорное устройство водитель просит всех пристегнуться, после чего машина трогается с места. Первым делом, как и все прибывающие на месторождение, мы проходим медосмотр, который проводится в специально оборудованном для этого вагончике: измеряют артериальное давление, интересуются общим самочувствием, проверяют на алкоголь. Из соображений безопасности на территории месторождения действует сухой закон.

Рядом с нами своей очереди ждут прибывшие на заработки вахтовики. График работы у них весьма интенсивный месяц через месяц. В общей сложности на месторождении заняты около 5 тыс. сотрудников подрядных организаций, занимающихся строительством нефтегазовых объектов, еще 350-400 человек обслуживают сам нефтепромысел. Для них на месторождении построены вахтовые жилкомплексы и оборудованы несколько вагонгородков.

Если персонал доставляют на месторождение вертолетом, то стройматериалы и провиант попадают сюда в основном по воде. Возить их вертолетом слишком дорогое удовольствие. «Учитывая, что на вертолете можно перевезти 2 тонны воды, дорогая бутылка выходит дороже нефти», объясняет представитель «Газпромнефть-Ямала» (прежнее название «Газпром нефть Новый Порт»).

Забуриться в землю

Емкости для хранения нефти и извивающиеся трубопроводы поблескивают под лучами солнца. Это центральный пункт сбора (ЦПС) нефти, где черное золото приводят в товарный вид. Здесь энергоноситель очищают от воды и газа, контролируют их плотность, температуру, обводненность, содержание солей и примесей. После этого нефть готова к транспортировке по разветвленной системе нефтепроводов. Сейчас ЦПС рас­считан на подготовку почти 6 млн тонн сырья, но после ввода второй очереди в «Газпром нефти» рассчитывают довес­ти этот показатель до 8 млн тонн.

Буровые работы ведутся в нескольких десятках километров от ЦПС. Запа­сы месторождения (по категории Cl + С2) оцениваются в 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Территория Новопортовского разбита на несколько кустовых площадок, где установлены буровые вышки. К одной из них мы приближаемся достаточно близко для того, чтобы разглядеть нескольких рабочих, поднимающихся наверх буровой. Под вышкой находятся те самые залежи черного золота, ради добычи которых все это и было построено.

Разработка Новопортовского месторождения, расположенного в юго-восточной части Ямала, началась шесть лет назад. До этого оно было известно в основном среди геологов, которые в советское время проводили на полу­острове разведочные работы. В 2011 году месторождение еще представляло собой белое пятно, куда вертолеты приземлялись по координатам, а видимость на тысячу километров вперед была затруднена, вспоминают сотрудники «Газпром нефти».

В настоящий момент инвестиции в ос­воение арктического месторождения составляют порядка 198,7 млрд рублей. До конца года на Новопортовском соби­раются добыть около 6 млн тонн нефти, а к 2020 году выйти на уровень в 8,1 млн тонн.

Условия для бурения на Ямале не слишком благоприятные дают о себе знать многолетние мерзлые породы. Первоначально срок бурения в таких условиях занимал 40 суток, но со временем его удалось снизить в среднем до 22 дней, лучший результат – за 14,5 дней. Чтобы повысить отдачу пласта, на месторождении бурятся двуствольные горизонтальные скважины, длина которых достигает 2 тыс. м. Между бригадами ведется соревнование за то, кто быстрее пробурит скважину. Победителей стимулируют рублем, предоставляя им прибавку к зарплате.

По дороге с облаками

Наша вахтовка сворачивает на дорогу, ведущую к поселку Новый Порт. Это то самое место, откуда мы полетим до нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Выложенная к поселку железобетонными плитами дорога в какой-то момент заканчивается. На бездорожье машину начинает трясти, а на ухабах она несильно подпрыгивает. Примерно на половине пути к пункту назначения вахтовка неожиданно останавливается. Впереди стоит шесть-семь грузовиков, выстроившихся в ряд вдоль дороги. «С шести до восьми часов пускают. Пока два месяца лето – дорогу строят, а то в августе уже заморозки», – вводит нас в курс дела водитель.

Когда машина прибывает на место, мобильная связь почти сразу же перестает работать. Новый Порт оказывается совсем небольшим поселком на берегу Обской губы, состоящим из нескольких улиц. Дома в Новом Порту в основном деревянные, часть из них для надежности обшита сайдингом. Изредка встречающиеся новостройки кажутся привыкшему к петербургским муравейникам взгляду миниатюрными. Старые и новые здания объединяют между собой торчащие из стен телевизионные тарелки. На улице в вечернее время почти никого. Порой нам навстречу проходит кто-нибудь из местных, но происходит это довольно редко. В одном из дворов дети играют в пекаря, пытаясь наперегонки сбить палкой банки.

