Пойдут по дорожной карте

24.09.2018

Рейтинг «Топ-250» определит лидеров бизнес-среды Северо-Запада

На площадке Единого центра предпринимательства в Санкт-Петербурге прошла экспертная сессия, участники которой обсудили вопросы влияния бизнес-рейтингов на качественное продвижение компаний в условиях конкурентной борьбы. На мероприятии была презентована новая методология рейтинга «Топ-250», итоги которого скоро будут представлены как в журнале «Эксперт Северо-Запад», так и на различных мероприятиях. В этом году в основу составления рейтинга легли следующие условия: в каждой из отраслевых групп будут выделяться порядка 30 компаний регионального уровня (федеральные сетевые компании с местом регистрации в Северо-Западном федеральном округе будут исключаться). В каждом перечне – квоты для крупного/ среднего/малого бизнеса.

Ключевыми ранжируемыми критериями являются устойчивость положения на рынке (период, в течение которого выручка компании росла темпами, не ниже индекса цен по отрасли) и скорость развития компании (уровень прироста выручки компании за период). Указанные критерии будут наиболее репрезентативно отражать рыночную конкурентоспособность компаний, перспективность, а значит, их можно считать бизнес-лидерами Северо-Запада. Рейтинг «Топ-250 компаний Северо-Запада» готовят аналитический центр «Эксперт» и НИУ «Высшая школа экономики – Санкт-Петербург».

«20 лет назад, когда экспертное сообщество только приступило к формированию различных рейтингов, доступность информации была ограниченной, поэтому итогом исследований в лучшем случае было предоставление базовой информации о той или иной компании», – отмечает директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Курячий. Теперь ситуация с источниками информации изменилась к лучшему, что позволяет авторам рейтингов постоянно дорабатывать методологии. Из года в год улучшается и информативность рейтинга «Топ-250 компаний Северо-Запада». «Задача рейтинга – показать фундаментальные характеристики компаний. По нашему мнению, один из признаков успешности – возраст и устойчивые темпы роста компании. В «Топ-250» участвуют компании, созданные пять и более лет назад, которые показывают устойчивый рост своей деятельности на протяжении нескольких лет. Есть компании, которые получают государственное финансирование, но с экономической точки зрения они не могут являться драйверами региона. Драйверы – это компании, которые честно показывают прибыль, заработанную на рынке, большую или нет – это не так важно. Проблема всех прошлых рейтингов заключалась в том, что многие компании попадали в топ, показывая резкий прирост выручки, хотя дальше они фиксировали убытки, что явно не должно позволять ставить их в разряд драйверов роста», – объясняет Александр Курячий.

«Безусловно, рейтинги шестого технологического уклада должны быть другими по конструкции и скорости сборки, по сложности учитываемых параметров и, конечно, визуализации. Последний пункт особенно важен, поскольку способствует быстрому вовлечению и погружению в сложные темы, поэтому рейтинг будет представлен не только в печатной версии журнала «Эксперт Северо-Запад», но и на его сайте. Мы работаем над тем, чтобы это была не просто таблица, где можно изучать большое количество цифр. Рассматривались варианты с красивым дизайнерским решением, с картами, гистограммами, интерактивными таблицами. В итоге для пилотного проекта мы выбрали формат интерактивной Bubble chart, поскольку такая диаграмма очень проста в восприятии, имеет несколько измерений и отражает всю необходимую для сравнения компаний отраслевую информацию», – говорит сооснователь компании «Сетевые исследования» Александр Лукоянов.

По словам доктора экономических наук, профессора кафедры маркетинга СПбГЭУ Оксаны Юлдашевой, идея уйти от простого подсчета и сравнения финансовых результатов деятельности компаний к оценке вклада каждой в развитие региона и составлению бизнес-карты региона окажет значительное влияние на понимание того, что происходит в СЗФО, и укрепит позиции рейтинга «Топ-250» в списке исследований, так или иначе рассказывающих о предпринимательских инициативах. «Рейтинги, конечно, во многом инструмент пиара, но для государства неважно, сколько на себя компания навесит «бантиков и бабочек», главное, чтобы работодатель был надежным, вовремя платил налоги и развивал свой бизнес», – дополняет руководитель пресс-службы СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Надежда Билецкая. «Что касается банков как одних из основных участников рейтинга, то можно даже по пиар-активности сразу увидеть: как только банк появляется в том или ином независимом рейтинге, информация об этом почти сразу появляется в публичном пространстве. Потому что многое строится на доверии, и здесь такой фактор, как, к примеру, попадание банка в тройку лидеров по определенному показателю, влияет на укрепление его позиций на рынке», – уточняет пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО Иван Макаров.

