С рейтингом по жизни

18 сентября 2017 в 13:39

Участие в исследованиях является отличным способом для компаний качественно улучшить свои позиции на рынке, обеспечить лучшее взаимодействие с партнерами и потребителями.

В преддверии бизнес-форума «Топ-250» журнал «Эксперт Северо-Запад» совместно с Клубом лидеров в Санкт-Петербурге и ЛО провел круглый стол «Прикладные цели рейтингов». В дискуссии приняли участие представители крупного бизнеса и деятели науки Северо-Запада. Особое внимание было уделено обсуждению методологии проведения и прикладным аспектам применения рейтингов.

«К работе в сессии мы пригласили профессиональное сообщество, чтобы узнать объективный взгляд со стороны тех, кто активно принимает участие в рейтингах, и тех, кто является их автором», – объясняет генеральный директор-главный редактор издания «Эксперт Северо-Запад» Марина Богомягкова. В этом году составителем рейтинга Топ-250 по заказу журнала «Эксперт Северо-Запад» стал аналитический центр «Эксперт». Аналитики предложили провести серьезную модернизацию методологии его составления. Но, учитывая всеобъемлющий характер этих изменений, решено внедрять инновации постепенно. Сейчас делается первый шаг по преобразованию Топ-250.

Как отмечает руководитель Северо-Западного офиса АЦ «Эксперт» Александр Курячий, предыдущие рейтинги были объективными, «но есть возможность повышения качества и актуальности информационных продуктов». Основным критерием ранжирования компаний остается показатель выручки (или аналогичный), но помимо него указать ту долю фонда оплаты труда, налога на прибыль и чистой прибыли, которую компания формирует в своем домашнем регионе. Используя эти показатели, участник рейтинга Топ-250 сможет по праву назвать себя одним из крупнейших работодателей, налогоплательщиков или предпринимателей в своем регионе по версии «Эксперта Северо-Запад».

Создатели обновленной методологии решили на этом не останавливаться. Ведь компания может вносить существенный вклад в экономику региона, осуществляя крупные инвестиции. Инвестиции – это еще и оплата работы подрядчиков, которые тоже создают добавленную стоимость в регионе.

Также, по мнению АЦ «Эксперт», несправедливо рассматривать только те компании, которые формально зарегистрированы в СЗФО. Например, крупнейшими работодателями и налогоплательщиками в нашем округе являются Сбербанк и РЖД, которые ранее по формальным критериям не входили в рейтинг. Изменить эту ситуацию очень сложно, так как не все организации ведут полноценный учет деятельности обособленных подразделений. Но если будет заинтересованность со стороны участников рейтинга, то данные из предоставленных анкет будут включены.

Важно подчеркнуть значимость образовательных учреждений для экономики региона. Крупнейшие вузы Санкт-Петербурга имеют доходы, сравнимые с крупнейшими корпорациями и, помимо этого, обеспечивают работой десятки тысяч людей. Если они не попадут в основной рейтинг в этом году, то в любом случае будут упомянуты в тексте исследования.

Последнее изменение, о котором стоит упомянуть – решение консолидировать позиции дочерних компаний крупнейших холдингов в СЗФО, таких, как, например, «дочки» Газпрома, которые в предыдущей версии занимали более 10 строчек в рейтинге. С одной стороны, это подчеркнет важность этих компаний для экономики региона, а с другой – позволит включить в рейтинг больше компаний.

Для бизнесменов и студентов

На взгляд профессора СПбГЭУ Оксаны Юлдашевой, обновленная методология Топ-250 понятна и позволяет ранжировать компании по нескольким важным показателям. «В методологии 15 показателей, которые отражают не только доходные результаты, но и социальную роль компании в экономике региона. Чем просматривать пять рейтингов, специализирующихся на разных показателях, лучше и полезнее будет ознакомиться с Топ-250. В этом смысле Топ-250 стал более универсальным рейтингом. В нем разберутся как бизнесмены, так и студенты», – уверена Оксана Юлдашева.

Можно будет увидеть не только выручку и прибыль, но и фонд оплаты труда, текущий налог на прибыль и долю уплаченного налога, а также инвестиционную активность компаний. «Имеется показатель среднесписочной численности, что позволит оценить не только, сколько зарабатывает компания, но и ее эффективность по извлечению доходов. СПбГЭУ активно использует в научных исследованиях рейтинги, в том числе Топ-250 как инструмент сравнительного анализа. Обновленная методология является большим плюсом к уже и так авторитетному исследованию», – объясняет Оксана Юлдашева.

Директор по связям с общественностью Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Анна Митченко уверена, что рейтинги – маркер информационной открытости бизнеса. «Участие в рейтингах – надежный индикатор цивилизованности и открытости компаний. И самым благоприятным образом складывается на улучшении инвестиционного климата города, так как инвесторы, принимая решение о вложении средств в проекты в субъектах, смотрят как на национальные, так и на региональные рейтинги. Ценно и то, что мы детально обсуждаем новую методологию Топ-250. Все это доказывает: результаты подтасовать ни в коем случае невозможно, есть четкие стандарты и правила, по которым происходит ранжирование компаний», – говорит она.

