Сформировать систему

09.08.2018

Подготовка концессионного соглашения – сложная задача, для решения которой необходимо участие специалистов в разных областях знаний, говорит Игорь Девятко.

В Архангельске состоялся семинар, участники которого обсудили вопросы применения лучших практик и механизмов государственно-частного партнерства в Архангельской области. Руководитель агентства стратегических разработок Архангельской области Игорь Девятко рассказал журналу «Эксперт Северо-Запад» о том, как в регионе реализуются проекты ГЧП.

- Как в целом вы оцениваете текущую ситуацию с реализацией проектов ГЧП в Архангельской области, и перспективы развития этого направления?

- Всего на территории Архангельской области действует 33 концессионных соглашения, заключенных в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», на общую сумму 2 459 млн рублей. Из них в двух соглашениях на общую сумму 869,8 млн рублей концедентом выступают исполнительные органы государственной власти Архангельской области. В остальных концессионных соглашениях концедентом являются муниципальные образования Архангельской области.

Подавляющее число концессионных соглашений (79%) заключено на уровне муниципальных образований в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Остальные концессионные соглашения заключены в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (четыре соглашения), и транспорта (два соглашения).

Как известно, указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены 12 основных направлений, по которым будет происходить развитие Российской Федерации до 2024 года. В число указанных направлений в том числе вошли: демография, здравоохранение, образование, наука, культура.

Между тем имеющиеся потребности в создании и реконструкции объектов в указанных сферах оцениваются в десятках миллиардов рублей.

На период до 2021 года требуется строительство 9 новых объектов здравоохранения на территории Архангельской области. Текущая потребность в койко-местах в психоневрологических интернатах и в домах интернатах общего профиля составляет свыше 300 мест. Потребность в строительстве спортивных объектов на территории Архангельской области составляет более 60 объектов.

В 17 населенных пунктах Архангельской области существует потребность в строительстве зданий для культурно-досуговых учреждений.

С целью достижения к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в Архангельской области необходимо построить (помимо 9 включенных в федеральное соглашение объектов) не менее 8 зданий детских садов в муниципальных образованиях Архангельск, Северодвинск, Котлас, Вельский и Приморский районы. Также существует потребность в строительстве новых зданий взамен ветхих это значительно большее количество, так как 60% зданий строилось в 60-70 годы в деревянном исполнении и в настоящее время не отвечают современным требованиям. Чтобы решить вопрос по ликвидации второй смены обучения в школах Архангельской области необходимо строительство не менее 22 школ. Наибольшее количество детей во вторую смену отмечается в муниципальных образованиях: Архангельск, Котлас, Мирный, Новодвинск, Онежский, Вельский, Коношский и Няндомский районы.

Таким образом, сегодня имеется значительная потребность в финансировании создания объектов социальной сферы и применение механизма ГЧП является перспективным для привлечения частных инвестиций.

- Какие социальные практики в сфере ГЧП, наработанные как на федеральном уровне, так и в других регионах России, представляются вам наиболее интересными?

- Конечно, мы изучаем региональный опыт в этой сфере. Интересен опыт Санкт-Петербурга. Мы встречались с представителями «Медицинская инвестиционная группа» для обсуждения проектов ГЧП в сфере здравоохранения. Интересный опыт в сфере социального обслуживания пожилых имеется у группы компаний «Опека». Подготовлены предложения Архангельской области по созданию (реконструкции) объектов комплексного социального обслуживания людей старшего поколения.

- Готов ли бизнес Архангельской области к реализации социальных проектов в сфере ГЧП?

- В соответствии с концессионным соглашением частному партнеру необходимо не только построить объект концессионного соглашения, но и эффективно его эксплуатировать, оказывать услуги в течении длительного времени, на срок действия соглашения. Поэтому особенность участия бизнеса в проектах ГЧП заключается не столько в наличии опыта строительства определенных объектов, а в первую очередь наличие опыта оказания услуг на должном уровне. Поступает много предложений от строительных организаций, но как уже было сказано главное - это последующая деятельность на созданном объекте. В Архангельской области есть такие компании.

- Какие узкие места во взаимодействии муниципальных и региональных органов власти и бизнеса при реализации проектов ГЧП необходимо «расшить»?

- Подготовка концессионного соглашения – сложная задача, для решения которой необходимо участие специалистов в разных областях знаний. Недостаточная квалификация в сфере государственно-частного партнерства является проблемой не только для муниципальных образований Архангельской области, зачастую представители бизнеса также недостаточно хорошо ориентируются в этой теме. Поэтому на настоящем этапе важно при разработке первых соглашений с привлечением внешних экспертов, не растерять и обобщить приобретаемый опыт для последующей самостоятельной разработки проектов. Конечно, обучение муниципальных и государственных служащих, в том числе путем проведения обучающих семинаров, является одним из ведущих направлений для увеличения количества и качества проектов в сфере государственно-частного партнерства. Требуется формирование системы отбора объектов, создание которых через механизм ГЧП является целесообразным с точки зрения бюджетной эффективности.

Сергей Шестаков
Теги: