Слом сырьевой иглы

18 декабря 2016 в 14:09

Резкое сокращение импортных грузопотоков из Европы и США оказало существенное влияние на транспортно-логистический комплекс Северо-Запада. К примеру порт Бронка до конца года перевалит менее 10% от своей пропускной способности. Не самая высокая загрузка наблюдается и в других терминалах Северо-Запада, работающих с контейнерами. Таким образом, логистическому бизнесу, во многом привыкшему жить за счет перевозки импорта, предстоит найти ему сопоставимую альтернативу. В ситуации сжатия внутреннего рынка ею может стать переориентация на экспорт, чему, кстати, благоприятствует слабый рубль.

 

Формально экспорт российских товаров растет, но происходит это преимущественно за счет сырья. К примеру в этом году Россия поставила за рубеж рекордные объемы зерна за последние девять лет, что дало основания некоторым экспертам отметить, что страна подсела на зерновую иглу. Это лишний раз показывает, что девальвация пока скорее консервирует застарелые проблемы российской экономики, связанные с ее сырьевым креном, чем решает их. По тому же уровню контейнеризации страна заметно отстает от развитых стран. А между тем контейнеры считаются одними из наиболее высокомаржинальных грузов. В этом контексте отправка на экспорт продукции, имеющей добавленную стоимость, имеет первоочередное значение не только для промышленников, но и для транспортно-логистических компаний, которые наряду с ростом оборота в последнее время нередко показывают снижение прибыли.

 

Одним из наиболее интересных рынков для реального сектора, а значит и логистов, становится Китай. Несмотря на удаленность Поднебесной от Северо-Запада, порты региона вполне могут конкурировать за грузовые потоки в Китай с дальневосточными гаванями. Срок доставки грузов через Балтику, безусловно, будет более продолжительным, но зато ценовые условия будут куда более выгодными.

 

Кроме того, для транспортно-логистического комплекса Северо-Запада Китай имеет большое значение еще и потому, что способен привлечь в регион новые грузы. Поднебесная вовсю прорабатывает проект нового Шелкового пути, по которому потекут грузы из Азии в Европу. В этой связи России необходимо быть готовой к началу этой инициативы, развивая дорожную и складскую инфраструктуру, а также портовый комплекс. Причем откладывать этот вопрос в долгий ящик не стоит. Как известно, готовить сани к зиме лучше всего летом.

 

Привязка к местности

От редакции