Пекка Вильякайнен, советник президента фонда «Сколково»: «Сейчас прекрасное время, чтобы начать свой бизнес»

18 апреля 2017 в 19:22

- Сейчас в России реализуется проект национально- технологической инициативы, который направлен на достижения высоких позиций России на мировом рынке. Как Вы думаете, в каких сферах Россия имеет шансы достижения этой цели и может ли государство определить за бизнесом наиболее перспективные рынки будущего?

- Правительство не должно заниматься управлением бизнеса, однозначно, и действительно не может устанавливать приоритеты. Но важно понимать, что национально-технологическая инициатива, эта программа, создавалась при активном участии индустрии и делалась она вместе с участием «Сколково» и многих других федеральных институтов. Поэтому НТИ это не какая-то инициатива непосредственно правительства, не было спущено в виде приказа, а на самом деле создавалась, формировалась большой группой экспертов, вот почему я считаю, что мы синхронизировали свои пожелания с пожеланиями индустрии. Далее, что касается второй части вопроса, то есть можно ли какие- то из этих инициатив выставлять на международном рынке и можем ли мы выйти вперед по каким- то направлениям, зависит от непосредственных инициатив, потому что в НТИ есть конкретные области, которые ориентированы чисто на российский рынок или на рынок СНГ, которые позволяют нам решить проблемы импортозамещения и так далее и тому подобное, но есть и области, где у России присутствуют серьезная компетенция, как например, математическая, инженерная, конечно, нефтегазовая и так далее, космическое освоение, сельское хозяйство. Так вот  те области и отрасли, где Россия уже является серьезным игроком на глобальной арене и вот в таких областях важно укрепить их еще больше и начать в общем-то, заниматься бизнесом, потому что Россия наполнена патентами, в России огромное количество исследователей, но для того, чтобы сделать какой-то бизнес, нужно дополнительное влияние, нужны дополнительные усилия. Вот зачем мы и делаем старт-ап тур в том числе.

- Считаете ли Вы, что экономический кризис – это подходящее время для того чтобы запускать и развивать свой бизнес и какие-то старт-апы?

- Многие считают, что бизнес необходимо начинать тогда, когда экономика на высоте, когда с экономикой всё хорошо, могу по личному примеру сказать, что ситуация абсолютно противоположная. Дело в том, что вопрос этот двухсторонний. Дело в том, что когда экономика не перегрета, ты можешь привлечь в свою компанию лучших людей, при этом не так много им платить, то есть их стоимость будет не сильно большой, и люди, конечно, хотят остаться в твоей компании подольше, поскольку предпочитают именно стабильности, но есть еще один элемент, связанный с хай-тек аспектом. Дело в том, что те старт-апы, которые здесь представлены, они разрабатывают такие технологии, которые могут использоваться крупными компаниями, российскими корпорациями, начиная от Роснефти, заканчивая Сбербанком и Почтой России и т.д. и т.п. И сейчас достаточно сложные времена, все думают о том, как небольшие бюджеты использовать для увеличения эффективностей и производительности, поэтому старт-апы здесь подходят как никогда. Я, например, являюсь членом Совета Почты банка, так же вхожу в совет по модернизации Почты России, вот Почта России активно ищет какие-то технологии или решения предоставляемые именно старт-апами, это какие-то видеокамеры, это новые решения для центров сортировки корреспонденции и т.д. и т.п. Так вот покупая компанию с технологией, ты приобретаешь все необходимые экспертизы  и компетенцию, поэтому сейчас, мне кажется, прекрасное время для того, чтобы начать свой собственный бизнес.

- Какова, на Ваш взгляд, инновационная среда в Санкт-Петербурге?

- На самом деле, размер города никак не связан, так сказать, инновационной активностью и деятельностью. Понятно, что Санкт –Петербург город крупный, понятно, что он инновационный,  понятно, что здесь будет и большое количество предпринимателей, но если мы сравним размер Санкт –Петербурга и Ленинградскую область, то такая концентрация этих самых технологических предпринимателей может быть даже больше, чем во всех других городах. Дело в том, что в Петербурге во время экономического процветания предпочтительнее было, я не знаю, содержать рестораны и так далее. В стандартных экономических ситуациях эти бизнесы не дают тебе большую маржу, не дают тебе большую прибыльность. В тех городах, где вариантов выбора не так много, появляется гораздо больше инноваций, то есть там нет возможности в общем-то вкладываться в ресторанный бизнес или в квартиры. Сейчас Петербург очень много поработал над этим, есть во –первых очень классные университеты, это ИТМО, СПБГУ,то есть огромное количество талантливых молодых людей, то есть реальная ресурсная база, которая нужна для предпринимательства, поэтому я уверен, здесь будет появляться всё больше и больше суперкомпаний.

- А если говорить о российско-финских отношениях в плане развития инноваций, Вы можете выделить какие-то яркие проекты, успешные , и можете ли Вы сказать, чем для России может быть полезен финский опыт  развития инноваций?

