Палитрой красок блещет экспортер

29 августа 2016 в 07:18

Сегодня петербургский завод художественных красок «Невская палитра» не только сохраняет традиции производства, но и активно расширяет ассортимент и совершенствует технологии, что позволяет ему занимать существенную долю российского рынка, а 30% продукции – экспортировать

 

В цехе производства связующего для масляных красок резко пахнет хвойным лесом и чем-то аппетитным. Как и следует из названия красок, их главная составляющая – рафинированное льняное масло. А также пчелиный воск, природная пихтовая смола и смола акации (гуммиарабик) – компоненты, положительно влияющие на оптические свойства красок, в том числе на яркость и чистоту цвета готовой работы художника. Впрочем, для придания красками лучшей консистенции и «пастозности» в них вводятся природные загустители и различные функциональные добавки, рассказывают технологи «Невской палитры». В этом же цехе производят вспомогательные материалы для работы с масляными красками: масла, лаки, разбавители.

 

Завод «Невская палитра» – единственный в России и один из немногих в мире с полным циклом производства красок и очень широким ассортиментом изготавливаемых материалов для живописи и творчества. Как правило, предприятия специализируются на одном узком направлении. Например, Winsor&Newton (Великобритания) и Old Holland (Нидерланды) изготавливают только классические художественные краски и традиционные материалы для живописи.

 

 

«Наше предприятие занимает хорошие позиции и на российском рынке, и в странах СНГ, и в Европе. По качеству красок, уникальности и широте цветовой палитры и стоимости мы не просто конкурентоспособны, но и выигрываем у многих крупных мировых производителей, – заверяет генеральный директор АО «ЗХК «Невская палитра» Ефим Загородников. – Каждый год в России появляются новые компании, они пытаются развиваться в разных сегментах. Но мы к этому относимся спокойно, это обычная рыночная ситуация. Но у новых компаний нет такой мощной производственной базы, профессиональной команды специалистов и такой известности бренда еще с советских времен».

 

 

 

 

 

Экономика в красках

 

Объемы производства завода ежегодно увеличиваются на 20-25%. Прогноз на 2016 год также благоприятный. Безусловно, доля «Невской палитры» на российском рынке в последние годы растет и за счет резкого удорожания продукции иностранных марок по причине динамики курса валют, что открыло новые перспективы для экспорта. За последние два года себестоимость продукции завода возросла из-за роста цен на компоненты сырья, особенно импортные. Но цену на полках заводу удалось удержать в рамках инфляции без снижения маржинальности бизнеса. В основном за счет уменьшения затрат, оптимизации процессов, автоматизации производства и снижения трудозатрат, повышения энергоэффективности.

 

На фоне общего снижения потребительской способности спрос на товары для творчества не упал, а, напротив, постепенно растет. За последние два-три года интерес к акварели как хобби возрастает, отмечают профессиональные художники. Она крайне востребована у иллюстраторов, фэшн-дизайнеров и дизайнеров интерьера, профессиональных художников и любителей.

 

«В акварельной иллюстрации заинтересованы издатели книг и журналов, производители текстиля и обоев, дизайна посуды и тому подобного. Спрос здесь остается постоянным, такие заказчики заинтересованы в профессиональных иллюстраторах с богатым опытом. Интерес к акварели как к хобби в последнее время вырос. Думаю, это связано с доступностью образования, с огромным количеством мастер-классов, школ для взрослых, онлайн-школ, а также с простотой и доступностью материала – достаточно иметь блокнот, несколько красок и кисточек», – считает художник-иллюстратор Елена Лимкина.

 

«Первые два года я использовала в работе исключительно краски «Невская палитра». Но как только перешла на формат акварелей более 50х50 см, формат кюветок перестал мне подходить, и сейчас я пользуюсь красками в тюбиках американской фирмы Daniel Smith, японской Holbein, французскими Sennelier, немецкими Schmincke, – говорит художник и педагог Юлия Барминова. – У каждой марки есть свои сильные стороны. Мое мнение, что у акварельных красок завода «Невская палитра» – на 100% адекватное соотношение цена/качество. И если бы завод выпустил свой полный ассортимент цветов еще и в тюбиках и продавал бы их поштучно – это сделало бы их сильным конкурентом западных марок в России».

 

Треть – на экспорт

 

Сейчас около 30% продукции завода «Невская палитра» – это экспорт через сеть дистрибуторов в разных странах, включая всю Европу и США.

 

«В планах на 2016-20 годы не только увеличить объемы производства завода вдвое, но и существенно расширить географию зарубежных поставок. Например, наша продукция сейчас не представлена в странах Латинской Америки, а это очень интересный рынок, – рассказывает Ефим Загородников. – Выйти сюда непросто, так как, например, в Аргентине с целью сокращения объемов импорта и защиты национальных производителей применяются меры по ограничению ввоза товаров на территорию страны. Основные их них – предварительное декларирование импорта и необходимость компенсации импорта экспортом. Также в стране действует режим жесткого государственного регулирования валютного рынка. Из-за большого транспортного плеча между странами и высокой стоимости накладных расходов цена на продукцию «Невской палитры» здесь будет довольно высокой. Тем не менее, завод сейчас прорабатывает этот проект. Мы сейчас активно развиваемся в Азии, на Ближнем Востоке – у нас там появляется много партнеров, и будет еще больше».

 

Многие новые дистрибуторы и контракты появляются благодаря участию в специализированных международных выставках товаров для творчества и хобби и канцелярии, например, таких, как мартовская «Скрепка Экспо – 2016» в Москве или февральская Paperworld-2016 во Франкфурте-на-Майне, где продукция «Невской палитры» весьма успешно экспонировалась. Иногда дистрибуторы выходят с предложениями к заводу и напрямую.

Эталоны цвета. Некоторые планшеты используются с 1930-х годов

История в красках

 

Небольшая фабрика красок, построенная английским технологом Ю. Фридлендером, существовала на набережной Черной речки еще с 1900 года. В 1920 году завод национализировали, с января 1922-го здесь базировался завод красок и лаков «Строитель». В феврале 1932 года работники Третьяковской галереи обратились с письмом к наркому Климентию Ворошилову с просьбой организовать для советских художников производство материалов для живописи. На тот момент крупного завода в стране не было, а небольшие кустарные производства не могли обеспечить все потребности художников. Для больших экспозиций приходилось закупать краски за границей за валюту. Инициативу оценили как важную, и всего за два года было организовано производство, в том числе «с нуля» разработаны уникальные рецептуры, являющиеся закрытой информацией и «фирменным секретом» каждой фабрики художественных материалов в мире. Команда химиков, художников, материаловедов, технологов и инженеров провела действительно колоссальную работу: к 1934 году было создано уже 30 рецептур масляных красок. И уже 1 декабря 1934 года приказом наркома Григория Орджоникидзе Ленинградский завод художественных красок был внесен в реестр предприятий химической промышленности СССР. В 1935 году завод выпустил уже 72 тонны масляных красок – рывок был стремительным. Постоянным консультантом завода был профессор Академии художеств Дмитрий Киплик, председателем художественного совета – художник Исаак Бродский. К 1940 году здесь выпускали уже не только масляные, но и акварельные, и гуашевые, и темперные краски, а также сопутствующие материалы: масла, лаки, разбавители. В годы Великой Отечественной войны завод работал по заказам фронта, после 1945 года производство восстановилось.

 

С 2015 года предприятие преобразовано в АО, с 2004-го переименовано в Завод художественных красок (ЗХК) «Невская палитра», исторический логотип в виде красной палитры с буквами «ЗК» сохранен.

 

Материалы завода используют для выполнения самых ответственных работ, в том числе и для реставрации ценнейших произведений живописи и памятников архитектуры: собора Василия Блаженного, Большого Кремлевского дворца, храма Христа Спасителя, картин из собраний Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, древнерусских икон. Продукцию завода применяют мастера народных промыслов из Палеха, Мстеры, Холуя, Жостова, Павлова Посада, во множестве иконописных мастерских и церквей.

 

Сегодня завод «Невская палитра» занимает территорию около 2,5 га на набережной Черной речки (фактический адрес завода: улица Сердобольская, дом 68). Здесь также базируется мини-типография, есть собственная котельная, часть площадей сдается в аренду малым производствам. Однако адрес завода может измениться уже в обозримом будущем. Проанализировав опыт российских и зарубежных компаний, а также поддерживая городскую программу по выводу производственных предприятий за черту города, руководство завода рассматривает вопрос перебазирования и реформирования предприятия.

