Такси до первопрестольной

12 марта 2017 в 22:00

Анатолий Малышев: «Доля людей, отказывающихся от использования личного автомобиля в пользу такси, растет».

 

Один из лидеров петербургского рынка такси – компания «ТаксовичкоФ» – в течение 2017 года планирует выйти на московский рынок, вложив в проект более 500 млн рублей. О возможностях развития в столице, влиянии технологий на бизнес и изменениях потребительского поведения «Эксперту С-З» рассказал операционный директор компании «ТаксовичкоФ» Анатолий Малышев.

 

– В последнее время на рынке такси появились такие игроки, как Uber и Gett, бросившие вызовы традиционным перевозчикам. Как игроки рынка должны меняться, чтобы конкурировать с ними?

 

– Мы не считаем себя просто перевозчиком, таким как обычные таксомоторные компании. Мы – сервис. Гибридная бизнес-модель «ТаксовичкоФ» объединила таксомоторную и диспетчерскую компанию с агрегатором. Это значит, что у клиента всегда есть возможность выбора: заказать такси через приложение, отправить заявку с сайта или же позвонить оператору. Благодаря такой схеме работы наша компания более мобильна. В какой бы ситуации ни оказался клиент: отключили Интернет, нет смартфонов, чтобы скачать приложение, нет денег на телефоне, он всегда может вызвать «ТаксовичкоФ». Оплата тоже организована предельно гибко: клиент может заплатить за поездку наличными, картой в такси, картой в приложении и даже использовать Apple Pay.

 

При этом у нас круглосуточно работает служба контроля качества, принимающая обращения по телефону, с сайта и из приложения. Клиент может в любой момент связаться с нами и сразу же получить обратную связь, а не ждать, пока придет сообщение на электронную почту о статусе его обращения.

 

За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге эта бизнес-модель доказала свою успешность и устойчивость к изменениям на рынке. И наш сервис готов к масштабированию.

 

– Почему вы решили начать экспансию в регионы именно с Москвы? Ведь наряду с большой емкостью этот рынок отличает высокий уровень конкуренции.

 

– По нашим оценкам, москвичи каждый день совершают около 300 тыс. поездок на такси, и это число постоянно растет. Как показали прошедшие недавно тестовые поездки, москвичи готовы платить за сервис и безопасность. Мы выпустили на улицы Москвы и ближайших пригородов 300 автомобилей-партнеров, чтобы протестировать спрос, и были просто поражены откликом москвичей. Число запросов на поездку в десять раз превосходило результаты аналогичного теста в Санкт-Петербурге, когда-то убедившего нас развивать компанию. Мы увидели, что огромное число москвичей и гостей столицы осознает значение безопасности поездки и выбирает компанию, обладающую собственным парком автомобилей и уделяющую пристальное внимание состоянию машин и самочувствию водителей.

 

Поэтому за счет высокого уровня сервиса и безопасности мы видим возможность занять одну из ведущих позиций на московском рынке. Понятно, что внедрение ежедневных медосмотров, обязательного предрейсового ТО и лицензирование всех машин – дорогостоящий и небыстрый процесс. Но мы выстраивали эту систему более года и сейчас уже можем масштабировать ее, например, в рамках выхода в Москву. В столице мы, как и в Петербурге, оборудуем все таксопарки врачебными кабинетами и авторизованными сервисами, чтобы все водители и машины выходили на линию в идеальном состоянии.

 

Инвестиции в такое оснащение наших парков в Москве в 2017 году составят около 100 млн рублей. Но для нас по-настоящему важна безопасность наших клиентов, поэтому мы идем на такие расходы при сохранении цен в расчете на формирование лояльности сервису.

 

– Что мешает вашим конкурентам сделать так же?

 

– Агрегаторы такси тоже, в принципе, могут проделать работу по созданию и оснащению собственных автопарков или привлечению легальных автотранспортных предприятий, предоставляющих лицензированных водителей и автомобили, а также услуги медиков. Но это неизбежно скажется на ценах. Я считаю, что они могут вырасти на 20-25%. Ведь внедрение подобной предрейсовой подготовки заметно увеличит себестоимость поездки и усложнит бизнес-процессы.

 

– Остается ли демпинг основным способом развития на рынке? И есть ли основания ожидать, что в ближайшей перспективе демпинг перестанет быть главным конкурентным преимуществом?

 

– Да, по нашим наблюдениям основным инструментом продвижения на рынке по-прежнему остаются скидки. Однако рано или поздно рынок достигнет дна, и демпинг о становится. Ведь уже сейчас отношение потребителей к такси принципиально изменилось. Клиенты уже привыкли к высокому качеству. В Санкт-Петербурге потребители ожидают, что вне зависимости от класса машина будет новой, чистой и с вежливым водителем, что такси будет подано очень быстро – максимум через 15 минут, и что при этом поездка будет недорогой.