Жители Нового Порта в основном промышляют рыбной ловлей. Многие из них работают на рыбокомбинате, который занимается выловом и заморозкой рыбы. Ранее предприятие считалось градообразующим – в советские годы оно заготавливало примерно 2,5 тыс. тонн рыбы. Сейчас его вылов упал практически в восемь раз – до 340 тонн.

Гостиниц в поселке нет, поэтому мы останавливаемся в интернате для детей из тундровых семей. Летом он пустует – дети уезжают к родителям в тундру пасти оленей. При входе в здание нас встречает напольная шахматная доска с гигантскими фигурами, а к комнатам ведет длинный коридор с ковровой дорожкой, вдоль которого висят портреты президента России, губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа и главы Ямальского района.

В пяти минутах ходьбы от интерната находится пристань, которую «Газпром нефть» использует для подвоза на месторождение стройматериалов. При взгляде на нее в глаза сразу бросаются портовые краны, а также простирающаяся за ними водная гладь. Неподалеку от пирса стоит на рейде местная достопримечательность – плавучий магазин, внутри которого продают всякую всячину – от стройматериалов и бытовой техники до продуктов.

Пограничники дают добро

Прежде чем приземлиться в поселке Мыс Каменный, вертолет делает несколько кругов над нефтеналивным терминалом. Первые, кого мы встречаем, оказавшись на твердой земле, – пограничники. В поселке действует пограничная зона, и пускают туда только по пропускам. После того как формальности улажены, направляемся в операторную приемосдаточного пункта Новопортовского месторождения. Она представляет собой комнату, уставленную мониторами, за которыми сидят два человека. На многочисленных экранах отображаются непонятные нам графики и схемы, а один из мониторов с четырех ракурсов демонстрирует танкер и шланги для отгрузки нефти.

Отгрузка нефти на танкеры происходит на приемо-сдаточном пункте, который расположен вблизи акватории Обской губы
Отгрузка нефти на танкеры происходит на приемо-сдаточном пункте, который расположен вблизи акватории Обской губы

Еще в одном здании базируется лаборатория, где происходят испытания нефти, а также хранятся ее пробы на случай возникновения претензий к качеству энергоресурсов. По атмосфере лаборатория напоминает завод по производству лекарств. Ее сотрудники одеты в белые халаты, а вокруг расположены многочисленные колбочки и другие емкости для анализа состава нефти.

Впрочем, в отличие от черного золота, до терминала мы так и не добрались. Виной тому – переменчивая погода, нарушившая наши планы. Утром ветер прибил к берегу лед, через который на катере было не пробраться. Так что наше знакомство с терминалом ограничилось лишь его осмотром с берега.

На центральном пункте сбора нефти черное золото приводят в товарный вид, очищая его от воды и газа
На центральном пункте сбора нефти черное золото приводят в товарный вид, очищая его от воды и газа

Необходимость строительства терминала в заливе Карского моря в «Газпром нефти» объясняют экономическими и логистическими преимуществами. До ближайшей нефтеперекачивающей станции от месторождения 740 км, поэтому от строительства трубопровода решено было отказаться. А вариант транспортировки энергоносителей по железной дороге отбросили из-за ограничений в пропускной способности.

Транспартировке энергоносителей по железной дороге и трубопроводу "Газпром нефть" предпочла морскую отгрузку нефти через терминал "Ворота Арктики"
Транспартировке энергоносителей по железной дороге и трубопроводу "Газпром нефть" предпочла морскую отгрузку нефти через терминал "Ворота Арктики"

Чтобы рассмотреть терминал получше, идем по песчаной полосе, врезающейся в Обскую губу. Песок под ногами довольно мягкий, и на нем хорошо отпечатываются наши следы. Кто-то шутит про то, что на береговой полосе неплохо бы расставить зонтики и позагорать. Но, несмотря на светящее солнце, тут довольно прохладно из-за порывов ветра. Чем ближе мы приближаемся к воде, тем сильнее ощущение края земли. Впереди только лед и вода, и лишь где-то, почти на линии горизонта, в окружении нескольких танкеров виднеется желтый терминал, внешне напоминающий портовый кран. В высоту он достигает 80 м, что сопоставимо с тридцатиэтажным жилым домом. Часть сооружения находится под водой и удерживается на дне двенадцатью сваями. Отсюда в сопровождении ледоколов танкеры с черным золотом проследуют в Мурманск, где нефть будет перегружена в накопительный танкер «Умба», а затем направится к европейским потребителям.

Салехард – Новый Порт – Мыс Каменный

Александр Колпаков