Повестка дня: коротко

28.01.2019

Вошли в контракт

Петербургский завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» объявил о своем участии в специальном инвестиционном контракте (СПИК), подписанном ПАО «АВТОВАЗ» (в качестве основного инвестора) с Министерством промышленности и торговли России. СПИК должен поддержать развитие модельной линейки Nissan и Datsun в России, а также других брендов альянса Renault-NissanMitsubishi и модернизацию мощностей по их производству. В контракте также участвуют правительства Самарской области, Республики Удмуртия, Москвы, Санкт-Петербурга и Калужской области.

В рамках десятилетнего контракта АВТОВАЗ инвестирует около 70 млрд рублей, а Nissan совместно с партнерами по альянсу расширит локализацию материалов, деталей и комплектующих, внедрит новые технологии, разовьет научно-исследовательскую деятельность в России и увеличит объемы экспорта.

«Благодаря подписанию специального инвестиционного контракта в рамках альянса, завод Nissan в Санкт-Петербурге будет продолжать свои усилия по дальнейшей локализации и адаптации наших автомобилей к требованиям российских покупателей. При поддержке российских инженеров из Nissan Technical Center и активного развития НИОКР самые популярные модели Nissan – недавно обновленный X-Trail и Qashqai, новая версия которого поступит в продажу уже весной этого года, – получили инновационные системы пассивной безопасности, а также современную инфосистему «Яндекс. Авто», уточняет Игорь Бойцов, генеральный директор компании «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус».

Лесу предписали план

В Псковской области разработан и утвержден основополагающий документ для ведения лесопользования на территории региона – Лесной план, в который вк лючены мероприятия по охране, защите, воспроизводству и освоению лесов сроком на десять лет. Документ также является основой лесохозяйственных регламентов лесничеств области. В плане указываются зарезервированные зоны участков земель лесного фонда, не подлежащие передаче в аренду, которыми может пользоваться население для собственных нужд.

Как уточняют в правительстве Псковской области, все работы по лесовосстановлению в Лесном плане запланированы с учетом показателей национального проекта «Экология». В частности, предусмотрено постепенное увеличение отношения площади лесовосстановления к площади вырубленных и погибших насаждений до 100% к 2024 году, площади лесов, переданных в аренду, – с 48 до 74%, в том числе 6% передать в аренду в целях реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Общая площадь лесов на территории Псковской области составляет 2,5 млн га, среди них леса на землях лесного фонда – около 95%, леса на особо охраняемых природных территориях – около 3%. Защитные леса составляют 29% площади лесов, эксплуатационные – 71%.

В длинной серии

Судостроительный завод «Северная верфь» и Группа «НОРЕБО» договорились о строительстве еще четырех морозильных траулеров-процессоров проекта 170701. Таким образом, серия траулеров для НОРЕБО увеличилась до десяти судов.

Как сообщает пресс-служба «Северной верфи», контракты на строительство четырех траулеров-процессоров подписаны с компаниями «АКРОС», «БЛАФ», «РОЛИЗ» и «Сахалин Лизинг Флот», которые входят в Группу «НОРЕБО». Стоимость каждого судна составит более 4 млрд рублей. Они должны быть переданы заказчику в период с 2020-го по 2023-й годы. Строительство судов по проекту 170701 осуществляется за счет собственных средств НОРЕБО и при финансовой поддержке Сбербанка России, что позволяет делать длительные инвестиции в обновление отечественного рыбопромыслового флота. Проект 170701 – один из самых современных проектов рыболовных судов, предусматривающий безотходную глубокую переработку рыбы в условиях открытого моря благодаря многофункциональной рыбофабрике, устанавливаемой на траулеры. «Завод заинтересован в длинных сериях из шести-десяти судов. Это позволяет оптимизировать затраты на проектирование, строительство, закупку оборудования», – говорит Игорь Пономарев, генеральный директор «Северной верфи». Портфель гражданских заказов «Северной верфи» составляет 14 рыболовных судов: помимо десяти траулеровпроцессоров для Группы «НОРЕБО», это три ярусолова-процессора для РК «Вирма» и один для компании «Глобус». В соответствии с требованиями российского законодательства, не менее 30% от суммы строительства рыболовных судов должны составить работы и услуги отечественных предприятий.

Расставить приоритеты

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области, обозначил приоритетные направления для формирования агломерации Санкт-Петербурга и области. «В вопросе создания стратегии формирования Ленинградско-Петербургской агломерации мы должны расставить приоритеты. Это сбалансированность развития территорий, комфортность проживания и экология. Мы выстраиваем отношения с соседним регионом в первую очередь на основании интересов жителей Ленинградской области. И рассчитываем, что наши стратегические приоритеты будут совпадать», – заявил он на совещании с органами исполнительной власти области.

