«Росморпорт» подкинет ВСЗ новые заказы

27 декабря 2016 в 16:51

 «Росморпорт» планирует разместить на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) новые заказы на строительство ледоколов, сказал генеральный директор ведомства Андрей Тарасенко, отметив что контракт будет заключен в следующем году. По его словам сейчас «Росморпорт» нуждается в четырех линейных и восьми портовых ледоколах. При этом точное количество судов, которые будут заказаны на предприятии, пока не определено.

 

На днях ВСЗ передал заказчику в лице ФГУП «Росморпорт» дизель-электрический ледокол проекта 21900М «Новороссийск». Судно будет использоваться для обеспечения круглогодичной доступности замерзающих морских портов России, перевозки грузов, буксировки, проведения спасательных операций. В зимний период ледокол, мощность которого позволяет преодолевать льды толщиной до 1,5 метров, будет работать в акватории Балтийского моря, а в зимне-осенний – в арктических морях.

 

Судно стало третьим в серии ледоколов, построенных ВСЗ для «Росморпорта». Головное  судно «Владивосток»  и ледокол «Мурманск»  ведомство получило в 2015 году. На момент заключения контракта стоимость одного судна проекта 21900М оценивалась в 4,2 млрд рублей, но после девальвации рубля из-за высокой импортной составляющей превысила 6 млрд рублей, оценивают эксперты.

 

В ноябре на ВСЗ было спущено на воду ледокольное судно «Александр Санников», строящийся по заказу «Газпром нефти». Оно предназначено для сопровождения в акватории Обской губы танкеров, транспортирующих нефть с Новопортовского месторождения. Также по заказу компании на верфи строятся два ледокольных судна ледового класса Icebreaker 8, которые будут переданы заказчику до 2018 года.

 

Строительство судов для арктических проектов является одним из наиболее высокодоходных заказов для российских верфей. Другим видом высокомаржинальных заказов для судостроительной отрасли в последнее время становится создание  судов для рыбопромыслового флота. В декабре ВСЗ подписал контракт с мурманской рыбопромысловой компанией «Норд Пилигрим» на строительство двух траулеров проекта ST-116. Стоимость одного судна составит с учетом затрат на закупку иностранного оборудования составит 2,4 млрд рублей.  Головное судно серии планируется сдать летом 2019 года, второй траулер  будет построен к весне 2020 года. На текущий момент в портфеле ВСЗ находится шесть заказов на строительство рыбопромысловых судов, что обеспечит верфи загрузку на следующие два года.

 

В портфель предприятия также входит ряд заказов на траулеры близкого к ST-116 проекта ST-116XL. В ноябре ВСЗ подписал контракт с ОАО «Архангельский траловый флот» Дмитрия Озерского на строительство четырех судов по этому проекту, разработанному норвежским проектировщиком Skipsteknisk AS. Сумма договора составила 10,8 млрд рублей. В соответствии с планами сторон, закладка головного судна должна состояться в январе 2018 года, а заказчик получит его в июне 2019 года. Второй траулер будет заложен в сентябре 2018 года, тогда как его передача запланирована на март 2020 года. 

 

Также к строительству серии рыбопромысловых судов недавно приступил «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», расположенный в Калининградской области. В конце ноября предприятие заложило второй траулер-сейнер проекта SK-3101R, получивший название «Командор». В рамках контракта с Рыболовецким колхозом им. Ленина (одно из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатского края) предприятие построит три траулера, которые будут переданы заказчику в 2018 году.

 

Рост инициативы со стороны рыбопромысловых компаний по обновлению  флота на российских верфях получил актуальность после вступления в силу изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В рамках законодательных нововведений рыболовецкие предприятия страны могут рассчитывать на получение государственных инвестиционных квот в размере 20 процентов от общего допустимого улова, если примут на себя обязательства по размещению заказов на российских верфях (локализация производимого судна должна достигать не менее 50%) или строительства береговых рыбоперерабатывающих заводов.

 

По мнению ряда представителей рыбной промышленности, отрасль прежде всего нуждается в мало- и среднетоннажных судах, в то время как Росрыболовство предлагает выдавать квоты под крупнотоннажные суда.

 

Впрочем, размещение заказов на отечественных верфях пока скорее носит единичный характер и не стало повсеместной тенденцией характерной для отрасли.  «Большинство судов, которые сегодня используются рыбопромысловыми компаниями России, в основном приобретаются списанные в Китае или Японии. На сегодня мы видим пока крайне мало действующих заказов с российскими судостроительными предприятиями на строительство рыбопромысловых судов», – констатирует начальник отдела промышленного и технологического судостроительного анализа Крыловского государственного научного центра Дмитрий Спивак.

 

ПАО «Выборгский судостроительный завод», входящий в состав Объединенной судостроительной корпорации, является одним из крупнейших судостроительных предприятий Северо-Запада. Предприятие специализируется на строительстве гражданских судов, ледоколов, а также судов и морской техники для освоения шельфа. Выручка завода по итогам прошлого года составила 4,8 млрд рублей.  По итогам 2016 года выручка завода ожидается на уровне 5 млрд рублей, а убыток – 250 млн рублей, говорил  генеральный директор ВСЗ Александр Соловьёв.

 

 

   

Архив журналов

2016