Петербург уступает по креативности Москве

28 октября 2016 в 14:49

Санкт-Петербург занял вторую строчку в рейтинге креативного капитала подготовленного фондом Calvert 22 совместно с компанией PwC. Об этом было объявлено на презентации пилотной версии индекса креативного капитала, прошедшей в Северной столице в рамках XV общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности». На первой позиции в рейтинге расположилась Москва, а третье место досталось Казани.

 

«Некоторый консерватизм властей и нехватка крупных инвестиций заставляют амбициозных людей по-прежнему переезжать в столицу. Многие базовые преобразования, такие как доступное неформальное образование, развитие локальных медиа, обустройство общественных пространств, в Петербурге только начинают набирать обороты, но креативные индустрии пока не воспринимаются городом как сфера экономики, которая могла бы укрепить его имидж», – отмечают составители рейтинга.

 

Председатель Центра стратегических разработок, член попечительского совета фонда Calvert 22 Алексей Кудрин считает разумным ориентиром для России увеличение доли креативного сектора в экономике  до 5-6% к 2035 году. Для таких крупных городов как Санкт-Петербург эта доля должна составить не менее 10-12%, уточняет экономист. «Сегодня Санкт-Петербург отстает от Берлина в развитии креативных индустрий, хотя изначально имеет больший потенциал. И Петербургу имеет смысл поставить перед собой измеряемые цели по развитию креативных индустрий и определиться с желаемым образом развития, будь это Берлин, Париж или еще какой-то город», – пояснил он. По мнению Алексея Кудрина креативные индустрии – рынок за счет которого Россия может развиваться. «В период кризиса, когда все экономики падали креативный сектор чувствовал себя устойчиво. В мире он растет темпами 7-8%. Это значит, что мы должны ставить на этот сектор, поскольку он будет держать нас на плаву», – резюмировал он.

 

Намерение сделать акцент на развитии креативных индустрий озвучивают и власти Санкт-Петербурга. К настоящему моменту в Смольном подготовили и планируют презентовать программу поддержки креативных индустрий в Северной столице. В ее рамках инвесторы, планирующие развивать креативные проекты, смогут рассчитывать на получение городских объектов по льготной арендной ставке. Тем временем, для более масштабных проектов будет применяться механизм концессий.

 

«Мы подготовили предварительный перечень объектов недвижимости, которые могут быть потенциально интересны инвестору и хотим на законодательном уровне закрепить понятие креативных индустрий для того, чтобы иметь возможность контролировать предоставленные объекты недвижимости на условиях льготы», – сказала глава Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк.

 

Сейчас в Санкт-Петербурге фиксируется увеличение количества творческих кластеров и арт-пространств. В их числе такие крупные проекты редевелопмента как развитие острова Новая Голландия (инвестор компания Millhouse Романа Абрамовича, объем инвестиций – 12,1 млрд рублей) и создание кластера Artplay SPb на территории бывших казарм Новочеркасского полка («Тандем–Эстейт», 3,2 млрд рублей). В формате креативных пространств в Северной столице развиваются проекты «Этажи», «Ткачи», «Тайга», «Артмуза». Кроме того, на этом рынке работают управляющие компании, развивающие несколько проектов. К ним относится BS Group, развивающая площадки «Третий Кластер», «Флигель», Korpus2, «Голицин Лофт».

 

Креативные индустрии составляют сегодня порядка 3% мирового ВВП, обеспечивая рабочими местами 29,5 млн человек. Творческие площадки завоевывают все большую популярность и вносят значительный вклад в экономику ведущих европейских стран. В Великобритании, в частности, доля креативных индустрий в ВВП составляет 5%, что соразмерно доли всей строительной отрасли страны. Во Франции – 4%, в Германии – 2,6%, в США – 3,2%, в Австралии – 3,1%.

 

Методология рейтинга

 

Целью рейтинга креативного капитала является оценка потенциала наиболее динамично развивающихся российских городов в контексте перспектив их экономической модернизации и инвестиционной привлекательности. Индекс формировался на основе пяти блоков показателей: город (экономическое положение, городская среда, наука и образование и т.д.), люди (социокультурная активность, креативность, открытость и терпимость), бизнес (инновационная инфраструктура, креативные компании и проекты, масштаб креативной экономики), власть (поддержка образования и культуры, поддержка бизнеса, открытость власти), бренды (медиапредставленность города, креативные бренды, имиджевая привлекательность города). В пилотный вариант рейтинга вошли девять российских городов, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень.