Рейтинг инжиниринговых компаний СЗФО

18 сентября 2016 в 13:31

В итоговый рейтинг вошли 40 компаний, 36 из которых, в силу высокого уровня развития промышленности и исторически обусловленной концентрации инженерной деятельности, оказались из Санкт-Петербурга и Ленинградской области

 

Мы попытались оценить состояние регионального рынка инжиниринга с помощью анкетирования и составления рейтинга крупнейших представителей этой отрасли в СЗФО. В этих целях мы разработали форму опроса для инжиниринговых компаний Северо-Западного региона, по кодам ОКВЭД и ключевым словам составили реестр крупных и средних организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, далее список подвергся анализу и верификации.

 

Участие в опросе приняли как самостоятельные инжиниринговые организации, так и компании, входящие в крупные холдинги, научно-исследовательские институты, проектные и конструкторские организации. За прошедший год выбранные компании в рейтинге показали совокупный прирост выручки на 10%, до 93,1 млрд рублей, при этом их рентабельность снизилась в пять раз, до 1,2%.

 

Многие компании отмечают увеличение работ по направлениям, связанным с импортозамещением, развитием инфраструктуры, потребностями внедрения новых технологий в оборонной промышленности, добыче и переработке полезных ископаемых, металлургии. АО «Ленниипроект» уточняет, что спрос существует в основном у компаний с государственным участием. ООО «Медиапроект», оказывающее услуги инжиниринга в такой нетривиальной сфере, как информационные и медиатехнологии, отметило расширение горизонта планирования у своих заказчиков, работающих в спортивной и театрально-зрелищной индустрии.

 

Крупнейшие инжиниринговые компании СЗФО также наращивают свой опыт в управлении EPC(M)-проектами как в нефтегазовой сфере – ЗАО «ПМП» занимается модернизацией НПЗ, строительством и реконструкцией заводов по подготовке газового конденсата к транспорту (Уренгойский ЗПКТ), в электроэнергетике – строительство АО «Росинжиниринг» газотурбинной электростанции в рамках технического перевооружения ОАО «ТГК-11», – так и в сфере точного машиностроения – модернизации АО «Элтех СПб» радиоэлектронного завода «Автоматика» в Омске.

 

Результаты опроса показали, что компаниям, функционирующим в секторе инжиниринга, по-прежнему приходится сталкиваться с рядом системных проблем, включая низкий уровень доступности средне- и долгосрочных кредитов, дефицит компетентного инженерного персонала, применение устаревших технологий, пробелы в законодательстве, административные барьеры. Компании-респонденты Северо-Западного региона отмечают общие для всего российского рынка инжиниринга проблемы: сильнее всего развитие сектора сдерживают стагнация экономики, устаревшая нормативно-техническая база, регулирующая развитие индустрии, и дефицит квалифицированных сотрудников. Компании региона также отмечают, что реализация проектов, особенно технически сложных, требует значительного финансирования, а поскольку при работе с государственными контрактами финансирование осуществляется поэтапно, с увеличением от старта к закрытию проекта, а доля заказов от негосударственного сектора мала, денежные средства приходится изыскивать в виде дорогих банковских кредитов. В итоге складывается парадоксальная ситуация: чем больше выполняется крупных контрактов, тем больше финансовых проблем может возникнуть у инжиниринговой компании.

 

На территории СЗФО уже работают инжиниринговые центры, сформированные на базе университетов и промышленных компаний. В Петербурге такие образования специализируются на фармацевтическом производстве, разработке полимерных конструкционных материалов, лазерных технологиях, инжиниринговый центр «М2М телемеханика и приборостроение» в Университете ИТМО предлагает решения технологических и финансовых проблем предприятий в сфере передачи данных, а Центр компьютерного инжиниринга в «Политехе» осуществляет деятельность по компьютерному инжинирингу композиционных материалов, разработке других передовых производственных технологий. Кроме того, в Санкт-Петербурге сформирован кластер высоких технологий и инжиниринга, который объединяет российские и иностранные компании, заинтересованные в инновационном развитии промышленности СЗФО. В Архангельской области инжиниринговый центр создан в судостроительном кластере, в Петрозаводске – в сфере сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, в Вологде – в сфере точного машиностроения. Важным преимуществом инжиниринговых центров на базе вузов является создание новых технологий и устройств на основе результатов фундаментальных исследований.

 

Открыть рейтинг

Елена Рогова, Виктор Клементьев, Алина Хабибуллина, Евгений Бежин

 

 

   

Архив журналов

2016