Сила притяжения талантов

28 ИЮНЯ 2016 В 14:00

Отличительной особенностью городов с высокой концентрацией талантов является наличие быстрорастущего бизнеса

 

Россия с каждым годом становится все более образованной страной. Численность населения, обучающегося по программам высшего образования в общей численности населения в возрасте, соответствующем получению высшего образования, увеличилась с 28,8% в 2000 году до 67,3% в 2014-м году. Другими словами, если в 2000 году только один из трех молодых людей в возрасте 22 лет имел высшее образование, то к 2014 году – уже двое из трех. Однако говорит ли это о том, что сегодня российская экономика имеет значимый кадровый потенциал, необходимый для развития сложных обрабатывающих отраслей, инновационных производств, сектора услуг принципиально нового уровня?

 

По данным Министерства образования и Росстата, в России по итогам 2014 года действовало 950 организаций высшего образования, в которых обучались около 5,2 млн человек. При этом в топ-100 вузов России, которые можно определить, например, по среднему баллу ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс, обучались порядка 900 тыс. человек – примерно каждый шестой российский студент. Можно ли как-то оценить, связаны ли выпускники лучших вузов с развитием российской экономики?

 

Мы в петербургском кампусе Высшей школы экономики (ВШЭ) провели исследование, результаты которого позволяют приблизиться к ответу на этот вопрос. Таланты имеют особенность притягиваться друг к другу. Это в свою очередь притягивает новые таланты, способствуя тем самым их все большей концентрации на относительно небольших территориях, как правило, в городах и городских агломерациях, в которых уровень человеческого капитала и креативного потенциала становится чрезвычайно высоким. Классическим и наиболее ярко выраженным примером является, конечно, Сан-Франциско и Силиконовая долина в Соединенных Штатах. В перспективе конкуренцию Силиконовой долине могут составить растущие хабы высоких технологий в Лондоне и Берлине, а также в Бангалоре (Индия) и Шэньчжэне (Китай).

 

Отличительной особенностью городов с высокой концентрацией талантов является наличие быстрорастущего бизнеса. Это, как правило, небольшие по размерам фирмы, которые демонстрируют темпы роста, намного превышающие рост рынка в среднем. Именно поэтому быстрорастущие фирмы так важны – они фактически являются драйверами развития отраслей экономики, а в силу способности быстро подстраиваться под новые условия рынка могут содействовать развитию новых товаров, быстрее находить новые рынки сбыта и вследствие быстрого роста создавать новые рабочие места. Получается такой самоподдерживающийся механизм: города притягивают таланты, таланты создают быстрорастущие компании, расширение которых требует новых талантов. Но работает ли этот принцип в российской экономике?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, мы на основе базы данных финансовых показателей компаний выделили число быстрорастущих предприятий в каждом российском регионе и проверили, что если компании- газели возникают в регионах с высоким уровнем концентрации человеческого капитала, то такие регионы должны притягивать новые таланты, например, выпускников лучших вузов России. Мы пришли к выводу, что независимо от того, как измерять концентрацию талантов в регионе – численностью всех трудоустроенных выпускников российских вузов топ- 100 или численностью трудоустроенных выпускников из вузов топ-100, приехавших в регион из других регионов, видна положительная зависимость: чем больше студентов, тем больше быстрорастущих компаний в регионе.

 

Из этих результатов следует несколько выводов. С одной стороны, в регионы очень важно привлекать молодежь, создавать условия для развития предпринимательских инициатив и малого бизнеса, так как это обеспечивает появление и развитие быстрорастущих компаний среднего бизнеса. С другой стороны, необходимо не просто создавать возможности для получения студентами качественного высшего образования, очень важно еще и формировать условия для того, чтобы студент мог попробовать себя в нескольких сферах, попытаться найти то, что ему действительно интересно и чем он хотел бы заниматься в дальнейшем.

 

Передовые вузы стараются идти по этому пути, в том числе Высшая школа экономики. Так, например, многие в России знают набирающий популярность онлайн-сервис по изучению иностранных языков LinguaLeo, но не все знают, что его создатель – выпускник Высшей школы экономики Айнур Абдулнасыров. Еще студентом Айнур стал основателем офлайн-компании «Клуб носителей языка», а на четвертом курсе к нему пришла идея онлайн-платформы для изучения иностранных языков. Другой пример – выпускник магистратуры НИУ ВШЭ Павел Мокрушин – основатель сети городских кафе. С 2013 по 2014 год выручка его предприятия увеличилась почти втрое, в планах компании – развитие сети, открытие новых заведений.