О силе рейтинга замолвим слово

По словам директора по маркетингу и PR Domina Russia Наталии Беляковой, идеальный рейтинг – тот, методология составления которого прозрачна, дизайн исследования верифицирован профессиональным сообществом, набор показателей актуален для аудитории потребителей. «В этом случае он решает как стратегические задачи, служащие развитию отрасли в целом – срез состояния конкретного рынка и положение ключевых игроков относительно друг друга, – так и помогает компаниям в достижении тактических целей», – считает она.

Воду на мельницу общественной лояльности льет сам факт присутствия компании в вызывающем доверие рейтинге. Готовность открыть показатели бизнеса (при этом надо понимать, что составители рейтингов никогда не просят раскрывать информацию, связанную с коммерческой тайной), соседство с лидерами отрасли работает для компании «в обе стороны»: позволяет взглянуть на себя со стороны и повысить внутреннюю лояльность персонала. По мнению Наталии Беляковой, участие компании в рейтингах – важный показатель для потенциального инвестора, особенно если речь идет о привлечении иностранных инвестиций: «За рубежом это один из привычных механизмов получения информации о компании, играющий роль при комплексной оценке надежности потенциального партнера».

С этим тезисом согласен руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в СЗФО Арзум Арзуманян. Он считает, что участие в любом рейтинге – возможность для компании напомнить о себе сообществу и поднять свою репутацию. «Чем рейтинг авторитетнее, с четкой методологией, тем больше доверия к нему со стороны делового сообщества. Можно заявить о себе на рынке услуг, узнать, как живут конкуренты, и выбрать себе партнеров. Главное, правильно выбирать «рейтинговые площадки», объясняет Арзум Арзуманян.

«Мы всегда тщательно проверяем информацию об организаторах и других участниках перед принятием решения о подаче заявки. Для частной непубличной компании это важный шаг, показатель ее открытости: если ты подаешь анкету, значит, готов предоставить свои экономические показатели. Участие в рейтинге – возможность посмотреть на себя со стороны и изучить конкурентов. Оценка экспертов также помогает в коммуникации с различными аудиториями: повышает доверие партнеров, коллег по рынку и автоматически – покупателей. Мы и сами активно используем сведения в работе. Например, в процессе поиска подрядчиков руководствуемся информацией из авторитетных конкурсов профессиональных рейтингов», – говорит директор по коммуникациям компании «Юлмарт» Елена Смирнова.

«Хочешь проанализировать ситуацию на рынке, узнать своих конкурентов, привлечь новых поставщиков – необходимо участие в специализированных рейтингах. Тем более что некоторые из них вышли на такой высокий уровень, что само по себе вхождение в них престижно», – дополняет директор по маркетингу АО «КО «Любимый Край» Антон Купцов.

По меткому замечанию коммерческого директора макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Ирины Третьяковой, «конкурсы и рейтинги – благо для компаний и экономики страны в целом». Но с некоторыми оговорками. «Главное условие – независимость рейтинга и четкость критериев экспертной оценки. Качественно составленный рейтинг становится объективным отражением положения дел в отрасли и показывает позиции компании и конкурентов. Это важно при формировании стратегии и постановке новых целей для бизнеса. Хорошие позиции в таком рейтинге повышают нематериальную стоимость бренда в глазах клиентов, партнеров, инвесторов, а также положительно влияют на HR-бренд», – считает Ирина Третьякова.

Идем «в цифру»

Актуальную тему цифровизации бизнеса через призму рейтингов поднял сооснователь и директор компании «Сетевые исследования» Александр Лукоянов. Инструменты рейтингования и методы должны соответствовать тем процессам, что существуют в обществе и экономике, то есть измеряемым процессам. Рейтинги, которые строятся в «старой» парадигме, просуществуют недолго. «Экспертные оценки, безусловно, очень важны. Но они будут лишь дополнением к технологичному контенту. Рейтинги, что существуют сейчас, вполне адекватны для консервативных экономик, но если говорить о переходе к Индустрии 4.0, это будет другой формат, уровень объективности и объемы данных, как и скорость их обработки», – объясняет Александр Лукоянов.

«Происходят глобальные изменения, усиливается стремление повысить прозрачность экономики. Важную роль в этом процессе играют цифровизация и диджитализация. Отличным примером на государственном уровне выступает портал госуслуг, благодаря которому теперь предприниматель может создать юрлицо, заплатить налоги, оформить отчетность без временных затрат. Точно так же и бизнес, благодаря IT-технологиям, получает новые возможности для своего развития, демонстрации открытости и честности, а значит, формирования лояльности своих клиентов. Интересны практические примеры составления рейтинга из открытых источников на базе Big Data. Приятно осознавать, что именно за такими механизмами составления рейтингов будущее, а Tele2 – представитель отрасли, обеспечивающей инфраструктуру для сбора и агрегации данных», – поделилась своим мнением Ирина Третьякова.

Свой кейс презентовала Анна Митченко. Клуб лидеров в рамках ПМЭФ2017 представил результаты нового рейтинга делового гостеприимства. Агенты бизнеса – потенциальные инвесторы, оценивали субъекты РФ по 75 параметрам, таким как качество работы органов государственной власти и институтов развития, наличие производственных площадок, транспортная и туристическая инфраструктура.

Алексей Шевченко
Теги: