Одна из десяти идей, которые изменят мир

13 декабря 2016 в 09:25

Именно так в 2011 году американский журнал «Time» назвал концепцию экономики совместного потребления или «шеринга». В действительности, в последние несколько лет идея сверхпотребления переживает серьезный кризис. Всё больше людей вместо того, чтобы забронировать гостиницу, предпочитают снять квартиру или комнату у местных жителей на время пребывания в стране или городе. Появляются магазины, которые не продают товар, а дают им воспользоваться за фиксированную цену. Многим гораздо комфортнее во время дальнего путешествия стать попутчиком случайного водителя, с которым им по дороге, заплатив ему за бензин, что чаще дешевле билета на самолет или поезд. Развитию тенденции поспособствовали Интернет и инновационные технологии, создав для людей больше возможностей совместно пользоваться или делиться чем угодно: вещами, ресурсами, услугами.

 

В начале 2000-х годов, когда шеринг уже активно использовался в европейских странах с развитой экономикой, в Нидерландах произошел курьезный случай. В аэропорту Амстердама во время ожидания своего рейса познакомились двое: он и она. Оба летели в Нью-Йорк. Он там жил, она ехала по делам. Незадолго до этого, воспользовавшись сервисом аренды автомобилей и квартиры на период командировки, она забронировала автомобиль и жилье. Конфуз ситуации заключался в том, что по прибытии в пункт назначения выяснилось, что человеком, предоставившим свой автомобиль и квартиру, оказался именно ее случайный попутчик. Так ли уж тесен мир? Или иначе в этой стране и случиться не могло?

 

По данным американских экспертов, в развитых странах Запада в системе шеринг-экономики занято почти все взрослое население. И это работает. Не только работает, но и приносит доход. Но способна ли прижиться такая концепция в России и как можно ее встроить в и без того сложную структуру отрасли event-индустрии и инсентив-туризма?

 

Сразу напрашивается положительный ответ. «Ведь первые проекты международного уровня, основанные на принципах sharing economy,  сегодня уже превратились в бизнес-гигантов. Самый яркий пример – «Uber-такси», чья капитализация в 2015 году составила $ 51 млрд, что, кстати, больше, чем у «Газпрома» ($ 44,3 млрд), - рассказывает известный урбанист Павел Акимов. - На этом фоне стали появляться и отечественные провайдеры - «Довезу!», «Подвезу», «Попутчик» и многие другие. Их принцип работы соответствует принципам совместного потребления. С помощью другого сервиса – Blablacar  – люди экономят на совместных поездках уже между городами. Принцип тот же: водители, у которых есть в машине свободные места,  ищут попутчиков, чтобы окупить дорогу. Со временем в Россию даже пришел самостоятельный термин – каршеринг» (от англ. car sharing).

 

Однако стоит оговориться, что пример каршеринга не является лекалом для всех остальных сфер человеческой жизни. Вообще, совместная экономика в нашей стране рассматривается как угроза большими компаниями. Набирающие популярность шеринг-конкуренты воспринимаются компаниями-гигантами как угроза своим сетям сбыта продукции и услуг. Отечественный крупный бизнес пока, к сожалению, не готов принять курс на то, чтобы не душить совместную экономику, а участвовать в ней, извлекая максимальную выгоду.

 

Вернемся на мгновение в США. Информация к размышлению: десять-пятнадцать лет назад в этой стране насчитывалось 250 миллионов автомобилей, которые не использовались 92% времени, то есть стояли на парковке или в гараже. И что же мы видим сегодня: 78% жителей США заявляют, что они не против предоставить свои вещи в совместное пользование незнакомым людям. Другими словами, 4/5 ранее незадействованных автомобилей могут найти или уже нашли себе применение.

 

Рассмотрев аналогичную ситуацию в России, каждый образованный человек задаст вопрос: а как на это посмотрит российское налоговое законодательство? Что получит государство от подобных сделок в формате «обмена» услугами или товарами?

 

Ответ и тут прост. По мнению руководителя сервиса «Делимобиль» Станислава Грошова, во-первых, любой акт сдачи в аренду автомобиля или квартиры, стиральной машины или лампочки должен быть документально зафиксирован на бумаге в виде договора аренды. Во-вторых, ослабление контроля со стороны государства – это не так уж и плохо. Государство может эффективно контролировать небольшое количество сконцентрированных в одном месте ресурсов. Например, если есть одна успешная компания, которая зарабатывает миллиард – ее можно, так или иначе, контролировать. Но если есть сто тысяч человек, которые индивидуально зарабатывают по сто тысяч – их уже очень трудно контролировать. Другими словами, этот процесс распада корпораций на тысячу маленьких индивидуальных исполнителей позволит сократить контроль государства до разумных пределов, когда государство перестанет подавлять инициативу людей. Это естественная эволюция человека, общества, бизнеса.

 

Как все это отражается на event-индустрии и деловом туризме? Не секрет, что люди отказываются от личных автомобилей. Они дорогие, найти парковочное место трудно и ни дня без пробки. В наше время многие — особенно среди молодежи — все чаще предпочитают пользоваться общественным транспортом. А когда им нужна машина, они берут автомобиль в аренду.


«Крупные компании, такие как IBM или Bayer AG, уже взяли на вооружение эту тенденцию. Помимо все еще действующего автопарка и наличия специальных тарифов с компаниями по прокату автомобилей, они заключили соглашения и со специалистами из мира каршеринга, которые предлагают концепции для сферы B2B, - рассказываетвладелец Barczaitis GbR Business Support,
директор по развитию АБТ-ACTE Russia Винфрид Баркцайтис. - Просто осуществить трансфер из аэропорта на совместно используемом автомобиле гораздо выгоднее, чем на служебной машине, прокатном авто или такси». 


Компания Bayer пошла еще дальше: они работают с идеей совместного пользования велосипедами, поскольку кампус компании очень большой — и добираться из пункта А в пункт B на велосипеде намного быстрее и удобнее, чем на других транспортных средствах. 


Другой пример экономики совместного пользования, просачивающиеся в мир event-индустрии, представлен сервисом «Airbnb». Остановиться в поездке в домах местных жителей делается популярной альтернативой размещения в отелях или хостелах. Во время ярмарок и выставок жители многих городов сдают комнату, либо большую часть своей квартиры или дома деловым туристам. Не секрет, что наибольшее распространение данная услуга получила в феврале 2014 года в городе Сочи. Но «старая экономика» в лице гостиничной индустрии в России пытается подавить таких игроков рынка. Да, у частных домов нет систем пожарной сигнализации и контроля доступа в здание, а еще – опять тот же вопрос – не все платят надлежащий налог на свой доход.


«Единственное решение, которое я вижу, в том числе для сферы деловых поездок и ивентов, — подготовиться, - размышляет руководитель проекта Tvil.ru Алексей Черепахин. - Ведь для менеджеров с этими новыми методами приходят и различные трудности, связанные с конфиденциальностью, «duty of care», управлением данными и закупками. И это далеко не весь перечень.
Поэтому необходимы четкие концепции, с какими уже работают IBM и Bayer AG. Все используемые сервисы и системы дистрибуции должны соответствовать правилам и нормам, которые компания устанавливает, отправляя в командировки своих сотрудников. Предоставляемые услуги должны быть безопасными — и чтобы в этом убедиться, нужно все тщательно исследовать. И, безусловно, не все, что доступно и возможно для частного путешествия, может или должно быть использовано для деловых поездок».

 

По мнению менеджера по развитию сервиса «Airbnb» Александра Жидкова, реалии таковы, что сегодня в  «sharing economy» вовлечена лишь самая продвинутая часть россиян – в основном, жители мегаполисов, образ жизни которых ближе к европейскому, чем к среднероссийскому.  «У нас репутация стоит дешевле, чем в тех странах, где уровень доверия выше. Как только количество обманов в этой системе перевалит за некую критическую отметку, система распадется. Пока мы в самом начале этого пути, но со временем подобные услуги будут только развиваться. Скорость, с которой новый способ мышления выходит на арену индустрии встреч, может отличаться в зависимости от культуры стран и внутрикорпоративной культуры отдельных компаний», - подчеркивает эксперт.

 

Хочется верить, что эта новая реальность наступит и наиболее перспективные управленцы начнут принимать ее во внимание уже сейчас.

 

Добавим, принципы применения инструментов экономики совместного потребления вevent-индустрии и деловом туризме будут обсуждаться российскими и зарубежными экспертами отрасли на VI Евразийском Ивент Форуме 18-20 января 2017 года в Конгрессном центре «Петроконгресс».