Окно в будущее открыто

27/06/2018

Участники ВЭД рассчитывают на полноценное внедрение цифровых технологий при осуществлении внешнеторговых операций.

Прошедший в мае в Петербурге очередной экономический форум был насквозь пронизан цифровой повесткой, попыткой гармонично связать диджитализацию с тремя другими темами – экономикой доверия, человеческим капиталом и лидерством в новых условиях. Для нас, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), было важно понять, как цифровизация меняет логистическую отрасль в мировых масштабах, в рамках отдельных российских и зарубежных компаний, в условиях бурного развития Евразийского экономического союза, а также оценить прогнозы международных и отечественных экспертов относительно перспектив дальнейшего развития международных цепочек поставок товаров и услуг.

Репортаж из глобального разума

На панельной сессии «Глобальная экономика в эпоху изменений» одним из обсуждаемых вопросов стала ситуация, когда, несмотря на стремительное вхождение цифровизации во все формы логистики, в некоторых случаях она стоит так дорого, что товар перестает быть конкурентоспособным на рынке страны доставки, и торговля таким товаром становится просто невозможной. Для оценки важности «цифры» в мировой экономике приведу цитату вице-президента по Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка, Сирила Муллера: «Примерно 15,5% глобального ВВП связано с цифровой экономикой. Через пять-десять лет эта доля будет в районе 25%». Заместитель Генерального секретаря ООН Шамшад Ахтар считает, что автоматизация и роботы позволят пере- носить производство ближе к потребителю, а не туда, где дешевле рабочая сила. При таком решении затраты на логистику будут минимальны. Президент – председатель правления ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Александрс Исуринс считает, что улучшение логистики произойдет не за счет физического ускорения перемещения товара, но за счет сокращения сроков на стыках смены вида транспорта. «Необходимо, чтобы это происходило в рамках взаимодействия компаний друг с другом, причем по стандартным процедурам для любой компании из любой страны мира. Тогда произойдет реальное физическое ускорение», – считает Александрс Исуринс. Применительно к морской перевозке это становится абсолютно очевидным, ведь груз на судно нужно каким-то образом доставить, и, соответственно, после выгрузки с борта довезти потребителю. Александрс Исуринс привел яркий пример анализа достаточно простой цепочки поставок на основе прямой перевозки грузов между Китаем и Россией. В технологической карте такой перевозки будет присутствовать более 200 процессов. «Логистика низкомаржинальна. Главная возможность заработать сейчас – снизить издержки на 5-6% за счет ускорения и упрощения. На большом обороте для крупных перевозчиков это и будет заработком», – уверен он. Президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко уточняет, что цепи поставок зачастую нарушаются под влиянием административного или политического решения. На ярком примере введения санкций в отношении компании «РУСАЛ» он продемонстрировал, как цепочка поставок нарушилась, поскольку компания играла глобальную стабилизирующую роль в существовании всего рынка алюминия. Председатель – главный исполнительный директор группы DP World Султан Ахмед бин Сулайем, говоря о важности администрирования мировой логистики, обратил внимание на слишком большую долю бюрократии в этом процессе. Затрачивается много времени на собирание документов и разрешений. Все это несет дополнительные издержки и замедляет, собственно, сам процесс перемещения товаров. Важное замечание: процесс находится в прямой зависимости от всех вовлеченных в него, а не только госорганов.

Единственным участником сессии от лица государственных органов России стал руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин, который лаконично озвучил позицию ведомства: «Таможня должна быть умной, быстрой, информационно насыщенной и справедливой и активно содействовать бизнесу, который работает на той или иной территории». Важна роль ИТ-технологий и доступности информации, но необходимо понимать, что за каждую поставку отвечает конкретный человек. По мнению Александрса Исуринса, важно создать условия для того, чтобы транспортное и логистическое комьюнити работали синхронно и проактивно, и все это накрывалось информационной технологией. Такие цепочки поставок станут проще, а значит, эффективнее.

Свой путь или клонирование?

Россия стремительно интегрируется в Евразийский экономический союз, затрагивающий интересы пяти государств с совокупным населением 182 млн жителей. Стратегическим ориентиром должно стать создание на едином экономическом пространстве «собственного центра силы» – центра притяжения инноваций, инвестиций, высококвалифицированных кадров и производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Всемирный банк прогнозирует до 2025 года дополнительный прирост со- вокупного ВВП ЕАЭС до 1% в год, а также 8 млн рабочих мест и экономию на издержках для бизнеса 50 млрд долларов в год в случае реализации совместной цифровой повестки. Необходимо оценить, как такое объединение стран с большим спектром различий в экономике, географии и «цифровой продвинутости» намерено осваивать цифровую повестку. На поставленные вопросы должна была ответить панельная сессия «Цифровая повестка как фактор повышения конкурентоспособности ЕАЭС», модерировал которую председатель Коллегии ЕАЭС Тигран Саркисян.