Для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), участие в рейтингах прежде всего возможность понять глубину конкуренции на своих направлениях работы. Потоварная статистика ВЭД ведется таможенной службой и находится в открытом доступе. Как таможня на выставках рейтингует бизнес, малопонятно. Поэтому директор Гильдии ВЭД «Гермес» Роман Козлов обращает внимание на то, что при создании рейтинга применяется научный многоплановый подход. «Декларативных рейтингов очень много, но по их итогам сложно сделать выводы о качественном состоянии рынков. Многоступенчатая методология при подготовке «Топ-250» позволяет говорить о полноценном экономическом исследовании», – говорит Роман Козлов.

Вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Елена Дюкарева обращает внимание на то, что новая методология «Топ-250» позволяет принять участие в рейтинге и предприятиям малого бизнеса, обычно не имеющим подобной возможности. «Для малого бизнеса это очень важный инструмент пиара и продвижения, мы готовы помогать развивающимся компаниям», – объясняет Елена Дюкарева. «Наш проект как раз хороший пример малого бизнеса, которому участие в рейтингах только на пользу», – дополняет директор компании «Русские Музыкальные Сезоны» Вячеслав Мухин. По его словам, новые возможности для развития компания получила после того, как заняла первое место в разделе «Концерты и шоу СанктПетербурга» рейтинга TripAdvisor. Поэтому появление в Санкт-Петербурге новых исследований, определяющих в числе прочих показателей ситуацию в малом бизнесе, будет способствовать укреплению прежних и появлению новых предпринимательских инициатив. «Рейтинг для малых компаний важен именно с точки зрения подтверждения своего статуса и роли в бизнес-среде региона, потому что исследование – инструмент, который помогает клиенту «меньше думать», так как каждый стремится отслеживать свой бюджет. Рейтинг служит инструментом верификации, показывает, что компания уже признана и дает положительные результаты», – уточняет управляющий партнер ГК «Деловая Афиша» Виктор Михайлов.

Новые условия «Топ-250» позволяют принять участие в рейтинге и предприятиям малого бизнеса, обычно не имеющим подобной возможности

«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в 2018 году мы наблюдаем рост предпринимательской активности в сфере российского малого бизнеса. А традиционно, как известно, опорой экономики любой страны является именно малый бизнес. Поэтому неслучайно, что государство уделяет большое внимание обеспечению устойчивого роста малого и среднего предпринимательства. Предпринимаются шаги по снятию административных барьеров, совершенствуется система кредитования малого бизнеса, упрощается налоговая отчетность, в том числе этому способствуют и инициативы от предпринимательского сообщества. Малый бизнес в свою очередь вносит огромный вклад в устойчивое развитие Санкт-Петербурга. Ежегодно наблюдается рост объемов поступаемых в бюджет налоговых отчислений. Увеличивается количество самозанятых людей, открываются новые малые компании. Этот факт не может не радовать. И свидетельствует он о том, что происходят изменения в обществе в части отношения к предпринимательской деятельности. Меня ется портрет современного предпринимателя. Он уже не воспринимается как барыга, человек купи-продай. Предприниматель – это человек, деятельность которого направлена на производство товаров и услуг, он больше не наблюдатель, он принимает активное участие в развитии деловой среды Северо-Запада», – считает директор по связям с общественностью аппарата «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Анна Митченко. К слову, «Клуб лидеров» сделал в прошлом году собственный Рейтинг делового гостеприимства регионов России, и его результаты показали, что поддержка бизнеса на той или иной территории разнится. «Где-то власти действительно работают над формированием качественной инвестиционной среды, в других регионах вопросу улучшения инвестиционного климата пока не уделяется должного внимания. И благодаря подобным рейтингам инвестор получает дополнительную информацию о том, что происходит в регионах», – говорит Анна Митченко.

Многоступенчатая методология при подготовке «Топ-250» говорит о полноценном экономическом исследовании

Достаточно просто получить информацию об экономической ситуации в одной конкретной отрасли и сделать соответствующие выводы. Когда же происходит взаимодействие нескольких компаний, участие в рейтинге требует особого подхода. По словам руководителя Центра развития индустрии моды СПб ГБУ «ЦРПП» Елены Макаровой, на данный момент сектор креативной индустрии и легкой промышленности является одним из самых закрытых в плане предоставления каких-либо экономических данных. «В креативной индустрии работает большое количество дизайнеров, чей труд фактически является их интеллектуальной собственностью. Как следствие, из-за большой конкуренции в данной отрасли дизайнеры не афишируют информацию о фонде оплаты своих сотрудников. Получить подобную информацию можно разве что у крупных производств. Поэтому, чтобы собрать участников креативной индустрии под общий проект, укрепляющий позиции Санкт-Петербурга на мировом рынке моды, требуется много усилий. Наша задача – предлагать деловые активности, и рейтинги – хорошая возможность для улучшения ситуации в креативной индустрии»,– уточняет Елена Макарова.

 

 
Сергей Шестаков
Теги: