Трансформация человеческого капитала

26.03.2018

Деловое издание «Эксперт Северо-Запад» провело круглый стол «Человеческий капитал в эпоху трансформации», который продолжил цикл тематических бизнес-встреч в рамках премии «Эксперт года». Модератором мероприятия, состоявшегося в петербургском отеле «Азимут», выступила генеральный директор и главный редактор издания Марина Богомягкова. В рамках круглого стола представители передовых компаний обсудили вопросы HR-рынка СЗФО, мобильное перестроение образовательной системы, наступление цифры в HR-департаментах, уравнениепоколений X + Y + Z и другие вопросы, касающиеся управления и подготовки специалистов.

В начале встречи Марина Богомягкова отметила, что представители всех компаний работают с людьми и так или иначе испытывают на себе изменения времени: «Главные вопросы, с которыми сталкиваешься: как переформатировать систему управления, насколько уровень подготовки специалистов отвечает требованиям времени? Сейчас мы живем на стыке поколений, и теперь к generation X и Y добавилось поколение Z, но к сотрудникам нового времени продолжают выставляться старые требования».

Первым спикером выступила начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Людмила Колдунова, подчеркнув, что технологических изменений не миновать: «Большую роль будет играть переподготовка. Какие-то профессии исчезнут, новые профессии появятся. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно посвятить время дополнительному образованию». Людмила Колдунова считает, что поколение Z открыто цифровизации и готово к трудовой адаптации: «Нужно помнить о том, насколько человек готов воспринимать трансформацию. Но нельзя доводить роботизацию до абсурда».

Доцент кафедры международного бизнеса СПбГЭУ Елена Хутиева предложила обратить внимание на мировые тренды: «Как бы мы ни бегали от реальности, она все равно к нам придет. Система STEAM-образования (science, technology, engineering, art, mathematics) сегодня внедряется на государственном уровне во многих развитых странах. Уклон в такую образовательную траекторию связан с тем, что следующие поколения будут жить в технологически развитом обществе. Рынок труда диктует новые условия. Уже сегодня спрос на STEАM-профессии растет в два раза быстрее, чем на другие. По некоторым прогнозам к 2025 году не будет существовать порядка 30% привычных для нас профессий, появятся новые, которые будут требовать умения применять технические знания в сфере естественных наук».

Подготовкой квалифицированных рабочих кадров в основном занимается непосредственно компания-работодатель, убеждена управляющий по корпоративным вопросам АО «Филип Моррис Ижора» Марина Камаева: «Когда к нам приходят новые люди для того, чтобы работать оператором производственной линии или механиком, конечно, они проходят обучение на предприятии. Каждый человек должен стажироваться минимум три месяца до начала самостоятельной работы на машине». Марина Камаева подчеркнула, что «Филип Моррис Ижора» адаптируется к трансформации: «У нас меняется философия, стратегия. Мы начинаем создавать совершенно новые инновационные продукты, и компетенции сотрудников также меняются».

HR-директор АО «Императорский фарфоровый завод» Наталья Антонова рассказала о трудностях следования требованиям современности: «Нашему заводу практически 300 лет. Основная ценность нашей продукции – ручной труд. То есть те традиционные способы работы, которые были с нами поколениями. Именно благодаря этому мы занимаем свою нишу и на мировом рынке, и внутри страны. Но даже такое классическое производство, как наше, подвергается трансформации». В качестве примера Наталья Антонова рассказала о том, что традиционно рисунки создавались художниками: «Но время ускоряется, необходимо быстрее выдавать продукт на рынок, чтобы удовлетворить спрос потребителя. Сейчас у нас рисунки успешно начали создавать дизайнеры. Внутри коллектива это настоящая революция».

Ведущий менеджер по корпоративной культуре петербургской книжной сети «Буквоед» Дарья Малахова подчеркнула, что сотрудники компании стараются использовать цифровые технологии: «У нас есть региональные магазины. Нам нужно взаимодействовать не только с теми сотрудниками, которые находятся здесь, но и с теми, кто работает в Вологде или Череповце, поэтому мы используем возможности цифры для того, чтобы донести обучение и регламентные процедуры. Но мы, к счастью, работаем с таким продуктом, который полностью передать роботам невозможно. Книги, да и даже канцелярия, требуют личной коммуникации с клиентом».

Руководитель по маркетингу Vedensky Hotel Юлия Курочкина отметила, что сфера ее работы – одна из самых консервативных: «Мы развиваем свой персонал и активно удерживаем его. Но не вижу, где роботизация у нас могла бы развиться в полную силу. Представление потребителя о сервисе по-прежнему консерва тивно». Юлия Курочкина добавляет, что в сфере гостеприимства личные качества сотрудника порой играют ключевую роль: «Внутри нашей компании есть своя философия, стратегия и миссия. У нас есть ряд кейсов, которые связаны с решением нестандартных ситуаций, чтобы проверить, насколько человек способен креативно и позитивно мыслить».

