​Стабильность как знак качества

12 ноября 2017 в 15:14

Иван Серебрицкий: «Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге существенно не меняется».

Две актуальные темы: глобальную, о качестве воздуха на улицах города, и конкретную, о ситуации с полигоном отходов «Красный Бор», – с «Экспертом Северо-Запад» обсудил заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий.

 – Какова экологическая обстановка в Санкт-Петербурге, какие факторы влияют на нее серьезнее всего?

– По сравнению с прошлым годом существенные изменения в экологической обстановке Санкт-Петербурга не происходят. В рамках реализации экологической политики на период до 2030 года, одобренной правительством города и реализуемой нашим комитетом, мы ежегодно подробно отчитываемся о результатах деятельности. А также публикуем отчет о состоянии петербургской экологии, в этом году он занял 158 страниц. В целом подводить итоги 2017 года еще рано: в Российской Федерации оценка качества атмосферного воздуха производится на основании среднегодовых значений, которые считаются в конце года. Поэтому статистику по 2017 году мы получим только в феврале 2018-го – массивы обрабатываемых данных очень большие. Ежегодно от автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха мы получаем около 3,5 млн элементоопределений.

Экологическое состояние воздуха в городе характеризуется уровнем загрязнения атмосферного воздуха и радиационной обстановкой. Данные мониторинга в городе мы получаем и анализируем ежедневно: среднесуточные значения определяют 25 станций наблюдения. Уровень загрязнения определяется выбросами загрязняющих веществ как от стационарных, так и от передвижных источников (в первую очередь – от автотранспорта), на которые приходится около 85% выбросов – более 450 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Последний раз превышение среднегодовых значений, например, по диоксиду азота в воздухе наблюдалось в Санкт-Петербурге в 2007 году, и с тех пор ни разу ни по одному из основных загрязнителей предельно допустимые концентрации не нарушались. Несмотря на то что количество автомобилей, по состоянию на 1 января 2017 года, увеличилось почти на 100 тыс. за год и продолжает расти. До этого в кризис впервые за многие десятилетия наблюдалось снижение количества зарегистрированных автотранспортных средств: за три года их количество сократилось на 200 тыс. Но последние два года вновь растет, и в начале 2017-го их стало 1,91 млн.

В первую очередь мы, как жители, должны быть благодарны удачному географическому положению и правильной городской планировке – прямым широким проспектам, которые легко продуваются и не позволяют воздуху застаиваться. Во-вторых, качественному изменению автопарка: к счастью, Санкт-Петербург – город небедный. Автопарк обновляется очень быстро, происходит эволюционная смена автотранспортных средств на более экологически дружелюбные – класса Евро 4, Евро 5. Это сказывается на уменьшении вредных выбросов, и, хотя машин становится больше, их общий объем практически не меняется. Одним из возможных способов сокращения выбросов от автотранспорта является введение ограничений для автотранспортных средств, находящихся в центральной части города. Перевод автотранспорта на газомоторное топливо также может существенно сократить территорию города со сверхнормативным уровнем загрязнения. В целом с воздухом в нашем городе, по сравнению с большинством крупных городов в России и за рубежом, ситуация неплохая.

– Представители организации «Гринпис» 31 октября сообщили, что на улицах российских городов, где пройдут матчи ЧМ-2018 по футболу, в воздухе превышена концентрация опасных веществ…

– У экспертов комитета возникли большие сомнения в достоверности информации, содержащейся в этом заявлении. Ни в одной из публикаций нет ни одной конкретной цифры, нет указания на приборы, которыми проводились измерения, и на соответствующие методики, нет указаний на время и место экспериментальных исследований. И, вообще, официальное обращение в комитет направлено не было (по данным на день проведения интервью, 7 ноября 2017 года. – «Эксперт С-З»). Поэтому из безосновательных обвинений трудно сделать выводы. Если бы они направили отчеты – мы бы их оценили. Кроме того, мониторинг состояния атмосферного воздуха в Российской Федерации является лицензируемым видом деятельности, то есть проводится организациями, которые прошли в Росгидромете процесс лицензирования, у которых есть качественное оборудование и профессиональный персонал. Было ли оборудование, которое использовал «Гринпис», аттестовано и аккредитовано, методики – стандартными для России, а специалисты – квалифицированными? Мы не знаем.

– Среди всех экологических тем особенно острую полемику вызывают новости полигона «Красный Бор». Он также включен в список «горячих точек» Хельсинской комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). 15 сентября прошли общественные слушания по проекту очистных сооружений. Каковы их результаты?