 

Качество и сервис стали обязательными атрибутами такси, и этот тренд продолжает развиваться. У себя в «ТаксовичкоФ» мы видим, как высоко востребованы дополнительные сервисы – в первую очередь детские удерживающие устройства. Среди наших клиентов есть крупный сегмент мам с детьми, которые предпочитают ездить с ребенком именно на такси – для безопасности и удобства или потому, что в семье один автомобиль, который находится в собственности мужа. Кроме того, растет спрос на коллективные поездки и использование минивэнов, что позволяет заметно сэкономить. Грубо говоря, для компании из пяти человек выгоднее заказать один минивэн за 800 рублей, чем две обычные машины за 500 рублей.

 

– На развитых рынках потребители начинают рассматривать такси как замену собственному автомобилю. Насколько это масштабное явление и как оно влияет на бизнес?

 

– Около 15% наших клиентов уже сейчас используют такси как альтернативу собственному авто. Преимущественно это событийные выезды – в гости, в театр, в праздничные дни. Часто такси используется как замена собственного автомобиля на время его ремонта. Как я уже говорил, активно используют такси женщины с детьми. Даже при наличии собственной машины, согласитесь, удобнее находиться рядом с ребенком и уделять свое внимание ему, а не дороге.

 

Однако на данный момент большая часть клиентов использует такси как альтернативу общественному транспорту. Ездить на такси на короткие расстояния выгоднее. Например, поездка в «ТаксовичкоФ» на расстояние до 1 км будет стоить всего 33 рубля. Это очень удобно, если вам необходимо перемещаться по центру или вы планируете покупки и не хотите нести их домой самостоятельно.

 

Тем не менее доля людей, отказывающихся от использования личного автомобиля в пользу такси, растет. В Санкт-Петербурге в 2016 году, по оценкам экспертов, она увеличилась на 20%, во многом из-за ввода платных парковок в центре города. В Москве, где платных парковок еще больше, а трафик гораздо более напряженный, процент отказывающихся от использования личной машины в городе, конечно, еще выше, и это один из факторов роста рынка.

 

В прошлом году мы подсчитали, что ездить в городе на такси уже выгод- нее и быстрее, чем на своем автомобиле. Стоимость поездки на работу и обратно на «ТаксовичкоФ» в среднем составляет около 600 рублей, а использование собственного авто класса B, с учетом амортизационных издержек, цены бензина и налогов, в день обходится в с реднем в 1,2 тыс. рублей.

 

– Как рынок такси могут трансформировать новые технологии? Например, не первый год обсуждаются проекты беспилотных такси.

 

– В ближайшей перспективе цены продолжат падать, а качество перевозок и уровень сервиса расти. В том числе и за счет использования ИТ-технологий – для оптимизации маршрутов, для более комфортного заказа и контроля за поездкой, для оплаты. При этом очень важно, чтобы инфраструктура была готова к инновациям. Недавний пример – внедрение Apple Pay, когда многие столкнулись с невозможностью провести оплату из-за плохого или отсутствующего Wi-Fi.

 

Что касается беспилотных такси на улицах городов, то это пока достаточно отдаленная перспектива. В 2016 году мы совместно с «КБ Аврора», которая является резидентом «Сколково», начали работу над созданием опытного образца с инновационной системой помощи водителю (Advanced driver assistance systems – ADAS). Ее задача – максимально обезопасить процесс вождения во избежание ДТП. Программное обеспечение автопилота будет использовать для управления машиной данные бортовых датчиков, карты дорожной инфраструктуры и другие источники. Изначально система предложит водителю помощь в предотвращении аварийных ситуаций, а также проследит за правильностью его действий. В дальнейшем человек и система поменяются местами – автопилот будет вести машину самостоятельно, а вмешательство шофера потребуется только в экстремальной ситуации. Предполагается, что система снизит утомляемость водителя, особенно во время длительных поездок. По данным исследований автопроизводителей, внедрение самоуправляющихся автомобилей поможет снизить количество аварий на 40-60%, а значит, спасти тысячи жизней, ведь в ДТП в России ежедневно погибает до 80 человек.

 

Тем не менее говорить о полноценном запуске беспилотного такси в России пока рано. В ближайшие годы мы планируем провести тестовые поездки такого такси на улицах российских городов. Но дальнейшая судьба проекта будет зависеть от того, как скоро российское законодательство позволит массовое использование машин с автопилотом.

 

Служба такси «ТаксовичкоФ» была создана в Санкт-Петербурге в 2014 году. Компания располагает собственным автомобильным парком и сотрудничает как агрегатор с водителями-партнерами. Автопарк «ТаксовичкоФ» в большинстве своем состоит из новых автомобилей Skoda Rapid, Škoda Octavia, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze, Kia Cee’d SW, Toyota Camry, Škoda Superb и т.д.

На данный момент в Санкт-Петербурге работает восемь собственных автопарков «ТаксовичкоФ» и 60 парков партнеров, оснащенных авторизованными сервисными центрами и медицинскими кабинетами, ежедневно проверяющими состояние здоровья водителей и проводящими ТО автомобилей перед выходом на линию. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации для водителей, тренинги водительского мастерства. За время работы компания выполнила более 50 млн заказов.

Александр Колпаков