На гребне глобализационной волны

28 мая 2017 в 09:04

Фото: 
com-stol.ru

Бурное технологическое развитие и глобализация повышают доступность Китая для бизнеса. Но для того чтобы застолбить место на азиатском рынке, российским предпринимателям необходимо не только производить качественную продукцию, но и уметь ее продвигать, используя цифровые технологии.

До последнего времени Китай преимущественно воспринимался бизнесом как мировая фабрика. Поднебесная делала акцент на производстве и покупке товаров, но практически не уделяла внимания логистике. Однако на протяжении последних лет устоявшаяся модель развития Поднебесной начинает трансформироваться, что станет предметом обсуждения VIII Российско-Китайского форума Business With China.

«Китай не только производит товары, но хочет целиком контролировать их доставку, реализацию, формировать всю цепочку цен и даже размещать свои производства за рубежом из-за подорожания производства в самом Китае», – рассказывает российский востоковед, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель Школы востоковедения Алексей Маслов.

По мнению эксперта, Китай сохраняет готовность приобретать товары в других странах, но считает необходимым диверсифицировать поставщиков. Поэтому, несмотря на то что Россия располагает широким ассортиментом товаров, отечественный бизнес с большим трудом пробивается на китайский рынок. Формально экспорту продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции и натуральной косметики ничего не мешает. Однако на практике российским компаниям не удается закрепиться на китайском рынке из-за сложной системы лицензирования, наличия квот на определенные группы товаров и плохой информированности. Тогда как китайские предприятия без проблем приходят в Россию и методично покупают продукцию, диктуя свои цены, резюмирует Алексей Маслов.

Перепрыгнуть барьер

Во многом перспективы выхода на китайский рынок будут зависеть от поступательного развития двусторонних отношений. Однако при отсутствии грамотного бизнес-плана, сертификации, понимания системы платежей, принципов инвестирования и репатриации капитала закрепиться в азиатском регионе не получится, убежден Алексей Маслов. «В Китае сегодня возникло множество компаний, которым не нужно обязательного одобрения государства на взаимодействие с зарубежными рынками. Все решает бизнес-интерес, прибыль, ясность предложения. А вот российские компании не успели перестроиться. Им кажется, что для развития двусторонней торговли достаточно сотрудничества на межгосударственном уровне», – заключает он.

Одним из способов снизить барьеры для входа на рынок Поднебесной все больше и больше становятся современные технологии. Глобализация и развитие высоких технологий стирают границы между странами и делают новые рынки более доступными, считает генеральный директор Международной торгово-транспортной компании DELASIA Сергей Алмазов.

«Развитие новых технологий открыло доступ на международные рынки не только крупным компаниям, но и представителям малого и среднего бизнеса. Современные инструменты бизнес-коммуникаций позволяют выходить на новые рынки сбыта, начинать работу с партнерами – поставщиками и клиентами, находясь в любой точке мира», – подтверждает управляющий партнер Vector Group of Companies Альфред Хамзин.

Значимым для развития международной торговли трендом он называет сочетание онлайн и офлайн. В частности, такой принцип лежит в основе O2O-платформы VectorTrade, направленной на поиск дистрибуторов на зарубежных рынках. Офлайн-часть модели O2O дает возможность предоставлять образцы продукции для изучения на отраслевых выставках, в то время как остальная часть продвижения товара и выстраивания коммуникаций с потенциальными партнерами осуществляется в онлайн-режиме.

Игра вдолгую

Другое последствие проникновения высоких технологий – увеличение скорости ведения бизнеса. Те крупные игроки, которые еще этого не осознали, скорее всего, потеряют лидерские позиции уже в ближайшей перспективе.

«Отсутствие гибкости и желания меняться ведут к тому, что на рынок приходят молодые игроки без столь «богатого опыта» или даже производственной базы, но понимающие спрос и готовые всячески его удовлетворить. Не имея цехов, они заказывают несколько образцов на каком-то производстве, презентуют их на отраслевых выставках и получают предзаказы. Крупный же бизнес продолжает мечтать», – предупреждает Альфред Хамзин.

При этом стоит отметить, что использование новых технологий способно упростить работу на новых рынках, но далеко не всегда является гарантией успеха. «Убеждение, что ключевая задача компании – произвести продукт без его продвижения, является заблуждением, так же как и устаревшие представления российского бизнеса о маркетинге. О digital-продвижении слышали многие, но представление о том, как это работает на практике, есть лишь у единиц», – резюмирует Альфред Хамзин.

Сергей Алмазов добавляет к числу препятствий для работы на китайском рынке менталитет: «Раньше в выстраивании коммуникаций с потенциальными партнерами из Китая требовалось обязательное участие третьих лиц, многие вопросы решались через связи и личные знакомства. И это по-прежнему остается очень важной составляющей, заменить которую Интернет, в силу различий менталитетов, полностью не сможет. Однако он позволяет находить потенциальных интересантов, с которыми можно продолжить личное общение».

Надо понимать, что процесс выхода на рынок Китая даже в столь стремительно меняющемся мире – игра вдолгую, продолжает Сергей Алмазов. «Тем не менее, китайский рынок имеет очень большие перспективы, поэтому необходимо запасаться терпением и действовать», – резюмирует он.

Елена Танажко