Понятно, что общие тренды полностью конгруэнтны мировым, и мне бы хотелось отметить только те мысли экспертов, которые касаются напрямую ЕАЭС, и советы, исключительно данные функционерам содружества. В частности, первый заместитель премьер-министра Казахстана Аскар Мамин сделал акцент на том, что эффект цифровизации кроется в эффекте масштаба. Реализация проектов в рамках всего ЕАЭС позволит быстрее получить масштаб роста всех экономик стран-участниц. В Казахстане уже принята программа развития «Цифровой Казахстан». Для своей страны Аскар Мамин видит ежегодное двукратное увеличение объема транзитных перевозок за счет развития транзитного потенциала, электронного документооборота и внедрения цифровых технологий. Тигран Саркисян особо подчеркнул важность всех реформ, которые проводит Россия, так как это отражается на деятельности всех стран и по своей значимости выходит за рамки национальной повестки. Четким и подробным стало выступление заместителя председателя правительства России Максима Акимова. Цифровая интеграция на пространстве ЕАЭС выделена особым пунктом в майском Указе Президента России № 204. Задача заключается в выработке национального механизма и его внедрения, а также построения согласованной цифровой политики государств-членов ЕАЭС. «Невозможна интеграция ни в од- ном отраслевом направлении, если под ней не будет лежать основательного цифрового базиса. Бесшовное перемещение товаров, финансов, работ в современном мире невозможно без этой цифровой подложки. В первую очередь, это не способность обеспечить перетоки товаров и услуг, а способность обеспечить перетоки данных. К счастью и к сожалению, окно возможностей не будет длиться вечно», – говорит Максим Акимов. Решения с учетом национальных интересов государств-членов ЕАЭС, продвигаемые с российской точки зрения, подразумевают в первую очередь определение подходов к идентичности граждан, товаров, бизнес-процессов сделок для того, чтобы создать единую цифровую среду доверия. Среду, когда электронная подпись и другие цифровые идентификаторы, валидные в одном государстве по определению цифровых сделок, признаваемы в другом государстве. Важным критерием является нормативно-правовое регулирование. В его «мягком варианте» – по выработке наднациональных рекомендаций, которые с той или иной степенью глубины могут быть внедрены в государствах. Подобный опыт имеется в Евросоюзе, и он должен быть внимательно изучен. «Много говорилось о масштабе. Мы пятые по покупательной возможности нашего объединения. Когда мы говорим про Индию и Китай, нам не надо смущаться масштаба. Поэтому я смотрю с оптимизмом в будущее», – резюмирует Максим Акимов. Сегодня в ЕАЭК создан цифровой офис, куда вошли лучшие специалисты цифровой повестки из всех стран-участниц, которые отбирают лучшие инициативы как от государств, так и от частного бизнеса, получающие финансирование.

Реалии таковы

Федеральная таможенная служба (ФТС) России проводит большую работу по созданию и совершенствованию цифровых сервисов. Декларирование товаров происходит только в электронном виде. Развиваются платежные сервисы. Создан личный кабинет участника ВЭД. Больше всего вопросов у бизнеса вызывает неэффективное построение «единого окна». Ярким примером является «Портал Морской порт». На протяжении трех лет Гильдия «ГЕРМЕС» является активным участником процесса выработки предложений профессионального сообщества по совершенствованию данного программного комплекса. Работа ведется в плотном взаимодействии в первую очередь с Балтийской таможней. Мы четко осознаем, что портал разрабатывается в основном в интересах интеграции в систему других государственных контролирующих органов. Такой подход, несомненно, совершенствует инструментарий госконтроля, при этом из-за отсутствия в процессе других участников морской перевозки и перевалки грузов, реального упрощения и ускорения практически нет. Ряд операторов вообще считает создание электронного вида сведений о товарах дополнительной нагрузкой, пока в ходу по-прежнему огромные пакеты бумажных документов. В этой связи Гильдия проводит планомерную работу по созданию Координационного органа (подобие порт-комьюнити) для учета интересов всех участников морской перевозки. Международный опыт на примере порта Гамбурга ярко демонстрирует, как можно создать эффективную работу порта, когда за его развитие отвечает администрация города, а интересы всех госорганов и бизнеса учтены в рамках согласованных процедур в цифровом пространстве «единого окна». Отрадно, что на расширенном заседании Консультативного совета по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов поддержал инициативу бизнеса по созданию координационного совещания всех заинтересованных структур в Большом порту Санкт-Петербург, с целью улучшения работы государственных и коммерческих сервисов для упрощения процедур, сокращения времени обработки грузов. Именно такие меры позволят сделать порт более привлекательным. Таможенная служба России добросовестно строит цифровую среду, отвечающую интересам ведомства и иных государственных контролирующих органов по контролю за перемещением товаров через таможенную границу. Регуляторная функция режима границы может притягивать товары в страну, а может уводить в обход, как сейчас, – в прибалтийский транзит. По мнению профессионального сообщества, все государственные технологические решения должны быть конгруэнтны с реальными бизнес- процессами. Именно такой путь мы считаем балансом сил, позволяющим сделать экономику конкурентоспособной, а страну инвестиционно привлекательной. В качестве простого вывода отмечу, что, конечно же, цифровизация неизбежна и глобальна, но человеческий фактор в построении диджитального пространства неоспорим. И еще одним важным аспектом всегда будет правильное правовое регулирование всех процессов.

Роман Козлов
Теги: