Стать деловой столицей

28 мая 2017 в 07:17

Андрей Мушкарев: «Каждый крупный конгресс или выставка – это в первую очередь возможность привлечь в город инвестиции»

Тема туризма станет одной из тем обсуждения на стартующем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). О трендах городского делового туризма накануне форума «Эксперту С-З» рассказал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрей Мушкарев.

– В этом году форум проводится уже в 21-й раз, он ежегодно привлекает в город мировых лидеров и бизнес-элиту. Значим форум для продвижения Санкт- Петербурга в мире туризма, в том числе делового?

– ПМЭФ, безусловно, является важным имиджевым мероприятием для города. Традиция его проведения – хороший символ того, что город настроен на развитие экономики. Однако я предпочту быть аккуратным в оценках. Я бы не сказал, что форум является самым ярким мероприятием для привлечения деловых туристов. Он всегда проходит с максимальной нагрузкой на городскую инфраструктуру, с повышенными ценами на номерной фонд, с целым рядом ограничений. И если мы ставим целью промотировать Санкт-Петербург для проведения крупных деловых мероприятий, то экономический форум не является главным драйвером для развития.

– А что является таким драйвером?

– Драйвером является активная позиция города по развитию конгрессно-выставочной деятельности, политика по поддержке операторов, которые привлекают новые мероприятия. Драйвером является строительство соответствующей инфраструктуры, и у города такие планы есть.

Что касается ситуации на конгрессно-выставочном рынке города, то здесь есть монополист – это «Экспофорум», которому принадлежит также и площадка «Ленэкспо». Согласно аналитике стоимости проведения мероприятий в Москве и в Санкт-Петербурге, по некоторым параметрам у нас цена увеличена в 2,5 раза. А так как любой деловой турист прежде всего бизнесмен, который всегда считает свои деньги, выбирая между Москвой и Санкт-Петербургом, он выберет столицу. Это говорит только об одном: город должен озадачиться развитием конгрессно-выставочной индустрии, увеличивая число площадок, поддерживая здоровую рыночную конкуренцию. Ведь любой конгресс или выставка – это в первую очередь возможность привлечь в город инвестиции. Таким образом, именно развитие комплексного подхода к конгрессно-выставочной индустрии и является главным драйвером делового туризма.

– В марте вы отмечали, что город нуждается минимум в двух-трех новых конгрессных площадках в центре. Есть ли уже конкретика по этим проектам?

– Да, у нас есть несколько конкретных проектов, но я не хочу раскрывать детали до большого официального анонсирования. Как раз в рамках экономического форума мы и представим два хороших проекта. Более того, мы рассматриваем законодательные инициативы по облегчению нагрузки на тех инвесторов, которые планируют инвестировать в конгресс-отели и другие профильные объекты. В том числе налоговые послабления. Город активно работает в этом направлении. Отдельно до 1 июля 2017 года мы утвердим госпрограмму по развитию туризма в Санкт-Петербурге на 2018-2023 годы, где выставочная деятельность вообще будет выделена в отдельную подпрограмму.

– В этом году заявлено проведение World Travel Awards (Europe Gala Ceremony) и сессии Всемирного коммуникационного саммита рекламной ассоциации (IAA), город выиграл конкурс на проведение всемирного конгресса шеф-поваров, кардио-торакальных хирургов. По какому принципу выбираются сферы и мероприятия?

– До последнего времени, к сожалению, только 26% проводимых в городе крупных мероприятий соответствовали основным приоритетным отраслям развития Санкт-Петербурга. Но мы должны выбрать 10-15 направлений, которые действительно будут способствовать развитию города в рамках отраслей с высокой добавленной стоимостью, и именно по ним и работать.

 Что нового? В конце мая мы подали заявку на проведение конгресса лесничих. Это может звучать забавно, но это порядка 9 тыс. участников серьезного профессионального сообщества, это очень авторитетный международный конгресс, на котором обсуждаются самые разные вопросы лесодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности. А задача города как раз и заключается в привлечении крупных международных мероприятий с учетом того опыта и знаний, которые есть у Санкт-Петербурга.

– Недавно стало известно, что Санкт-Петербург, возможно, претендует на летние Олимпийские игры в 2024 году. Прокомментируете?

– Если нам как региону поставят задачу принять Олимпийские игры, без сомнения, мы с удовольствием их примем. На мой взгляд, проведение любых крупных спортивных мероприятий способствует активному пиару города и страны в целом на международном уровне. Туристы готовы приехать в страну, где происходило что-то интересное. И многие города и страны развиваются в туризме в том числе и по этому направлению.

Даже чемпионат мира по футболу – это не собственно его проведение, в хартии FIFA подчеркивается, что чемпионат должен оставить после себя наследие. Без сомнения, можно долго спорить, хорош стадион на Крестовском острове или плох и сколько средств на него потрачено, дорого это или нет… Но, с другой стороны, по итогу у города есть стадион международного класса – новая доминанта Санкт-Петербурга.

Марина Скляренко