С позитивным результатом

26.11.2018

Бизнес констатирует, что новая экономическая реальность приводит к пересмотру тактических и стратегических прогнозов, в том числе среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев рассказал «Эксперту Северо-Запад» о ситуации в предпринимательской среде Петербурга и о том, как город поддерживает бизнесменов, работающих в cфере внешне-экономической деятельности. 

– Как вам представляется ситуация в предпринимательской среде Петербурга в целом?

– Действительно, в мировой экономике происходят серьезные изменения. Стремительно развиваются технологии в различных отраслях промышленности, постоянно меняются макроэкономическая и политическая ситуация. Кроме того, необходимо отметить, что для молодого поколения быстрые изменения уже стали нормой, молодежь легко их воспринимает. Старшему поколению приспосабливаться к изменениям гораздо сложнее. И, безусловно, эти факторы влияют на формирование тактических и стратегических прогнозов. Сегодня одним из самых необходимых качеств для бизнеса является способность максимально быстро реагировать на изменения экономической ситуации. И даже не просто реагировать, а предвидеть их и вовремя корректировать собственную бизнес-стратегию. 

На мой взгляд, в Петербурге сложилась достаточно благоприятная атмосфера для ведения бизнеса. Хотя, конечно, есть и трудности, связанные, например, с административными барьерами. Без сомнения, нам есть над чем работать в отношении улучшения бизнес-климата, мы работаем в данном направлении и готовы к конструктивному диалогу. Вместе с экспертами и бизнес-сообществом постоянно вносим поправки в федеральное законодательство, в том числе, с помощью оценки регулирующего воздействия. Делается это для того, чтобы упростить условия работы для малого и среднего бизнеса как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом.  

– Как вы оцениваете ситуацию с сегментом малого и среднего бизнеса в Петербурге в текущем году?

– Малый и средний бизнес – самый большой сегмент бизнес-среды, и его поддержка всегда находится в фокусе задач нашего Комитета. И, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в целом, малый и средний бизнес в СанктПетербурге показывают положительную динамику. С начала 2018 года число предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в Санкт-Петербурге увеличилось почти на 15 тысяч (с 10.10.2017 по 10.10.2018 по данным Единого реестра МСП, ведение которого осуществляет ФНС России). На 10 августа 2018 года их было зарегистрировано более 350 тысяч. За 9 месяцев текущего года субъекты МСП перечислили в бюджет города налогов по спецрежиму на 24,6 млрд рублей, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Так доля налоговых поступлений от спецрежимов в общем объеме налоговых поступлений в городской бюджет за 9 месяцев 2018 года составила 7%, при этом за аналогичный период 2017 года этот показатель составил 6,5%. 

В Санкт-Петербурге создана инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, полностью соответствующая всем федеральным нормам, в том числе, формирующемуся нацпроекту «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса – микрокредитная компания», СПбГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства», Региональный Интегрированный Центр – Санкт-Петербург, Первый городской бизнес-инкубатор, НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в СанктПетербурге». Также в городе успешно работают центры государственных услуг «Мои Документы» для бизнеса, «Технопарк Санкт-Петербурга», «Центр импортозамещения и локализации», Центры коллективного пользования.

Необходимо отметить, что многое из того, что на федеральном уровне только начинает реализовываться, в Петербурге работает довольно давно на базе Единого центра предпринимательства. Например, производственная кооперация – это мощный инструмент для развития малого бизнеса, она помогает получать заказы у крупных государственных и частных компаний. За 9 месяцев 2018 года объем заказов, который получил малый бизнес Санкт-Петербурга благодаря работе Комитета, составляет более 274 млн рублей. Что касается Единого центра предпринимательства, то им в этом году запущен ряд бесплатных сервисов, при этом более чем на 30% увеличилось количество посетителей и тех, кто пользовался поддержкой центра. Из сервисов важно отметить формирование и сдачу налоговой отчетности онлайн, а также такой сервис, как проверка контрагентов, полноценно работающий на бесплатной основе на официальном сайте центра, причем без ограничения функционала. Кроме того, теперь все ключевые образовательные программы формата семинаров и тренингов переводятся в прямой эфир при поддержке корпорации Mail.ru, тем самым значительно расширяя аудиторию.

– Какие вопросы в развитии бизнессреды Санкт-Петербурга вы считаете наиболее приоритетными в настоящее время?

– Основой любой развитой бизнес-среды считаю полноценную экономическую конкуренцию. Именно она дает возможность определить, что нужно потребителю, а что нет. Здесь особенно важна та самая бизнес-чуткость и гибкость, которые позволяют построить правильный бизнес-прогноз. Конечно, предпринимательское чутье не купишь, но во многих вопросах готовы помогать мы – информационная поддержка, финансовые ресурсы, обучение и развитие – все это мы реализуем для наших предпринимателей. Бизнес нуждается в долгосрочных правилах игры, которые не будут постоянно меняться. Поэтому мы активно работаем над снижением административных барьеров, в том числе и с помощью оценки регулирующего воздействия новых законодательных инициатив.

– Какие «узкие» места во взаимоотношениях бизнеса и власти в Петербурге необходимо «расшить»?

– Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга максимально настроен на взаимодействие и открытый диалог. Мы принимаем конкретные меры для получения обратной связи от предпринимателей – в городе работают открытые приемные, функционируют целые штабы и рабочие группы, практически у каждой структуры власти созданы электронные сервисы, куда может обратиться любой желающий, все утверждаемые нормативные акты проходят экспертизу и до утверждения публикуются в открытый доступ с целью сбора мнений. В городе работает Штаб по улучшению условий ведения бизнеса под руководством Губернатора Санкт-Петербурга, Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. – Готовы ли предприниматели Петербурга к новым проектам? Какие новые направления для роста бизнеса возможны в Северной столице? – В Санкт-Петербурге активно развиваются проекты в области туризма, нацеленные на увеличение туристического потока. Также предприятия города традиционно получают заказы в области военно-промышленного комплекса, активно развивается фармацевтическая отрасль. Если говорить о Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, то наш Комитет курирует проект в области развития потребительского рынка, совершенствует инфраструктурную поддержку предпринимательства, а также активно развивает экспортное направление. Комитет разработал, а правительство Санкт-Петербурга утвердило приоритетный проект «Санкт-Петербург – международный центр индустрии моды». Еще одним  важным направлением является поддержка начинающих предпринимателей. Речь идет о таком проекте, как Акселератор, запущенный на базе Единого центра предпринимательства. Акселератор – бесплатная обучающая программа по ускоренному развитию проектов начинающих предпринимателей через обучение, наставничество, консультационную поддержку и подготовку к выходу на инвестиционную сессию. Акселератор  в 2018 году проводится в два этапа на основании соответствия проектов одному из рынков Национальной технологической инициативы. 

– В Санкт-Петербурге в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» реализуется комплексный план мероприятий, направленных на поддержку и развитие экспортной деятельности в СПб. Какие основные меры поддержки участников ВЭД вы могли бы выделить?

– В настоящий момент в Санкт-Петербурге за счет регионального бюджета нашим экспортерам доступны финансовые и нефинансовые меры поддержки, которые направлены на повышение возможностей действующих экспортеров по выходу на новые зарубежные рынки, расширение географии поставок,  а также привлечение большего числа малых и средних компаний к ведению экспортной деятельности. Комитетом по развитию предпринимательства ежегодно выделяются субсидии на компенсацию затрат наших компаний на сертификацию и выставочно-ярмарочную деятельность. В 2018 году за счет увеличения выделяемых средств с 28,1 до 40,7 млн рублей более 150 компаний, представляющих экспортно ориентированный малый и средний бизнес, получили компенсации подтвержденных затрат. Расходы на сертификацию и продвижение на зарубежные рынки через участие в выставках для некрупных компаний являются фактическими неподъемными, это выступает сдерживающим фактором развития экспортной деятельности таких компаний. Кроме того мы уделяем большое внимание  трансформации компаний еще не имеющих опыта экспортных поставок в действующих экспортеров. Комитет активно сотрудничает с НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес». 

Центр экспорта Санкт-Петербурга с 2017 года работает в рамках Единого центра предпринимательства и в настоящий момент выступает в качестве системного интегратора и «единого окна» для экспортно ориентированных компаний города. В  Центре экспорта можно получить  консультацию по вопросам ВЭД, в том числе с привлечением сторонних экспертов по юридическим, налоговым, таможенным аспектам экспортной деятельности, перевести презентационные материалы, буклеты, сайт экспортера на 17 иностранных языков, определить целесообразность продвижения продукции в конкретном регионе или стране за счет проведения маркетинговых исследований товарных рынков.  Кроме того, специалисты Центра экспорта, в зависимости от потребностей обратившейся компании, консультируют по мерам поддержки предоставляемым как на региональном, так и федеральном уровне. С начала 2018 году Центром экспорта оказано на 37% больше образовательных, консультативных, лингвистических и иных  услуг для экспортно-ориентированных компаний города, чем за аналогичный период 2017, что во многом связано с повышением активности наших малых и средних компаний в поиске рынков сбыта продукции за рубежом. По таможенной статистике только за последний год  количество малых и средних компаний, осуществляющих экспортную деятельность в Санкт-Петербурге, увеличилось на 75% с 2854 до почти 5000, что существенно опережает среднюю динамику по стране. Рост числа экспортеров во многом связан со снижением барьеров, которые раньше сдерживали выход наших малых компаний на экспорт, что позволяет участникам ВЭД быть более конкурентоспособными, а также комплексной работой организацией, входящих в инфраструктуру поддержки экспорта в Санкт-Петербурге. 