 

Развитие завода идет на собственные средства, без использования кредитов и господдержки. В сравнении с другими подобными производствами в России, у «Невской палитры» весьма высокая степень автоматизации процессов, у завода довольно много современного многофункционального оборудования. Производственная база существенно обновилась за последние четыре года, в этом году планируют закупить еще несколько современных машин. Специализированное оборудование для производства художественных красок практически не представлено на рынке, но если и встречается, то в силу уникальности стоит очень дорого. Поэтому инженеры завода зачастую адаптируют аналогичные линии из косметической, фармацевтической и кондитерской промышленности. Хотя доля ручного труда все еще велика: на производстве сейчас трудятся около 300 человек, и еще около 100 работают на складе.

 

На вкус и цвет

 

Современного оборудования требует в том числе и постоянно расширяющийся ассортимент. Особенно стремительно в последние годы растет спрос на новые типы красок для хобби: краски по ткани и для батика, витражные по стеклу и для росписи керамики, с декоративными эффектами (перламутр, металлик, флуоресцентные).

 

При этом завод не реализует краски и другие материалы под заказ в виде какого-либо опта, не как фасованную продукцию. Единственное исключение – спецзаказы от другого легендарного городского предприятия – Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода – на лак для деколирования фарфора. Однако завод открыт для предложений по контрактному производству и рассматривает это направление как одно из перспективных. Также у завода уже есть пример разработки красок промышленного назначения для выполнения общестроительных и реставрационных работ. В 2015 году в ходе реставрации убранства Екатерининского собора в Кингисеппе к специалистам предприятия обратились с просьбой воссоздать краски, аналогичные примененным еще во времена строительства собора в середине XVIII века. Специалисты выполнили образцы, палитру согласовали с профильным комитетом области, и результатом все остались довольны. Этот опыт может положить начало для освоения еще одной перспективной ниши, особенно в свете импортозамещения.

Знаменитая акварель «Белые ночи»

 

Производство как искусство

 

Соотношение объемов импортного и российского сырья у завода «Невская палитра» сейчас на уровне 70/30. Но этот баланс постепенно меняется в пользу отечественного производителя. Первые важные составляющие в составе любой краски – это пигменты – сухие, тонкоизмельченные порошки, придающие краскам цвет. Поэтому экскурсию по заводу начинают именно с цеха пигментов (само наличие такого цеха для подобных производств сейчас редкость, обычно пигменты закупают готовые). Здесь происходят самые «химические» процессы: в полутемном помещении жарко и шумно, здесь в реакторы строго по рецептуре отмеряют компоненты и после прохождения реакции химического синтеза, фильтрации и просушки получают осадок. Он или сам по себе уже может служить готовым пигментом, или отправляется на дополнительную прокалку в печи. В итоге пигмент по фактуре похож на засохшую растрескавшуюся почву. Его извлекают из емкостей и дробят в мелкий порошок на размольном оборудовании.

 

Продукция завода.
Акриловые витражные
краски «Decola»

Вторая главная составляющая краски –это связующее. В принципе, писать можно и самим пигментом, как раньше рисовали охрой или мелом, но без базы пигмент быстро осыплется, да и техника нанесения не слишком удобна, сильно ограничен спектр художественных приемов. Акварельные, масляные, темперные, гуашевые, акриловые – краски по типам как раз и различаются составом связующего.

 

Смешивание пигмента со связующим по классической технологии производится в трехвалковых краскотерочных машинах, представляющих из себя металлические или гранитные валы, приводимые в движение электродвигателем, и прилегающий к ним длинный нож. Краска механически перетирается из бака в бак за счет разной скорости движения трех валов: нижний вал вращается медленнее остальных, средний – в три раза быстрее, верхний – еще в три раза быстрее. Таким образом, происходит захват краски на валы, откуда она и снимается ножом.

 

«Некоторые из машин на краскотерке исправно работают еще с 1960-х годов и настолько надежны, что менять их просто нет необходимости. Но есть и совсем новые машины, в том числе и закупленные в этом году в Швейцарии, – продолжает Ефим Загородников. – Процесс перетира длительный, повторяется многократно. Количество перетиров зависит от структуры и смачиваемости пигмента, иногда достаточно и трех раз, а иногда и 30 маловато».