Как уточняют в пресс-службе губернатора Ленобласти, подготовка документа территориального планирования двух субъектов Российской Федерации получила актуальность в связи с изменениями в Градостроительном кодексе РФ для городов федерального значения. Формирование единого урбанизированного пространства приводит к тому, что границы Санкт-Петербурга и Ленинградской области стираются; в его периферийной зоне не достигаются нормативные параметры обеспеченности объектами социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур. В рамках работы над формированием стратегии Павел Спирин, заместитель генерального директора компании «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства», предлагает провести анализ и детальную проработку секторов агломерации с учетом особенностей муниципальных образований.

Поставили очередной рекорд

Петербургский аэропорт Пулково в 2018 году обслужил 18,1 млн пассажиров, что на 12,4% превышает результат 2017-го и является рекордным показателем в истории аэропорта. Как уточняют в Пулково, пассажиропоток на внутренних воздушных линиях по итогам прошлого года вырос на 10,8% по сравнению с 2017 годом, до 11 млн человек. Объем перевозок на международных воздушных линиях за указанный период увеличился на 14,9% относительно показателя 2017 года, до 7,1 млн человек. Аэропорт Пулково обслужил 165,4 тыс. взлетно-посадочных операций, что на 9,6% больше показателя за 2017 год.

Лидерами среди российских авиакомпаний по объему авиаперевозок в Пулково по итогам 2018 года стали «Россия», «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа» и «Уральские авиалинии». В сумме они обслужили 10,8 млн человек, или 59,5% общего пассажиропотока Пулково за указанный период. Среди иностранных авиакомпаний наибольший объем был у Lufthansa, «Белавиа», Uzbekistan Airways, Turkish Airlines и KLM. Эти перевозчики приняли 1,3 млн человек, или 6,9% общего объема перевозок аэропорта за 12 месяцев 2018 года.

Туризм на первых ролях

В городе Светлогорске Калининградской области прошло заседание совместного мониторингового комитета программы приграничного сотрудничества «Россия – Польша». Главной целью встречи стало одобрение проектов, поданных в течение первого набора заявок по приоритету «Сотрудничество в области исторического, природного и культурного наследия для их сохранения и приграничного развития». «Это была оценка только первого приоритета. Все проекты, которые прошли качественную оценку и получили достаточное количество баллов, были вынесены на рассмотрение. Из 57 заявок отобрано 12 проектов с общим объемом софинансирования в размере 13 млн 650 тыс. евро», – говорит Алла Иванова, министр-руководитель агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области.

В рамках программы приграничного сотрудничества будет реализован проект Музея Мирового океана «Два корабля – общее море. Зольдек и Витязь: Морское наследие Польши и России». Также федеральный музей совместно с музеем Гданьска будет заниматься реализацией проекта «Связанные янтарем. Общая деятельность по «янтарному достоянию». Зеленоградский городской округ получил финансирование программы приграничного сотрудничества на проект «Балтийская Одиссея – создание общей исторической и культурной сферы». Всего в программу приграничного сотрудничества «Россия – Польша 2014- 2020 годов» было подано 118 проектных заявок на общую сумму более 210 млн евро. Наибольшее количество заявок посвящено тематике сохранения культурного наследия и развитию туризма.

Встроиться в федеральную повестку

Мурманская область вк лючилась в реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанного на пять лет. Как заявили в пресс-службе правительства Мурманской области, общий объем финансирования этой сферы заполярного бизнеса в 2019 году составит 365 млн рублей. Из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства будет выделено 292,4 млн – почти в девять раз больше, чем в 2018-м. Объем средств из областного бюджета также будет увеличен – с 64,3 до 73 млн рублей. «Серьезный акцент мы сделаем на облегчении доступа предпринимателей к льготным заемным средствам, которые выдаются Фондом развития малого и среднего предпринимательства. Количество ежегодно выдаваемых кредитов по низкой процентной ставке в 5-7% мы планируем увеличить более чем на 40%», – говорит Марина Ковтун, губернатор Мурманской области. И уточняет, что первичная роль в этой работе отводится органам местного самоуправления, которые вслед за регионом должны встроиться в федеральную повестку новаций в сфере поддержки бизнеса.

По словам Дмитрия Филиппова, министра развития промыш ленности и предпринимательства Мурманской области, работа в этом направлении уже ведется. В середине января стартовал конкурсный отбор муниципальных образований и монопрофильных муниципальных образований Мурманской области для предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию программ развития малого и среднего предпринимательства. Также в этом году в регионе появился новый вид субсидии для моногородов – на создание и развитие детских досуговых центров. По словам Дмитрия Филиппова, есть четкое понимание, что и бизнес, и муниципальная власть готовы развивать данный вид услуги на своей территории.

ЗАШЛИ В ТУПИК

Грандиозный скандал, случившийся между правительством Санкт-Петербурга и компанией «Метрострой», может привести к новым проблемам в развитии Петербургского метрополитена. «Звонки» в адрес «Метростроя», монополиста по возведению подземных путей в Санкт-Петербурге, звучали и прежде. Сценарий был определен заранее: город заявлял, что компания не справляется с графиком введения в строй новых линий метрополитена, «Метрострой» отбивался фразами о задержках в финансировании со стороны бюджета, проблемах с согласованием проектов и т.д. При этом стороны понимали, что альтернативы нет, и находили способ договориться друг с другом. Но в последние месяцы риторика городских чиновников стала более жесткой, стали появляться мнения о необходимости привлечь для строительства метро компании из других городов России. В пример часто приводили и Москву, где новые станции метро вводятся в строй десятками штук. Осенью прошлого года Игорь Албин, теперь уже бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга, один из самых активных борцов с монополией «Метростроя», пообещал эту монополию разрушить: «Есть несколько потенциальных партнеров, с которыми город ведет переговоры. «Метрострой» продолжит работу на городских объектах, но в конкурентной среде». Игорь Албин в новый состав правительства Санкт-Петербурга не попал, но вздохнуть с облегчением руководству «Метростроя» не пришлось – вице-губернатор Евгений Елин выступил с еще более жесткой критикой компании.

В системе «Метростроя», по его словам, у города три функции – заказчик, акционер и кредитор. «Как бы мы ни хотели продлить контракты на строительство метро, мы не можем. Нас беспокоит эта ситуация, но у нас есть план, чтобы продолжить строительство метро и защитить интересы работников «Метростроя», – говорит Евгений Елин. По его словам, город не намерен за счет бюджета погашать долг «Метростроя» в 13 млрд рублей. 21 января Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга заявил о расторжении контрактов на строительство объектов метрополитена с ОАО «Метрострой». Одновременно власти города ставят перед собой задачу сохранить профессиональные квалифицированные рабочие и инженерные кадры метростроителей СанктПетербурга, а также ввести обещанные жителям станции метро в кратчайшие сроки. «Причиной расторжения стало грубое неисполнение со стороны генеральной подрядной организации условий государственных контрактов и некачественное планирование выполнения производственных программ, что привело не только к срывам сроков строительства новых станций метрополитена, но и к неоднократным задержкам выплат заработной платы, социальной напряженности среди рабочих», – объясняют в комитете. «Учитывая колоссальный опыт и многолетнюю деятельность ОАО «Метрострой», для КРТИ принятое решение было чрезвычайно сложным и болезненным. Однако глубокий анализ текущего экономического состояния ОАО «Метрострой» показал, что компания не справится с исполнением заключенных госконтрактов даже при условии потенциальной докапитализации. Кроме того, ни одно кредитное учреждение не взяло на себя обязательств предоставить ОАО «Метрострой» дополнительные банковские гарантии и кредиты», – говорится в заявлении КРТИ. Уже на следующий день на сайте госзакупок были опубликованы уведомления об одностороннем отказе. По процедуре, расторгнутыми контракты будут считаться через десять дней после уведомления. А значит, уже на текущей неделе правительство города приступит к поиску нового подрядчика для строительства Петербургского метрополитена. «По проведенному предварительному запросу, такие компании на рынке имеются и готовы к исполнению задач метростроения и сохранению профессиональных трудовых кадров Санкт-Петербурга», – оптимистично уверяют в КРТИ. В «Метрострое» действия КРТИ как заказчика работ прокомментировали ожидаемо резко, заявив о том, что некомпетентность заказчика и завела ситуацию в тупик.

«Невыполнение заказчиком своих обязательств на протяжении нескольких лет по всем контрактам: намеренное затягивание приемки и оплаты выполненных работ, применение в одностороннем порядке понижающих коэффициентов практически по всем строкам смет действующих контрактов, непредоставление площадок под строительство и рабочей проектно-сметной документации, без которой невозможно осуществление сдачи выполненных работ, и многое другое», – перечисляют в «Метрострое» основные проблемные вопросы. «Заказчик в лице дирекции транспортного строительства и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры не осознает всех последствий, к которым неизбежно приведет расторжение контрактов. В частности, нависнет угроза безопасности уже существующих подземных выработок и сооружений, расположенных на поверхности в зоне ведения подземных работ. Даже однодневный простой выработки без соответствующего содержания может привести к аварийной ситуации. Халатное отношение должностных лиц заказчика может привести к техногенной катастрофе, и не понимать это недопустимо. «Метрострой» многократно пытался наладить отношения с заказчиком и довести до него свою аргументацию. К сожалению, заказчик остался глух. «Метрострой» оставляет за собой право оспорить решение КРТИ и ДТС и привлечь к разрешению ситуации независимых экспертов», – заявляют в компании.

