Раздвинуть границы комфорта

25 ИЮЛЯ 2016 В 09:26

Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области приступили к созданию концепции градостроительного развития территорий обоих субъектов, формирующих единую агломерацию

 

Об этом, а также о направлениях будущего расширения застраиваемых вокруг черты города территорий шла речь на круглом столе «Современные вызовы развития петербургской агломерации – инфраструктура комфортного мегаполиса», организованного изданием «Эксперт Северо-Запад». Дискуссионная площадка собрала представителей жилищного строительного рынка, чиновников, экспертов и аналитиков. Помимо презентации рейтинга компаний-застройщиков, подготовленного НИУ «Высшая школа экономики СПб» (см. материал «Мечта о тесном метре» на стр. 8-13), ведущей темой встречи стало обсуждение развития территорий, отданных под жилищное строительство на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Именно поэтому ключевыми спикерами выступили председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор СПб Владимир Григорьев и председатель Комитета по архитектуре и градостроительству, главный архитектор Ленобласти Евгений Домрачев.

 

Главной новостью, которой поделились чиновники, стала информация о старте проекта по подготовке единой концепции комплексного развития территорий вдоль границ Санкт-Петербурга, в том числе Санкт-Петербургского южного полукольца, или, иначе говоря, бетонки – автомобильной дороги, проходящей по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. По словам Евгения Домрачева, техническое задание для границ определено, завершение работы над концепцией запланировано на начало 2017 года.

 

В своем выступлении главный архитектор Ленобласти отметил, что у крупных и небольших компаний-застройщиков сформировались разные подходы к выполняемой ими работе. «Крупные застройщики, как правило, ведут комплексную застройку без нарушений строительных норм и правил в области градостроительства, определяющих высотность и плотность застройки. К сожалению, небольшие компании пренебрегают некоторыми правилами. Это специфика данного бизнеса», – подчеркнул чиновник. Таким образом, бизнес получил важный импульс о необходимости повышения своей ответственности. По словам Евгения Домрачева, градостроительный опыт показывает, что, как правило, в большинстве городских районов власти ставят перед застройщиками обобщенные задачи, а застройщики в свою очередь работают главным образом с целью получения максимальной прибыли – зачастую исключительно в своих интересах. Именно поэтому комитеты СПб и Ленобласти озадачились подготовкой документа, который представит концепцию градостроительного развития пограничных территорий города и области. В нем содержится информация с требованиями к транспортному и инженерному обеспечению территорий. Одной из главных задач, поставленных комитетами, является исключение или расширение территорий, недостаточно широких для автотранспортного развития, а также их комплексное освоение.

 

Своего коллегу поддержал и Владимир Григорьев, отметив, что в государстве должен быть инструмент подавления безответственности застройщиков. «Нужно менять порядок принятия градостроительных решений, чтобы при этом не за д у шить бизнес и вместе с тем чтобы город мог видеть перспективы градостроительного развития, а не являлся городом взятия вражеской армии», – прокомментировал главный архитектор Санкт-Петербурга.

 

 

Южные перспективы

В ближайшее время региональные нормативы застройки пограничных территорий Санкт-Петербурга будут представлены правительству Ленинградской области. Евгений Домрачев акцентировал внимание на динамике жилищного строительства в регионе. Так, по данным комитета, в 2012 году в Ленобласть застройщиками было введено около 1,1 млн кв. м, в 2013-м – 1,3 млн, в 2014-м – 1,6 млн кв. м жилья. Прошлый год был завершен с показателем в 2,3 млн кв. м сданного в эксплуатацию жилья всех видов.

 

Наиболее перспективным направлением для развития градостроители называют территории южной части города – Гатчинский, частично Кировский район. А вот северные территории в направлении Карельского перешейка, по словам главы областного КГА, будут осознанно проектировать под рекреационную функцию, стараясь максимально сократить массовую жилую (и особенно высотную) застройку. Южное направление действительно активно прорабатывается рядом девелоперов.

 

Широко известен, например, проект города-спутника «Южный» в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Его реализацией занимается компания «Старт Девелопмент», которая в прошлом году дала старт проекту, – общий объем инвестиций составит порядка 176 млрд рублей. После завершения строительства 4,3 млн кв. м жилья (по плану, это должно произойти примерно через 19 лет) новый город сможет разместить порядка 134 тыс. жителей.

 

Также на днях в СМИ появилась информация о том, что, возможно, в ближайшие десять лет все факультеты Санкт-Петербургского государственного университета переедут под Гатчину в новый кампус, стоимость строительства которого, по предварительной оценке, составит 50 млрд рублей. Однако проект это или прожект, пока неясно, а руководство СПбГУ воздерживается от уточнений.

 

 

Жилищные конфликты

Участники круглого стола отметили, что для комплексного развития будущей городской среды важно развивать транспортную и инженерную инфраструктуру, чтобы не возникало коллапсов, подобных транспортной ситуации в Девяткино и Мурино, – районах, которые не получают должного развития из-за проблем с дорожной инфраструктурой, коммуникациями.

 

 

О показателях в сфере жилищно-коммунального хозяйства рассказал директор департамента схем водоснабжения и водоотведения и гидравлического моделирования ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Михаил Хямяляйнен. «Сегодня «Водоканал» подает воду отдельным территориям Всеволожского, Ломоносовского, Тосненского районов Ленинградской области, принимает стоки от территорий этих же районов. В объеме подачи воды водопроводными станциями доля воды для области составляет около 1%. Согласно схеме водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, к 2030 году она может составить 15%. Мощностей систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга для этого достаточно. Сегодня петербургский водоканал – это 7 тыс. км водопроводных сетей, девять водопроводных станций, ежедневно подающих 1,7 млн кубометров воды, 8 тыс. км канализационных сетей, 15 канализационных очистных сооружений», – отметил Михаил Хямяляйнен.

 

В рамках дискуссии участники – представители строительной отрасли – обсудили также практические кейсы и проблемы, с которыми они сталкивались в своей практике. Так, Михаил Хямяляйнен заявил, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства одной из ключевых проблем, требующих решения, является отсутствие нормативной и методической базы для увязки схем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга и прилегающих к городу поселений Ленобласти, а также поселений Ленобласти между собой. Применительно к агломерации, решением, по его словам, может быть разработка и реализация концепции градостроительного развития Петербурга и области.

 

Представители ОАО «Объединяющая энергетическая компания» обратили внимание на проблему, в которую оказалась вовлечена непосредственно ОЭК, связанную с затягиванием Арбитражным судом вынесения решения по конфликту с ПАО «Ленэнерго». «Рассмотрение дела в суде первой инстанции заняло полтора года, несмотря на то что по законодательству нам должны были ответить за три месяца. Всем понятно, что затягивание прокладки трассы срывает работу. Мы согласовали маршрут, стоимость и надеемся, что скоро все в этом вопросе сдвинется с мертвой точки», – отметила представитель руководства «ОЭК» Елена Тимофеева(подробнее об этом судебном споре см. материал «Тревожные пересуды» на стр. 18-19).

 

В формате дискуссии представители бизнеса и чиновники отметили, что в случае обещанной государством поддержки жилищного строительства отрасль сможет рассчитывать на развитие и подъем. Жилищное строительство – это решение важных социальных проблем с точки зрения обеспечения доступным жильем. «К этой программе надо отнестись очень серьезно. Конечно, можно взять понастроить каких-нибудь коробок, а потом не знать, что с ними делать. У нас есть условно сталинская архитектура, послевоенная архитектура, условно хрущевская архитектура. У нас нет проблем с жильем не для всех, а вот с тем, которое для всех, у нас большие проблемы», – отметил Владимир Григорьев.