– Одна из основных сложностей развития экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) заключается в недостатке знаний о множестве сложных задач, связанных со сбытом продукции за границу. Как возможно решить эту проблему?

– Международная торговля  имеет  свои  специфические особенности и проблемы. Проще всего выходить на экспорт тем петербургским производителям, которые работают на условиях субконтрактинга с лидерами мирового рынка в рамках программы по локализации производства в России. Поэтому Региональный интегрированный центр – СанктПетербург и Центр экспорта уделяют большое внимание повышению экспортной компетенции у предприятий города. В частности, проводят краткосрочные курсы и образовательные программы для действующих и потенциальных экспортеров, в том числе в качестве регионального оператора «Школы экспорта РЭЦ». Данная программа уже зарекомендовала себя как наиболее глубокий и проработанный курс из 11 тематических семинаров, позволяющих руководителям и специалистам компании получить все необходимые знания для ведения экспортной деятельности. От решения о выходе на международный рынок до момента получения оплаты экспортная сделка проходит в несколько стадий. Каждый из курсов «Школы экспорта РЭЦ» посвящен отдельному этапу экспортного проекта: поиску партнеров, маркетингу, правовым аспектам, оформлению необходимых документов, таможенному регулированию, логистике, налогам и др. Только в  2018 году в 12 образовательных модулях приняли участие более 173 представителей малого и среднего бизнеса. Всего за 2 года, с момента начала реализации федеральной программы «Школы экспорта РЭЦ», в Санкт-Петербурге прошли обучение 290 представителей малого и среднего предпринимательства. 

Также Центр экспорта регулярно проводит семинары по актуальным проблемам международной торговли и тренинги, позволяющие отработать практические навыки, например, в области проведения международных переговоров. Отдельный блок –  видеоконференции – совместные мероприятия Центра экспорта с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом, в рамках которых компания может получить необходимую информацию о перспективности производимой продукции на конкретном зарубежном рынке, определить необходимые шаги по адаптации продукции и ее сертификации.  

– Комитет активно приглашает предпринимателей в бизнес-миссии и к участию в выставках. Как развивается этот сегмент информирования бизнеса?

– Участие в бизнес-миссиях и международных выставках является одним из наиболее эффективных способов поиска партнеров, а также изучения основных трендов и тенденций рынка. Это также пример коллективной и системной работы в области экспорта всех государственных структур, отвечающих за эту сферу деятельности. В европейских странах бытует мнение, «кого нет на выставке – того нет на рынке», и отчасти это правда. На выставке предприятия, с одной стороны, демонстрируют свою продукцию и решения потенциальным партнерам, с другой стороны – изучают конкурентов и их стратегии. Несомненно, участие в международных мероприятиях для субъектов малого и среднего предпринимательства связано с достаточно высокими затратами.

Участвуя в программе АО «Российский Экспортный Центр», предприятия могут возместить до 85% затрат на участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях. Компании Санкт-Петербурга получают поддержку по участию в международных мероприятиях и на региональном уровне. В сентябре 2018 года 7 компаний Санкт-Петербурга с индивидуальными стендами были представлены на международных выставках модной одежды и аксессуаров Who’s Next и Premiere Classe в Париже. Петербургские дизайнеры участвуют в выставке Who’s Next под эгидой города уже третий раз. Для предприятий Санкт-Петербурга реализуется большое количество бизнес-миссий, программа которых прорабатывается в соответствии с запросами бизнеса: организуются встречи с потенциальными партнерами, отрасле выми экспертами, ассоциациями и клас терными объединениями, посещение предприятий в целях обмена опытом и налаживания сотрудничества. В городе реализуется 11 приоритетных проектов, утвержденный Губернатором. Один из них под названием «Санкт-Петербург – международный центр индустрии моды», курирует наш Комитет.