– Вопрос о полигоне «Красный Бор» поднимается постоянно, не один год. Общественные слушания были проведены в сентябре, они состоялись. То, что к проекту были замечания, – это совершенно естественно, любой проект их получает. Существует и рабочая группа при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ под председательством его главы, министра Сергея Донского, которая тоже постоянно работает в этом направлении совместно с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и через которую проходят все предложения по проектам. И Росприроднадзор в будущем полигона активно участвует.

Для того чтобы внести корректировки в проект, необходимо провести дополнительные исследования состава отходов, которые находятся в картах-котлованах полигона. Сейчас по этому направлению ведется активная работа, эта тема действительно небезразлична и нашим зарубежным коллегам. В сентябре Минприроды России и Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO) подписали Меморандум о взаимопонимании с целью улучшения экологической ситуации на Санкт-Петербургском полигоне «Красный Бор». Соответствующее соглашение с NEFCO подписано и Комитетом по природопользованию, ГУПП «Полигон «Красный Бор».

В состав экспертных групп входят специалисты из Финляндии, Швеции, Германии. При финансовой поддержке Финляндии и Швеции NEFCO задействовала консультантов из команды RambollFinland, Fortum Environmental Construction,Finland и немецкого агентства по охране окружающей среды, действующего от имени Министерства по охране окружающей среды Германии с участием GFI Groundwater Consulting. Главные задачи сотрудничества: проверка существующей системы экологического мониторинга полигона и ее гармонизация с требованиями ЕС; отбор и анализ проб из открытых карт, представляющих наибольшую экологическую опасность; определение наиболее подходящих и экономически эффективных мер по переработке различных фракций опасных отходов (как жидких, так и твердых); подготовка инвестиционного плана для решения экологической проблемы полигона «Красного Бор».

Ожидается, что результаты исследований будут получены к концу апреля 2018 года. Сейчас идет речь о проведении независимого анализа состава отходов в лабораториях Финляндии под протекторатом Министерства природных ресурсов. В ближайшее время пробы будут направлены в Финляндию, процесс трансграничного перемещения проб токсичных отходов сложный и длительный, сейчас происходит сбор комплекта разрешительной документации для транспортировки. Без этих исследований невозможно рассматривать технологические решения: нужно понимать, с чем мы имеем дело. Поскольку полигон работает с конца 1960-х годов, никакой документации в 1970-х, 1980-х годах о том, что именно направляется на полигон, не существует. Но в настоящее время на 63 га хранится более 2 млн тонн отходов. Поэтому и необходимы дополнительные работы, которые сейчас проводятся весьма эффективно.

Когда проектная документация будет откорректирована, готовый вариант обязательно будет размещен на официальном сайте полигона.

– Насколько информация о деятельности комитета, данные о состоянии окружающей среды Санкт-Петербурга открыты для горожан?

– Мы стараемся всю актуальную информацию размещать в открытом доступе. Так, на сайте администрации еженедельно публикуются данные об экологической обстановке, здесь можно найти отчеты и материалы за многие годы о качестве и воздуха, и воды, и о деятельности, которая проводится в городе в сфере защиты окружающей среды. Это совершенно открытая информация. Также вот уже 1,5 года мы ежеквартально публикуем собственный журнал, который издает подведомственное предприятие Комитета ГГУП «Специализированная фирма «Минерал» – журнал называется «Окружающая среда Санкт-Петербурга». Свежий сентябрьский номер посвящен водным объектам нашего города, содержит массу статей экспертов и независимых специалистов. Следующий номер, который выйдет в начале декабря, будет отражать вопросы геологической среды. Открытая информация – важнейший элемент экологического просвещения и формирования экологической культуры.

При этом я уверен, что экологическое просвещение и культура очень важны: пока у горожан не будет соответствующих знаний и привычек, у нас не будет здоровой окружающей среды. Мы в комитете работаем в этом направлении и на 2018 год запланировали разработку сквозной концепции экологического просвещения для всех возрастов – от детсадовского до «35+». В России такого пока нигде нет.

История полигона «Красный Бор»

Санкт-Петербургское государственное унитарное природоохранное предприятие «Полигон «Красный Бор» с 1969 года осуществляло прием, обезвреживание и захоронение промышленных, токсичных отходов 1-4 классов предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Прием отходов был прекращен в конце 2014 года, а в 2015 году принято решение о прекращении строительства завода по термическому обезвреживанию токсичных отходов. За 46 лет деятельности на полигоне заполнены и рекультивированы 65 карт-котлованов, еще пять карт-котлованов с жидкими промышленными отходами остаются открытыми. В настоящее время предприятие обеспечивает безопасное хранение ранее накопленных жидких, пастообразных и твердых отходов общей массой около 2 млн тонн. В 2016 году начаты работы по ликвидации накопленного экологического ущерба, которые планируется завершить к концу 2025 года.

Марина Скляренко, Алексей Шевченко