О вступлении в новую эпоху вебинарной системы обучения рассказала руководитель службы по работе с сотрудниками отеля «Азимут» Антонина Плетникова: «Если раньше в каждом отеле сети был свой менеджер по обучению, то в будущем все будет происходить силами цифры. Подготовка, тесты по итогу испытательных сроков». Также Антонина убеждена, что высокие технологии наступили еще вчера: «Мы «Сапсан» оплачиваем через айфон, но какие-то вещи все равно переоцениваются. Например, боты».

Директор по маркетингу HR-Клуба «КАК ДЕЛАТЬ» Варвара Федорова поделилась опытом проведения HR-мероприятий: «Мы два года подряд проводим в Москве конференцию «Трансформация.Org». Каждый год на нее приезжают спикеры, которые заставляют зал вздрогнуть. Заявления, которые звучат, кажутся пугающими. Говорят, что 30% профессий будут заменены, люди не нужны. Но я думаю, что бизнес всегда будет стремиться сократить издержки. Пока роботизация дороже персонала, бояться нечего».

В ресторанной сфере без людей не обойтись, считает руководитель отдела обучения сети ресторанов «Евразия» Марина Вертинская. «Получив изрядную долю общения с техникой, людям нужно куда-то идти общаться. Если раньше в рестораны приходили в первую очередь получить гастрономическое удовольствие, то на сегодняшний день в рестораны приходят пообщаться, а персонал зачастую выступает собеседником и другом для гостей. Поэтому в сфере услуг все больше говорят о friendly-подходе в обслуживании», – объясняет она.

Руководитель департамента по работе с персоналом АО «НЭК Нева Коммуникационные Системы» Светлана Гивлеткильдеева c пониманием относится к тому, что у потенциального молодого сотрудника не будет необходимых профессиональных навыков: «Сейчас мы пришли к решению, что для роста компании необходимы молодые кадры, мы готовы их обучать. Если же у нас в компании не хватает какого-то навыка, мы привлекаем эксперта и пользуемся его знаниями, чтобы повышать квалификацию своих сотрудников».

Екатерина Серебреникова, M&A HR, ESW Capital LLC, рассказала, что более десяти лет проработала на производстве: «Сейчас мы прослеживаем смену подхода сотрудников от «меньше высовываешься – дольше работаешь» к активной жизненной позиции. В этом – основная трансформация российского производственного сектора».

Внутренняя политика компании учитывает интересы и разных поколений, и категорий персонала, считает ведущий менеджер по персоналу ООО «Валио» Евгения Абрамова. «У нас в компании принята определенного рода философия Wellbeing. Мы понимаем под этим термином благополучие всех сотрудников в широком смысле этого слова. Wellbeing основывается на трех основных принципах: это открытый обмен мнениями, активный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между работой и личной жизнью», – говорит она.

Руководитель танцевального клуба «Вдвоем» Светлана Бочкарева отмечает, что в тематических дискуссиях не всегда обсуждаются ожидания персонала и рынок работодателя: «На рынке много предложений от других работодателей. Как говорится, у соседа всегда лучше. HR вынужден искать новые формы преподнесения своего продукта для того, чтобы его ценность повышалась».

Сейчас наибольшим спросом пользуется обучение лидерству и управлению изменениями, убежден управляющий партнер, бизнес-тренер Development Academy Константин Ким: «Трансформация, которая происходит в области технологий и общества, затрагивает бизнес, и все хотят понимать, как работать с этими изменениями. Необходимо обучать людей конкретным навыкам, которые нужны здесь и сейчас. Более того, нужно меняться не только сегодня, но и завтра, послезавтра, в следующем году и через пять лет».

По аналитике HeadHunter, лидерами по количеству вакансий в Петербурге являются сферы: «Продажи» (29% от общего числа предложений о работе в марте), «ИТ, интернет, телеком» (18%), «Производство» (11%), «Маркетинг, реклама, PR», говорит директор Петербургского филиала ГК «HeadHunter» Санкт-Петербург Юлия Сахарова. «В городе развиты различные отрасли – торговля, производственный кластер, информационные технологии, HoReCa и другие. При этом сохраняется очевидный дисбаланс на рынке труда: при высоком уровне конкуренции среди специалистов из области государственной службы, добычи сырья, безопасности, топ-менеджеров и кандидатов без опыта работы наблюдается дефицит рабочего персонала, квалифицированных инженеров, страховщиков, ИТ-специалистов и других», – объясняет она. По мнению Юлии Сахаровой, на общую ситуацию влияют и глобальные общероссийские тренды, например сокращение экономически активного населения в стране: «Учитывая подобные тенденции, можно прогнозировать рост конкуренции среди работодателей за высоко мотивированных специалистов с необходимым уровнем профессиональных компетенций и развитых soft skills. И самый важный вопрос: какие инструменты HRD выберут для борьбы за «лучшие умы»? Чат-боты, оценка талантов, HR-аналитика, автоматизированные системы и digital в помощь, поскольку изменения в привычной работе неизбежны».

Катерина Воскресенская