- Если мы возьмем Петербург, как отдельный регион, как отдельный субъект федерации, можно сказать, что Санкт-Петербург становиться столицей русско-финских отношений, потому что здесь проживают тысячи и  тысячи людей, которые, так сказать, трансгранично женаты, назовем это так. У многих русских, у многих питерцев дачи в Финляндии, студенты многие учились из Финляндии здесь и Петербурге или наоборот, питерские студенты учатся в Лаппеэнранте или Хельсинке, поэтому в этом смысле, вот в этом городе, абсолютно естественно работать вместе с Финляндией и отношения русско-финские абсолютно естественны. У нас вот, например, есть компании, где, скажем, русская компания, у них финские партнеры, финская компания, у нее питерские партнеры, вот в робототехнике в частности, в сельском хозяйстве, в области, в сфере финансовых услуг. Поэтому, так или иначе, во всех моих компаниях есть некие отношения с Россией и Петербургом в частности. Мне кажется, это абсолютно естественно , потому что до Хельсинки можно добраться за 3 часа на поезде, из Хельсинки до сюда тоже очень просто общаться и работать вместе.

- А Вы можете сказать, что российским инноваторам и старт-апперам можно чему-то поучиться у финских коллег?

- Конечно. Да и нам есть чему поучиться у русских старт-аперов и инноваторов. Русские не только могут у финнов учиться, русские могут и преподавать, в общем-то, финнам, математику, какие-то другие научные вещи. Почему Финляндия может быть полезна россиянам? Финляндия может стать платформой для выхода,  площадкой и неким трамплином для выхода на европейский рынок, потому что если ты преуспеешь в Финляндии, то, считай, Европа лежит перед твоими ногами.  У финнов хорошо получается дизайн, цифровой дизайн, у россиян не так это хорошо выходит, поэтому если у тебя все инженерные, математические, научные разработки ведутся здесь, а финский дизайн, соответственно, у нас, и при этом оттуда вы выходите на европейский рынок, то такая комбинация мне представляется исключительно целесообразной и я считаю, что к ней стоит прибегать гораздо чаще, чем это сейчас делают русские.

- Вот Вы сказали о выходе на европейский рынок, сейчас среди начинающих стартаперов  бытует такое мнение, что для того, чтобы проект успешно развивался, нужно как можно скорее выходить на зарубежные рынки и получать доступное, дешевое финансирование. Как Вы считаете, когда и как проекту можно понять, когда вот настал тот момент, что необходимо привлекать иностранные инвестиции и что нужно для этого?

- Ну прежде всего, как я сообщу о своем мастер-классе сегодня, нужно с самого первого дня необходимо понимать , какие международные конкуренты, какая международная конкуренция у тебя есть, неважно в каком ты бизнесе работаешь, ты должен понимать своих международных конкурентов, в лицо знать их. Это как бы первых этап, первый шаг. Причем сделать это можно достаточно просто, забить в поисковике, Яндексе, Google. Опять же, если у тебя есть некий продукт и ты разрабатываешь его так, что с самого первого дня он мог бы стать конкурентным на европейском рынке, то автоматически в общем- то твои способности, твоя компетенция  будет увеличиваться. Если ты возьмешь кого-то, ну скажем, русского, который проживаешь в Финляндии, и он становиться частью твоей команды, твоего коллектива, ты начинаешь глядеть на мир по-другому, с другой стороны, с другого угла. И сейчас в Европе и в США проживает большое количество россиян, уехавших отсюда, из этой страны, и этот ресурс пренебрегается российскими стартапами. Понятно, что нанимать дорогих консультантов молодым предпринимателям практически невозможно, вряд ли ты привлечешь какие-нибудь NJ и Ernst & Young, но как получить дополнительные знания? Вот так, привлекая кого-то из-за рубежа, это позволит тебе развивать твой продукт в правильном направлении.

- И последний вопрос. Как Вы считаете, могут ли краудфандинговые организации, как Кикстарт и Бумстарт и другие, стать альтернативой для привлечения венчурных инвестиций?

- Краудфандинг, я думаю, будет расти со скоростью 100% в год, но нужно помнить о том, что краудфандинг подходит только что конкретных  видео бизнеса. То есть, например, если Вы производите часы, скажем, то есть, некий физический продукт, телефон, то есть, какую-то материальную вещь, потребительский товар, тогда кикстартер, бумстартер, вот такая модель работает хорошо, потому что люди видят непосредственно физический продукт, могут его воспринимать, могут его ощущать, но большинство старт-апов это все таки проекты в области B2B, то есть от бизнеса к бизнесу, где никаких материальных продуктов не производится. Или ты, не знаю, трактор выпускаешь или спутник, в таком смысле такая модель при таком подходе не работает. Но для этих предприятий есть другие возможности, например есть финская компания под названием Инвестор. Она занимается продажей акций тех компаний, которые не обращаются на бирже для частных инвесторов. Потому что действительно Вы правы, старт апы ни в Финляндии, ни в России не могут получить деньги из банков и большинство старт-апов слишком малы для того, чтобы привлекать венчурные инвестиции уже с самого первого дня своего существования. Вот почему они должны искать какие-то базовые возможности финансирования, привлекать бизнес-ангелов, может быть родственников, занимать у друзей и так далее, и с помощью этих средств уже пытаться перебраться через Долину Смерти, так называемую, после чего..

-…поддержку здесь?

- Конечно, но очень редко ты получаешь поддержку с самого первого дня и сразу же. Старт ап тур это как, своего рода платформа для знакомств, где ты просто знакомишься с людьми, как на большой дискотеке старт-апа. Наша задача –это создать такие места и такие мероприятия, где люди могут друг с другом встречаться и обмениваться идеями.

Теги: