Рынок цессии МФО активно развивается третий год подряд – по итогам года объем долгов, выставленных на продажу, превысит 12 млрд. рублей

28 марта 2017 в 10:11

По итогам 2016 года рынок цессии задолженности МФО вырос на 28% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и достиг 10 млрд. рублей. За первое  полугодие 2017 года на продажу выставлено уже порядка 2,8 млрд. рублей.

 

Стоит отметить, что, в отличие от уже сформировавшегося банковского сегмента, рынок продажи долгов микрозаймов начал активно развиваться только в 2015 году, когда был зафиксирован рекордный прирост для рынка займов. Кроме того, лишь в 2014 году были приняты стандарты проведения сделок по уступке прав требований в этом сегменте рынка, которые четко определили стандарты покупки и продажи. По итогам года рынок цессии микрозаймов может достигнуть порядка 12 млрд. рублей.

 

Традиционно в структуре продаваемых портфелей 58% приходится на потребительские займы, 37% - на займы до зарплаты (PDL), 5% - займы юридических лиц.

 

Стоит отметить, что средний объем продаваемого долгового портфеля микрозаймов составляет около 400-500 млн. рублей. В отличие  от банков, где тендеры объявляют практически одни и те же игроки, как правило, входящие в 30 крупнейших банков страны,   микрофинансовые организации по объему своего бизнеса сильно отличаются друг от друга, а, как следствие, выставляются на продажу существенно более мелкие портфели с сильным разбросом по общей сумме: от 100 тыс. до 1,5 млн. рублей.

 

В долговых портфелях, выставляемых МФО на продажу, преобладают долги со средним сроком просроченной задолженности около 240 дней. Средняя сумма долга за год не претерпела особых изменений - она составляет около 14-16 тыс. рублей.

 

Важно подчеркнуть, что рынку стоит избегать сравнения банковской цессии и МФО. Прежде всего потому, что сегменты кредитования, сроки, качество заемщиков сильно различаются.

 

По статистике рынок должников  банков и МФО пересекается не более чем на 25%. Целевая аудитория  МФО - это те заемщики, которые, как правило, не имеют доступа к банковскому кредитованию. Как правило, у них либо нет подтвержденного дохода, либо это их первый опыт обращения за кредитом и у них нет кредитной истории, либо их кредитная история ранее была  испорчена. Еще одно отличие заключается в том, что должники микрозаймов нередко проживают в населенных пунктах с населением менее 50 тыс. человек - банкам, как правило, в таких городах нерентабельно открывать офисы. В результате в городах с небольшим населением микрофинансовые организация приобретают нередко даже более качественных клиентов, так как необходимость в заемных средствах есть везде и всегда.

 

Кроме того, существенная часть заемщиков микрозаймов берет деньги в долг  просто потому, что они им нужны на неотложные нужды, чтобы дотянуть до следующей зарплаты.

 

Говоря о региональном распределении продажи долгов микрозаймов, то это зависит в бОльшей степени не от количества должников и общего процента дефолтных долгов в том или ином населенном пункте, а от развитости компании в части ведения бизнеса и урегулирования вопроса, связанного с просрочкой. Как правило, долги на продажу выставляют более крупные компании из TOP-10 (которые широко представлены в ЦФО) Таким образом, около 25% всех выставленных на продажу долгов приходится на Центральный федеральный округ, 18% - на Приволжский федеральный округ, 17% - на Сибирский федеральный округ, 14% - на Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, 8% - на Южный федеральный округ, 6% - на Уральский федеральный округ, 1% - на Северо-Кавказский федеральный округ.

 

Член совета директоров "СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН" Елена Докучаева: «Сейчас, наблюдая за портфелями ведущих компаний микрофинансового сектора,  мы увидели некоторое снижение дефолтности портфелей. Данная тенденция во многом связана с улучшением процесса андеррайтинга: судя по всему, компании накопили достаточно наблюдений, чтобы более точно оценивать риск на заемщика, в том числе и с применением новых технологий. Кроме того, банки, как правило, используют неперсонифицированный скоринговый подход к оценке платежеспособности потенциального заемщика, а МФО нередко помимо скоринга проводят еще и личные встречи с потенциальным заемщиком, в том числе и по месту его жительства, что позволяет верифицировать предоставленную заемщиком информацию и провести визуальную оценку. Помимо этих причин важную роль играет и уровень закредитованности, который в разы ниже среднего показателя  аналогичного заемщика банковского сегмента, а средняя сумма микрозайма, как правило, ниже средней суммы банковского займа при одном и том же уровне ежемесячного дохода.  Еще одним фактором повышения платежной дисциплины должников является наличие в отдельных МФО агентов, которые отвечают и за выдачу кредитов, и за его обслуживание. Подобный регулярный личный контакт с заемщиком создает более тесные отношения между ним и компанией, а также усиливает его ответственность за своевременный платеж перед конкретным человеком, представляющим выдавшую кредит  организацию".