СВОИ ЛЮДИ

Александр Беглов, врио губернатора Санкт-Петербурга, на минувшей неделе завершил процесс перестановок на ключевых постах в правительстве Санкт-Петербурга: Законодательное собрание города утвердило кандидатуры сразу шести новых вице-губернаторов. Им, вместе с ранее назначенными председателями городских комитетов, и предстоит улучшать социально-экономическое положение в Северной столице в непростой предвыборный год. Большинство новых членов правительства в той или иной ипостаси работали вместе с Александром Бегловым и в прежние годы его карьерной истории. Одной из основных «экономических» фигур в новом составе правительства стал вице-губернатор Евгений Елин, под управлением которого будут, в частности, промышленность города и имущественный блок. Последнее место работы – заместитель министра экономического развития России, но в Москву Евгений Елин перебрался как раз из Петербурга, покинув пост председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли города после того, как губернатором был назначен Георгий Полтавченко. Еще одно знаковое возвращение – назначение на пост вице-губернатора Эдуарда Батанова, некогда возглавлявшего Комитет по финансам Санкт-Петербурга. Ради продолжения карьеры в Северной столице Эдуард Батанов покинул пост первого заместителя председателя правительства Калининградской области. В сфере его ответственности – инвестиции и транспортная инфраструктура.

Многие представители строительных компаний с тревогой следили за интригой по назначению вице-губернатора, ответственного за традиционно проблемный строительный блок. Выбор для многих оказался неожиданным – контролировать ситуацию на строительном рынке, решать вопросы с обманутыми дольщиками теперь будет 41-летний Николай Линченко. Опыт взаимодействия с петербургскими строителями у него есть – с 2000-го по 2009 год он был сотрудником аппарата тогдашнего «строительного» вице-губернатора Александра Вахмистрова. Однако затем перешел на муниципальную службу и впоследствии переехал в Москву, заняв пост заместителя директора Департамента промышленности и инфраструктуры правительства России.

Вопросами энергетики займется Максим Шаскольский, с 2013 года возглавлявший Петербургскую сбытовую компанию. В зоне ответственности еще одного нового вице-губернатора, Владимира Княгинина, пока скромно значится только Комитет по науке и высшей школе. Но учитывая его опыт по разработке различных экономических и социальных стратегий (был вице-президентом Центра стратегических разработок), его знания явно будут применяться и в других направлениях. Любовь Совершаева возглавила в ранге вице-губернатора «политический» блок, став таким образом куратором всех мероприятий, которые будут проводиться в Санкт-Петербурге перед выборами губернатора города.

НА ЕДИНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Правительство Архангельской области определилось с мероприятиями в рамках федерального плана «Трансформация делового климата», который должен упростить ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности в различных сферах экономики. Основным пунктом стратегии Поморья в этом направлении ожидаемо стала реализация проекта по созданию единой площадки организационной, информационной, имущественной и финансовой поддержки бизнеса – так называемое «единое окно». По словам Алексея Алсуфьева, председателя правительства Архангельской области, система начнет работать уже в ближайшие месяцы.

«Проходя процесс реорганизации системы поддержки бизнеса, мы стремимся сохранить все лучшие практики, опираясь на мнение бизнес-сообщества. При этом наполняя функционал «единого окна» новыми инструментами поддержки и развития предпринимательства, которые появляются на федеральном уровне. В частности, через «единое окно» для бизнеса будут доступны услуги таких федеральных институтов развития, как Корпорация «МСП» и Российский экспортный центр», – объясняет он. Поддержку участников внешнеэкономической деятельности Алексей Алсуфьев называет одним из ключевых направлений в работе областного правительства. В прошлом году в регионе был создан Центр поддержки экспорта, который уже успел подтвердить свою эффективность. «Одной из ключевых задач центра на первый год работы было оказание поддержки 80 региональным предприятиям, по факту ее получили свыше 100 компаний. Объем поддержанного экспорта должен был составить 16 млн рублей, реальный результат превысил плановый показатель более чем в десять раз и достиг 163 млн», – констатирует глава правительства Поморья. Планируется, что в 2019 году поддержку получат не менее 200 компаний, объем поддержанного экспорта составит не менее 200 млн рублей.