Разобраться в себе

                 

Говорить о необходимости качественного роста инноваций в России можно долго и многословно. Но бизнесу и вузам – основным драйверам по продвижению инноваций – необходимо выстроить более четкую модель взаимодействия.

Формирование внутренних рынков сбыта российских инноваций способно дать толчок для роста инновационной экономики в России.  Что делается сейчас на уровне государства для продвижения наукоемких, инновационных продуктов как на внутренний, так и на международные рынки, как бизнес решает вопросы инновационного продвижения? Эти и другие темы обсуждались на панельной дискуссии, организованной журналом «Эксперт Северо-Запад» в ходе Петербургского международного инновационного форума.

«Для продвижения инновационных продуктов на внутренний рынок государство последовательно создавало разные программы, из которых можно отметить такие важные для ИТ-индустрии, как «Технологические платформы», «Инновационные кластеры», «Реестр отечественного ПО», «Национальная Технологическая Инициатива», «Цифровая экономика, — говорит президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров, —еще несколько лет назад при Министерстве экономического развития России был создан «Клуб директоров по инновациям государственных корпораций», который объединил соответствующих директоров для скоординированной подготовки и реализации программ инновационного развития».

«Обилие программ может говорить о том, что ни одна из них не смогла решить главную свою задачу, а значит понадобились новые программы. Можно предположить, что неудовлетворенность эффективностью этих программ связана с системной проблемой развития инновационного процесса в российской экономике, а именно с отсутствием у предприятий с государственным участием стимулов к инновациям, поскольку их связь с государством давала этим предприятиям серьезное преимущество перед частными компаниями и не требовала инноваций для победы в конкурентной борьбе», — считает Валентин Макаров.

«За последнее десятилетие государство сделало значительные инвестиции в создание научно-технологической базы. В вузах и технопарках создавались лаборатории, R&D-центры, где разрабатывались новые роботы, писались программы, рождались стартапы. И все было достаточно интересно, красиво презентовалось на форумах, эксперты говорили, что у нас, наконец, началось инновационное движение, — сообщил Сергей Александров, — наступает момент, когда все эти разработки необходимо «привязать» к бизнесу. И тут возникает серьезный вопрос, который заключается в необходимости стимулирования рыночных механизмов участия бизнеса в качестве заказчика этих разработок. В странах с развитой экономикой есть институты, которые занимаются внедрением прикладных разработок в бизнес. В России же пока с этим есть трудности. GS Group производит гражданскую электронику, создает инновационные продукты. Где те механизмы, которые бы дали нам, как одному из крупнейших производителей, возможность ориентироваться на отечественных разработчиков технологий? Конкуренция является мощным стимулом для внедрения инновационных разработок. Но сегодня для российских производителей конкуренция с мировыми лидерами слишком высока, затраты на преодоление рыночных барьеров велики. Внутренняя же конкуренция на закрытых рынках не стимулирует к внедрению новых разработок. Наши производители хорошо освоили только сборочное производство. Отечественная сырьевая и компонентная базы пока слабо развиты, что так же снижает степень свободы при создании коммерчески выгодных продуктов, затрудняет выделение финансирования на разработки. GS Group работает в этом направлении: мы ведем диалог с государством через профильные ассоциации, развиваем партнерские проекты. В части взаимодействия с научным сообществом GS Group придерживается четко выстроенной стратегии. На базе инновационного кластера «Технополис GS» в партнерстве с российскими вузами мы развиваем проект по созданию университетского кампуса инженерных и технических наук. Программы кампуса сочетают в себе и прикладную подготовку, и фундаментальную научную школу. Здесь будут соседствовать действующие инновационные производства и R&D-центр «Технополиса GS» и научно-исследовательские, образовательные компетенции вузов-партнеров. Кампус в перспективе станет источником высококвалифицированных кадров для «цифрового» бизнеса. Но мы — частная компания, не в наших силах решать стратегические задачи всей страны. Мы показываем пример, стараемся быть государственно-ориентированными», — объясняет директор по стратегическим проектам GS Group  Сергей Александров

Председатель Экспертной группы Ленинградской областной ТПП по цифровой экономике, директор Научно-образовательного центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина Арсений Майоров полагает, что основной вызов при активном развитии инновационной среды состоит в том, что бизнес не понимает четких правил игры.  «Цифровая экономика – это очень динамично развивающаяся вещь. Каждое изменение должно быть зафиксировано в правилах. Один из проектов, который мы собираемся делать и представлять губернатору Ленинградской области – особый правовой режим, некая аналогия с особым налоговым режимом – говорит он. - Если мы сейчас говорим о ряде вещей типа блокчейн-технологий, искусственного интеллекта, нейросетей, – всего того, что мы привыкли слышать от локомотивов нашего бизнеса, мы понимаем, что сейчас мы к этому не готовы. Я думаю, что в этом как раз основной вызов и состоит. Правила игры для потенциальных инвесторов – зачем мне заниматься инновациями, что я с этого буду получать? Нужно четко сформулировать какие преференции получит бизнес».

Про преференции готовы рассказывать представители компаний. «Центр инноваций занимается запуском и разработкой бизнес-направлений, которые напрямую с телекоммуникациями не связаны – это, к примеру, искусственный интеллект, цифровое здравоохранение, киберспорт», объясняет руководитель направления исследований центра инноваций МТС Максим Гашков. По его словам, в компании выработана устойчивая модель источников инновации, ориентированная, прежде всего, на внутренние разработки. При этом, понимая масштабность поставленных задач, сотрудники МТС взаимодействуют и с «внешним миром». Запущены совместные проекты с российскими вузами, в частности с Университетом ИТМО, с крупными промышленными компаниями – с компанией Ericsson создан исследовательский центр по интернету вещей. Еще один исследовательский центр открыт в СКОЛКОВО. Еще один источник инноваций – стартапы: запущен корпоративный акселератор, МТС активно работает с региональными акселераторами, технопарками и вузовскими инкубаторами.

Важно создать условия, это помогает произрастать инновациям «снизу», считает генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк» Сергей Хмелевский. Именно создание подобных условий можно считать основной задачей проекта «ИТМО Хайпарк» в городе-спутнике Южный. «Это диверсификация российской экономики и перевод ее на инновационные рельсы. Государство понимает: чтобы сделать, надо вкладывать, в том числе, в создание инновационной инфраструктуры в образовательные проекты.  «ИТМО Хайпарк» является инициативой по созданию научно-образовательного центра мирового уровня на базе уже существующего университета мирового уровня. Суть проекта состоит в создании инновационной инфраструктуры нового поколения, где наука, образование и бизнес будут находиться в одном жизненном цикле от идеи до воплощения», объясняет Сергей Хмелевский.

«Наличие законодательной базы и денег на реализацию проектов –два основных постулата, без которых никаких инноваций не будет. Мы занимаемся IT-тематикой в медицине, очень много работаем с научно-исследовательскими институтами. Нам не надо ничего изобретать, достаточное количество умных ребят, большое количество созданных бизнес-моделей. Но нет потребителя, того, кто способен взрастить инновацию. Это роль государства, именно оно должно создать условия, определить правила, подготовить нормативную базу», считает коммерческий директор компании «ТехЛАБ» Александр Шаповалов.

Еще один проект, связанный с здравоохранением – проект «Лима». Лидер проекта «Лима» «Форсайт-флота - 2018» в Санкт-Петербурге, доцент кафедры «Компьютерные системы и программные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Марина Болсуновская говорит о том, что проект удался благодаря тому, что в команде объединились представители разных слоев: «мы сделали инициативу, которую не нужно было долго согласовывать, потому что она уже велась в формате некоторого согласования». Проект «Лима» посвящен цифровому здравоохранению, использованию носимых устройств в медицинском приборостроении для возможности ранней диагностики заболеваний с использованием как носимых устройств, так и технологий интеллектуального анализа.

«Казалось бы, в нашей инженерной сфере все должно быть традиционно. Но нет, мы всегда что-то изобретаем.  Постоянно приходят студенты на практику, делаем совместные разработки. - поясняет директор по маркетингу и коммуникациям «БЮРО ТЕХНИКИ» Екатерина Колегова. – К сожалению, всех студентов на работу взять не можем, но у них замечательные идеи. И если этим идеям нужны инвестиции – мы инвестируем». Компания «Сетевые исследования» уже давно занимается организацией исследовательских семинаров, и тоже наработала богатый образовательный опыт. «В первой части нашей проектной сессии мы оценивали вместе со студентами экспортный и инновационный потенциал компаний, и во второй уже делали аналитику, которая позволила оценить, как можно выходить на зарубежные рынки», говорит главный аналитик компании   Анна Романова.

Доцент Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Валерий Левенцов считает, что вузы заведомо проигрывают, планируя образовательный процесс на 6 лет вперед. «В вузе нужно выстраивать гибкие образовательные траектории. Студент, поступая на какое-то направление, через 2 года имеет право выбрать тот профиль, который он хотел бы закончить. Соответственно, мы 6 лет сокращаем до 2 лет. С 3 курса студент уже начинает выполнять реальные проекты из бизнеса. У нас сегодня примерно 50% всех научно-исследовательских работ финансируется на паритетной основе государством и бизнесом. Студенты начинают ездить на предприятия, и свои квалификационные работы они пишут уже на реальных задачах и проблемах, которые стоят либо перед государством, либо перед бизнесом. На мой взгляд, наше сегодняшняя программа развития центров НТИ является эффективной и позволяет поддерживать те центры компетенций, которые существуют. Поддержка со стороны государства помогает нам быть лидерами в области передовых производственных технологий», считает Валерий Левенцов.

«Чему учить студентов в университетах? Многие крупные компании говорят: «Дайте базовые знания, мы их у себя доучим». Малый бизнес не может себе этого позволить. Он должен выживать, ему некогда готовить. Ему нужно брать людей, готовых сразу включиться в работу. Что касается взаимодействия малого бизнеса и университетов, она, я считаю, довольно эффективна выстроена, у нас в «Ингрии» своя программа существует с 2012 года. Все больше и больше студентов проходят практику в командах резидентов», объясняет директор Бизнес-инкубатора «Ингрия» Полина Лукьянова

Директор центра проектного управления и продвижения Университета ИТМО Алексей Алексеенко полагает, что вуз – это центр формирования нового знания: «Первым делом мы апробируем все разработки, обучаем студентов, презентуем партнерам проекты. Сделали проектный офис, к нам поступают заявки от подразделений вуза, от заказчиков.  Имею возможность отслеживать работу университета со всеми слоями: и с малым бизнесом, и с высокотехнологичным бизнесом, с другими корпоративными клиентам, и вижу, что интерес высок».

«Либо ты занимаешься инновациями, либо умираешь. Мы должны быть драйверами инноваций, искать точки соприкосновения как внутри вуза, так и с бизнесом, государственными органами власти.  Вызов, который стоит перед нами, не в том, чтобы найти внешние драйверы для инноваций, которые даст нам государство в виде субсидий, протекционизма. Мы находим в себе внутренние мотивации для инноваций? Проблема отсутствия прорыва состоит не в том, что у нас не созданы дополнительные инструменты, а внутри, в головах, и в бизнесе, и в вузах, и во власти. Давайте разбираться в себе», резюмирует заместитель директора НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Филипп Казин.

Сергей Шестаков