Роман Христюк: «Джаз – это музыка для просвещенных»

27.04.2018

Исполнительный продюсер Международного дня джаза в России, руководитель международных проектов Igor Butman Music Group рассказал журналу «Эксперт Северо-Запад» о том, что нас ждет на главном музыкальном событии апреля.

– Международный день джаза будут транслировать на весь мир, но вместе с тем Вы согласны, что джаз – это музыка для избранных?

– Джаз – это музыка для просвещенных. Я считаю, что выражение «музыка для избранных» не совсем точно отражает природу этого жанра. День джаза – всемирный праздник, объединяющий людей, а джаз сам по себе – одно из самых демократичных музыкальных направлений. Это музыка для тех, кто постоянно ищет что-то новое: новые знания, новые впечатления, новые эмоции… для тех, готов к экспериментам, открыт для диалога и приемлет разные формы культурного самовыражения.   Ни один другой музыкальный стиль не является столь многообразным, как джаз. Практически любой человек может найти для себя то направление джаза, которое придется ему по душе: от традиционного до авангардного,  от джаз-рока до экспериментов с электроникой.

– Почему для проведения этого события выбрана Россия, и почему Петербург, а не Москва?

– Это решение международного жюри, утвержденное 11-ым Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой.  Санкт-Петербург - один из самых ярких культурных символов нашей страны, а джазовая сцена города - одна из самых сильных в России, у ЮНЕСКО просто не могло остаться ни одного аргумента «против». В этом году на проведение Дня джаза претендовало свыше 19 городов мира, а выиграл Петербург, и мы гордимся этим!

– Это была тяжелая борьба?

Дело не только в борьбе. В том, что официальное празднование Международного дня джаза проходит в России - во многом заслуга Игоря Бутмана. В качестве представителя России он участвовал во всех Гала-концертах Международного дня джаза - в Осаке, Гаване, Париже, Стамбуле - и неоднократно обсуждал идею проведения аналогичного мероприятия в нашей стране на встречах с основателями Дня Джаза -  11-ым Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой и легендарным Херби Хэнкоком. Его авторитет как музыканта, продюсера и посла джазового искусства стал залогом успеха заявки Санкт-Петербурга.

– Расскажите о программе фестиваля.

– Мы изучили опыт всех городов, в которых проходил Международный день джаза, и решили синтезировать программу, которая будет охватывать разные культурные площадки Санкт-Петербурга.

Во-первых, у нас запланированы образовательные программы в Филармонии джазовой музыки и в малых залах Новой сцены Мариинского театра. Это уникальная возможность посетить мастер-классы и пообщаться с выдающимися джазменами как российскими, так и зарубежными. Вход на все мероприятия Международного дня джаза бесплатный. Мы не продаем билеты, это правило, продиктованное, в том числе, стандартами ЮНЕСКО.

 С 28 по 30 апреля обширная клубная программа охватит все джазовые площадки Санкт-Петербурга. 

Мы делаем открытые концерты, для которых выбрали необычные локации. В частности, 23 апреля джаз впервые прозвучал на Московском вокзале. А 27 апреля прибывающих зарубежных участников и вообще всех гостей города ожидают джазовые выступления в Пулково.

Кроме этого, с 28 по 30 апреля в Александровском саду будет работать Открытая сцена. Джаз там будет звучать практически круглосуточно!

И, конечно же, центральное событие Международного дня джаза – Гала-концерт, который будет транслироваться на весь мир. Аудитория All-Star Global Concert  – это десятки, а иногда и сотни миллионов человек. Раньше на Гала-концерт можно было попасть только по приглашениям, а в этом году оргкомитет Дня джаза принял решение дать возможность посетить событие всем желающим - нужно только успеть зарегистрироваться.

– Дайте свой топ-5 джазовых музыкантов!

– Конечно, их больше пяти, но если выбирать, мой топ-5 – это Игорь Бутман, Херби Хэнкок, Пэт Мэтини, Эсбьорн Свенссон и Ибрахим Маалуф.

– Традиционно – пожелания читателям нашего журнала.

– Я советую не упустить возможность и посетить как можно больше  мероприятий, проводимых в рамках Дня джаза, потому что каждое из них самоценно и очень интересно. Все происходящее обязательно оставит такой же значимый след в вашей личной истории, как и в истории музыкального искусства нашей страны.

Катерина Воскресенская