Пенаты для нового креативного кластера

25 АПРЕЛЯ 2016 В 08:02

Муниципальные власти и бизнес-сообщество Курортного района Санкт-Петербурга консолидируют усилия по развитию и продвижению этой территории не только за счет создания здесь единого туристического центра, но и благодаря формированию единой концепции продвижения курорта со своим уникальным брендом.

 

Журнал «Эксперт Северо-Запад» собрал независимые экспертные мнения о том, какие направления следует объединить в рамках нового рекреационно-культурного кластера. Различные проекты по созданию в Курортном районе своего рода «нового-старого» туристического кластера обсуждаются последние несколько лет на разных уровнях и в разных масштабах реализации. Так, в ноябре 2015 года о создании в Сестрорецке нового туристического центра в рамках программы развития городской среды в Курортном районе объявил вице-губернатор СПб Михаил Мокрецов на заседании городского правительства. Создание пешеходных и велосипедных маршрутов на набережной реки Сестры, обустройство многообразных туристических центров и современных общественных пространств на открытых площадках, создание центра водного спорта и другие мероприятия планируется реализовать к концу 2018 года.

 

Но центром притяжения всего Курортного района может стать не только Сестрорецк, но и поселок Репино. Так, готовность поддержать инициативу уже выразил и глава местной администрации муниципального образования поселок Репино Дмитрий Пестов. Специальные меры для комплексного продвижения объектов района с достижением синергетического эффекта усилий самых разных госструктур и бизнеса различных сфер здесь сегодня действительно необходимы.

 

«Мы видим необходимость реализации такого проекта в ближайшее время. У района есть огромный потенциал развития самых разных объектов и в том числе реальные шансы побороться за клиента на волне перераспределения туристического потока на внутренний рынок. Но для достижения успеха требуется консолидация усилий экспертов всех уровней», – считает представитель Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты по Курортному району Сергей Румановский. Тем временем примеры успешных территориальных брендов в России уже есть. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это и целый туристический маршрут «Золотое кольцо России», и «третья столица России» тысячелетняя студенческая Казань, и олимпийский спортивный Сочи, и «родина всероссийского Деда Мороза» Великий Устюг, и «родина России» Великий Новгород с брендом Red Izba, и многие другие. Курортному району Санкт-Петербурга тоже есть что предложить российским и зарубежным гостям.

 

 

Есть что предложить

Площадь Курортного района составляет 26,8 тыс. га – это почти 20% от всей территории Санкт-Петербурга. История этих мест богата различными событиями еще с петровских времен, в ленинский период и советские годы, в военное время. На элитарную известность этих мест повлияло приобретение художником Ильей Репиным в 1899 году в тогда финском местечке Куоккала на берегу Финского залива небольшой усадьбы «Пенаты». Вскоре это место стало любимым для отдыха петербургской интеллигенции. Здесь бывали лучшие представители российской культуры: М. Горький и В. Маяковский, Ф. Шаляпин, А. Глазунов, С. Есенин, И. Бунин, В. Бехтерев, И.Павлов. С 1945 года в дачных поселках Комарово, Репино, Солнечное началась постройка дач для действительных членов Академии наук СССР. В разное время здесь жили и отдыхали знаменитые профессора и литераторы, писатели и поэты, архитекторы и художники, композиторы и музыканты, а также многочисленные военные, чиновники, юристы и дипломаты. Кстати, знаменитый шлягер конца 1980-х Игоря Скляра «На недельку до второго я уеду в Комарово…» тоже написан про эти места.

 

В районе действуют самые разные государственные и частные музеи, им есть что развивать, но на это нужны инвестиции. «Развитие внутреннего туризма – сейчас одно из самых прогрессивных направлений. Тем более что Курортный район – это практически музей под открытым небом. И мы только «за» развитие такого кластера, это было бы дополнительным привлечением публики в музей», – уверена заведующая музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. Ежегодно здесь бывают около 36 тыс. человек, но для того чтобы музей стал одной из зон притяжения нового кластера, ему необходим свежий импульс. Есть проект по созданию здесь информационного культурного центра, но для его реализации нужны инвестиции. Например, здесь можно было бы разместить интерактивные мультимедийные панели, чтобы воспроизвести историю этих мест, виртуально реконструировать облик и атмосферу старых дач и театров, которые здесь располагались, считает эксперт. Пока же в музее работают только трое научных сотрудников, на которых, кроме приема гостей, возложена и существенная задача по научным изысканиям в сфере жизни и творчества Ильи Репина. Тем не менее, музей активно участвует в различных проектах, в том числе принимает ежегодный музыкальный фестиваль «В сторону Выборга». Здесь также проводятся пленэры, благотворительные аукционы, концерты и новогодние елки, восстанавливается традиция соревнований по крокету – обо всех этих мероприятиях можно и нужно активно информировать.

 

За последние пять лет число посетителей музейного комплекса памяти В.И. Ленина в Разливе увеличилось вдвое, до 60 тыс. человек в год. «Конечно, новые туристы никому из учреждений Курортного района не помешают. Посещаемость музея ежегодно увеличивается. Сейчас мы запускаем архитектурный конкурс – у нас в планах строительство рядом с музеем «Сарай» небольшого нового музейного корпуса в развитие существующей территории, с террасой, зоной отдыха, интерактивными экранами и объектами современного искусства», – делится планами директор СПб ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе» Наталья Коваленко. Здесь готовят концепцию развития территории, но задача это довольно сложная, признаются специалисты, – создать исторически-интерактивный музейный парк советского периода. Итоги конкурса проектов станут известны в конце года, строительство объекта оценивается примерно в 15 млн рублей. Но инвестиции пока не найдены.

 

 

Конкурировать с Европой

У Курортного района есть предпосылки и для превращения в центр медицинского туризма: более 20 высокотехнологичных медицинских организаций различного профиля соседствуют с развитой санаторно-курортной сетью, центрами восстановительного лечения и реабилитации. В последние годы здесь создана и широкая современная гостиничная база, включающая ряд спа-отелей, успешно конкурирующих с курортами Финляндии и Эстонии. «Вопросами комплексного развития Курортного района следовало начать заниматься еще несколько лет назад. Время упущено, но надо начинать хотя бы сегодня. А пока каждый объект обособленно выстраивает свою рекламную политику, концепцию продвижения, – рассказывает коммерческий директор водно-развлекательного клуба VODA Александр Волков. – Район в целом самодостаточен и популярен у петербуржцев, но пока мало известен среди гостей города из других регионов страны и из-за рубежа. И продвигать все услуги надо комплексно, при поддержке властей, с привлечением туристических и event-агентств». «Курортный район всегда был популярным местом отдыха у жителей Санкт-Петербурга, но, если объединение всех структур будет положительно влиять на привлечение иногородних и зарубежных туристов, тогда инициатива действительно будет оправданной», – считает генеральный директор сети отелей Cronwell Алексей Мусакин. При этом рационально создавать здесь новые объекты притяжения, рассчитанные на посещение не в один день, но в течение недели-двух. По оценке эксперта, 2015 год для гостиничного сегмента Курортного района был более чем удачным, практически все отели перевыполнили планы: «Загрузка в этом году тоже весьма высокая, выше, чем обычно, и на май месяц номерной фонд забронирован уже на 80%, не говоря о почти проданном лете. Народ едет отдыхать сюда в том числе и благодаря отсутствию альтернатив в виде курортов Турции и Египта».

 

 

Направления на выбор

По мнениюгенерального директора Freedom Team Дмитрия Тимуршина, прибрежная инфраструктура района подходит для множества проектов, как, например, культурный «дикий» туризм (палаточные кемпинги с арендными сервисами) или фестивали еды разного формата, а малый бизнес мог бы развивать услуги энтертеймента у воды. Здесь есть все условия для проведения культурно-исторических квестов и мероприятий по направлению эдьютеймент (от англ. Edutainment – обучение через развлечение). «Создание инфраструктуры и инвестиции в нее с нуля для малого бизнеса и социального предпринимательства, очевидно, не под силу самим таким предпринимателям. И в этом смысле государственно-частное партнерство – более чем разумная модель освоения территории. На фоне кризиса новые форматы легче воспринимаются и могут быть более востребованы рынком», – говорит эксперт.

 

Для любителей активного отдыха и занятий спортом в Курортном районе создана достаточно разноплановая инфраструктура. Так, в Зеленогорске находится аэродинамический комплекс Butterfly, где дети и взрослые могут совершить полеты в аэротрубе. Конно-спортивный клуб «Репино» предоставляет возможность совершить прогулки на лошадях, а в зимнее время и покататься на санях в конной упряжке. Также на территории пансионата «Балтиец» в Репино расположен веревочный парк Tree to tree со скалодромом и спортивным батутом. А в Комарово создана специальная экологическая тропа «Комаровский берег» – своего рода музей под открытым небом, где каждый желающий по специальному деревянному настилу может прогуляться меж вековыми елями и по литориновому уступу выйти к побережью Финского залива.

Знаменитая усадьба «Пенаты» живописца Ильи Репина может стать сердцем нового культурно-туристического кластера

 

 

Девелоперы тоже «за»

Новое структурное объединение и активное продвижение территории, безусловно, и в интересах строительного сектора, и девелопмента. По оценке генерального директора Knight Frank St Petersburg Николая Пашкова, Курортный район отличает наиболее высокий уровень привлекательности для развития рекреационной и досуговой недвижимости, а также загородного жилья высокого класса: «Развитие Курортного района происходит во многом хаотично, что в результате может и повредить имиджу района или отдельных локаций. Поэтому создание кластера, объединенного единым планом развития, общими целями и принципами, – это хорошая идея».

 

«Безусловно, Курортный район нуждается в новом толчке развития и инфраструктуры, и мест для проведения мероприятий. В данный момент направление вдоль залива представляет собой стихийные пляжи, которым не уделяется должного внимания по благоустройству, элитные поселки и рестораны. Строительством нашего квартала в Сестрорецке мы внесем свою лепту в развитие района, ведь все инфраструктурные объекты будут доступны всем без исключения, –говорит директор по продажам компании Seven Suns Development Алексей Бушуев. – Также мы примем активное участие в развитии и инфраструктуры Курортного района и возьмем на себя ответственность за проведение спортивных и молодежных мероприятий в Дюнах». Проектом комплекса предусмотрено создание здесь теннисных кортов, волейбольных и баскетбольных площадок, зеленых террас на крышах для занятий йогой, лечебно-оздоровительного центра и многое другое.

 

Примечательно, что в Репино, на ул. Песочной, до недавнего времени находился и загородный комплекс «Дом творчества журналистов» Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Однако несколько лет назад в этом двухэтажном здании произошел пожар, и городские власти выселили журналистов (так как фактически союз лишь арендовал объект у СПБ ГУП дачного обслуживания «Пригородное»). «Тем не менее, мы рассчитываем, что власти все же найдут волю и ресурсы для того, чтобы журналистский Дом творчества в Репино возродился, причем он мог бы стать медиацентром международного уровня, куда могут приезжать и обмениваться опытом иностранные журналисты, – говорит президент Санкт-Петербургского союза журналистов Людмила Фомичева. – Возможно, под этот проект можно привлечь частных инвесторов в формате ГЧП».

 

Даже сегодня, на фоне сложной экономической обстановки, бизнес готов инвестировать в развитие Курортного района. Особенно, если удастся скоординировать и консолидировать усилия всех заинтересованных сторон: учреждений культуры и образования, муниципалитетов, администрации района и города, коммерческих предприятий. Наиболее комфортными условиями многие предприниматели называют совместное внебюджетное и бюджетное финансирование, например, в рамках госпрограммы «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы и в свете других официальных направлений развития города. А также через применение различных механизмов ГЧП, например, в соотношении инвестиций бизнес/город 3/1. И дело не столько в деньгах, сколько в гарантиях поддержки городом реализуемых проектов в долгосрочной перспективе.