На пути в лидеры

13 ноября 2016 в 18:17

Михаил Веричев: «Санкт-Петербургу необходимо развивать событийные мероприятия, чтобы расширить границы туристического сезона».

 

«Высокий» летний сезон 2016 года оказался исключительно удачным для гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга. Заполняемость гостиниц доходила в отдельные периоды до 100%, что, конечно, не могло не сказаться на появлении оптимистичных прогнозов в отношении последующих лет. В интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» генеральный директор AZIMUT Отель Санкт-Петербург Михаил Веричев рассказал о том, как конкуренция влияет на качественный рост гостиничного сегмента, и поделился мнением о перспективах развития в Северной столице делового туризма.

 

– Как вы оцениваете итоги «высокого» сезона 2016 года в целом для гостиничного сектора Санкт-Петербурга и для AZIMUT Отель Санкт-Петербург в частности?

 

– Санкт-Петербург уже второй год подряд входит в тройку самых интересных туристических направлений России, по данным одного из самых посещаемых сервисов поиска и бронирования отелей. Рейтинг, который уже представлен широкой общественности, составлен по данным поисковых запросов, бронирования отелей и апартаментов с 1 июня по 31 августа 2016 года. По данным статистических исследований, летом в Петербург приезжали в среднем на четыре дня.

 

Если говорить о внутреннем туризме, то наиболее частые гости в Петербурге – из Москвы, Уральского федерального округа, Южного федерального округа. Можно сказать, со всей России. Что касается туристов из-за границы, то очевиден рост турпотока из азиатских стран. К примеру, в нашем отеле летом мы принимали туристов из Индии и Пакистана, в полтора раза вырос турпоток из Китая. И это, кстати, немного неожиданный результат – в целом загрузка нашего отеля была примерно на 20% больше, чем мы прогнозировали в начале года.

 

Но как есть повод для позитива, так есть цифры и негативные. К примеру, наблюдается снижение туристического потока в «низкий» сезон. Значительно уменьшилось количество бронирований для организованных детских групп, которые приезжают в Петербург в дни школьных каникул. Это повод более гибко выстроить взаимодействие с туроператорами, предпринять другие меры, которые обеспечат хорошую экономику гостиничного бизнеса. В частности, разрабатываем специальные пакетные предложения по пансиону и полупансиону, которые будут предложены гостям AZIMUT Отель Санкт- Петербург уже в следующем году. Активно работаем в интернет-пространстве, обновили сайт, у туроператоров появилась возможность напрямую бронировать гостиничные номера.

 

В целом следующий летний сезон, как мне представляется, тоже будет хорошим. Он вряд ли покажет взрывной рост, как в 2016 году, но останется на высоком уровне. Мы будем также популярны для гостей из Азии, кроме того, мы рассчитываем на восстановление туристического потока из Европы. В этом году AZIMUT уже принимал туристические группы из Польши и Италии.

 

– AZIMUT Отель Санкт-Петербург является одним из значимых игроков на рынке конгрессно-делового туризма…

 

– Да, у нас, пожалуй, одно из лучших предложений для тех, кто проводит различные деловые мероприятия, – 18 конференц-залов площадью от 38 до 2,5 тыс. кв. м. Конференц-зал AZIMUT – один из самых крупных в Петербурге, если говорить о деловых площадках, расположенных в гостиницах.

 

По оценке петербургских компаний, объем рынка деловых встреч России составляет порядка 10-15 млрд рублей, московские компании говорят о цифре порядка 20 млрд. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме рынка конгрессно-выставочных услуг России составляет 21-30%, это приблизительно на уровне прошлого года.

 

К сожалению, пока деловой, или, скажем так, событийный, туризм переживает в Санкт-Петербурге спад. Есть два месяца – июнь, Петербургский международный экономический форум, и сентябрь, когда после отпускного летнего периода проводится много мероприятий. Все остальные месяцы слабо востребованы. По многим показателям – площади, которые сдаются в аренду под деловые мероприятия, число российских и международных участников – наблюдаем цифры спада. И не видим четкой статистики по событийному туризму. Событийный календарь Москвы нам, петербургским участникам рынка, найти гораздо проще, чем календарь Петербурга. Да, в городе специально создано конгрессно-выставочное бюро, и мы рассчитываем, что уже в краткосрочном периоде появятся как статистические данные, так и перспективные ожидания. Было бы прекрасно, если Комитет по туризму Санкт-Петербурга станет уделять больше внимания именно событийному туризму. Санкт-Петербургу необходимо развивать событийные мероприятия, чтобы расширить границы туристического сезона.

 

Меры развития поддержки делового туризма не новы. Это продвижение города как конгрессно-выставочной дестинации, облегчение визового режима – хотел бы напомнить, что уже давно обсуждается возможность безвизового въезда сроком на 72 часа не только туристам, прибывающим в Санкт-Петербург морским путем, но и тем, кто приезжает в город другими способами. Важный фактор – участие в различных международной рейтингах, к примеру в рейтинге Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA). Собрали данные, предоставили информацию – улучшили место в рейтинге, повысили интерес потенциальных заказчиков деловых мероприятий.

 

Мы как гостиница, активно работающая в сегменте конгрессного туризма, активно развиваемся, создавая конференц-пакеты, которые пользуются хорошим спросом, так как при сопоставимом с предложениями других гостиниц качестве мы стараемся предлагать более интересную для заказчика цену.

 

– Как на федеральном, так и на региональном уровне обсуждаются новации, связанные с индустрией гостеприимства. На ваш взгляд, какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить качественный рост на рынке гостиничных услуг?

 

– Прежде всего, нужны четкие правила игры. Индустрия гостеприимства – одно из перспективных направлений развития экономики, поэтому нужно всегда помнить, что гостиничный комплекс включает в себя несколько видов деятельности: размещение гостей, питание и т.д. и поэтому не во всем соответствует классическому бизнесу, финансовая деятельность гостиниц имеет ряд особенностей. Более высокие расходы, которые инвестор тратит на эксплуатацию гостиницы, повышает сроки окупаемости проекта – они выше, чем в других сегментах недвижимости. Конечно, можно называть идеальный срок окупаемости в пять лет, но в реальности – это от 10 лет и выше с начала строительства – или реновации – объекта.

 

Основным препятствием на пути роста гостиничного рынка я бы назвал отсутствие апробированной для гостиниц системы налогообложения. Есть много способов преодолеть это препятствие, тому свидетельством международный опыт налогообложения. Ввести специальные налоговые режимы, льготы по отдельным налогам, оптимизировать систему налогообложения, реформировать гостиничный сектор, в том числе через объединение в гостиничные сети или через деление на малые гостиницы.

 

Давно замечено, что создание малых гостиниц позволит качественно расширить выбор мест проживания и отдыха для зарубежных и российских гостей Санкт-Петербурга. Но те предприниматели, которые занимаются и займутся малым гостиничным бизнесом, не должны забывать про важные принципы работы. В первую очередь, и это активно обсуждается в экспертном сообществе, малые гостиницы должны стать органической частью градостроительного облика города и быть максимально приближены к объектам показа и зонам повышенного туристского интереса. Функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом специфических технологий в малом гостиничном бизнесе.

 

– Зачем руководителю одной из крупнейших гостиниц Санкт-Петербурга ратовать за расширение сети мини-отелей, ведь это рост конкуренции на рынке?

 

– Да, конкуренция возрастет, гость будет выбирать между мини-отелем и одним из 1033 номеров AZIMUT Отель Санкт-Петербург. Но для нашей гостиницы это хороший повод стать еще более конкурентоспособной, внедрить новые услуги и стандарты, работать над совершенствованием своей бизнес-модели. Мы качественная трехзвездочная гостиница, и мы востребованы. А в целом для рынка появление новых гостиниц, как сетевых, так и малых, станет благоприятным событием.

 

– Классификация гостиничных услуг – одна из наиболее обсуждаемых тем среди участников гостиничного рынка. На ваш взгляд, что необходимо изменить в подходах к этому процессу?

 

– Есть несоответствие стандартов современным реалиям. Нельзя оценивать городскую гостиницу и гостиницу в курортной зоне по одному и тому же стандарту. Зачем, условно, 14 вешалок на место в номере городского отеля, где среднее время проживания всего полтора дня? Архаизм, на мой взгляд, и стандарт, требующий наличия телефона коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле). Им все равно мало кто пользуется в современных условиях. Большой вопрос по ранжированию площади номеров – есть стандарт, что гостиница, претендующая на четыре звезды, должна иметь номера категории «студия» площадью не менее 25 кв. м. AZIMUT – активно развивающаяся российская сеть, уже имеющая свои отели в Германии и Австрии, как и любая международная сеть, имеет уже свой сетевой стандарт, который отличается.

 

И, по нашему сетевому стандарту, площадь номеров начинается от 17 кв. м. Это удобный номер категории Смарт. И у нас практически нет негативных отзывов о размере номера.

 

К слову, мы предполагаем войти в сегмент отелей «четыре звезды», это интересно с точки зрения развития бизнеса, но пока это лишь в долгосрочных планах.

 

– А какие планы на среднесрочный период?

 

– AZIMUT Отель Санкт-Петербург должен стать лидером среди городских отелей в среднем ценовом сегменте. По качеству услуг, по соотношению цены и качества. И, конечно, мы намерены укрепить свои позиции на рынке делового туризма. Постоянно участвуем в различных выставках как в России, так и за рубежом, заключаем прямые контракты и с туристическими агентствами, и с компаниями, которые проводят конференции.

Сергей Шестаков