 

На производстве все еще много ручного труда, видно «вживую», как идет весь процесс, и в цехе перетира находиться очень интересно, радостно: повсюду стоит равномерный гул машин, сквозь огромные заводские окна проникают лучи солнца, на ближайшей к нам машине двигается по валам кадмий оранжевый, чуть дальше – кобальт синий, а рядом – английская красная и еще не меньше десятка цветов одновременно. Краскотерок в цехе меньше, чем цветов в палитре завода, поэтому краски на машинах производятся постепенно – от светлого к темному тону. Но для белил всегда зарезервирована отдельная машина – это строгое правило. Краску перетирают до тех пор, пока размер частиц в готовой смеси не достигнет определенной величины, определяемой лабораторными испытаниями. И так перетиром на «Невской палитре» производят все традиционные краски: акварельные, масляные, темперные, гуашевые.

 

Традиции и современность

 

Участок перспективных технологий новый – здесь изготавливают акриловые краски на основе акриловой дисперсии: 73 наименования, в том числе флуоресцентные, перламутровые и металлики. Благодаря использованию готовых пигментных паст можно использовать современную технологию, напоминающую промышленный миксер. Внутри специального аппарата – диссольвера, представляющего собой бак из нержавеющей стали с герметичной крышкой, расположены две «мешалки»: одна – якорная-прямая, подающая краску, вторая – фреза с загнутыми концами, благодаря которой при скорости вращения до 1,5 тыс. об/мин. внутри создается высокое напряжение, и частицы, сталкиваясь, разбиваются друг об друга. Чтобы избавиться от пузырей воздуха во взбитой массе, после смешивания произ- водится вакуумирование. Остается взять пробы для лаборатории, и акриловая краска готова к фасовке.

 

В светлом здании классической архитектуры, построенном еще в 1925 году, располагаются два самых важных отдела завода: научно-исследовательская лаборатория и отдел технического контроля. В химической лаборатории проводится тщательный анализ всего поступающего сырья, исследуются пробы пигментов и связующих в процессе изготовления красок, проверяется качество готовых красок. На одном из столов стоит миниатюрная краскотерочная машина, позволяющая сразу оценить, как пройдет перетир только что изготовленного пигмента и связующего. Также здесь есть центрифуга, тепловые шкафы, песчаные бани и все необходимые компоненты для проведения химических реакций. Но так как завод производит материалы именно художественные, определения одних лишь физико-химических свойств сырья или готовой продукции недостаточно. Пожалуй, самая главная характеристика – цвет! Важно сделать «накраски» – например, пробы пигмента специалисты вручную растирают здесь в краски на мраморных досках с помощью конусообразного камня «куранта», а затем медленно наносят кистью на бумагу. После высыхания результаты сравнивают с эталонами данного цвета и принимают решение о соответствии. Многие эталоны используют здесь еще с момента основания завода, относятся к ним особенно бережно.

 

Перетир краски на трехвалковой
краскотерочной машине

Если разрабатывается новая рецептура или поступает сырье от нового поставщика, краска должна пройти испытание временем и не изменить своих свойств. Таким образом, с момента разработки до поступления краски нового цвета в продажу может пройти и пол- года, и год. Ежедневно работая с красками, практически все сотрудники испытывают тягу к рисованию. Но собственного штата профессиональных художников на заводе нет. В этом направлении предприятие активно сотрудничает с Обществом акварелистов Санкт-Петербурга, специалистами Академии художеств, самостоятельными художниками.

 

Еще один из сохранившихся процессов ручного труда на заводе – фасовка акварели. В каждую кювету мастер накладывает с горкой краску и помещает планшет с десятками цветных коробочек в сушильную камеру. Упаковывают акварель в фольгу, совсем как конфеты – но этот процесс, впрочем, уже поручили машине.

 

Эскизы к импортозамещению

 

Возвращаясь к импортозамещению, стоит отметить, что основной компонент масляных красок – льняное масло – долгие годы завод традиционно закупает в Белоруссии. Смолы почти все импортные (Судан), только пихтовую смолу, как и пчелиный воск, применяют традиционно российские. Компоненты для производства пигментов: соли кадмия, кобальта и так далее, а также готовые пигменты поставляет в первую очередь петербургский завод «Пигмент» и другие компании со всей России. «Крупные химпроизводители в России еще сохранились, хотя не секрет, что многие российские производства долгое время были в упадке. Но сейчас они постепенно возрождаются, особенно в последние пару лет. Мы видим все большие возможности для сотрудничества с российскими предприятиями. Например, для изготовления акриловых красок нужна акриловая дисперсия, мы ее приобретаем в Германии. Но сейчас нам поступило интересное предложение из Дзержинска, мы тестируем сырье и, возможно, перейдем на отечественную продукцию», – рассказывает генеральный директор завода.

Марина Скляренко