Морем дозволено

22 ФЕВРАЛЯ 2016 В 18:19

Транспортные компании вынуждены искать обходные маршруты по доставке грузов в Европу и обратно из-за отсутствия разрешений на проезд через Польшу. Конфликт стимулирует запуск паромной переправы из Калининградской области в Германию

 

Первого февраля остановился грузовой автотранзит между Россией и Западной Европой через Польшу. Россия не пропускает польские грузовики на свою территорию, а Польша – российские. Страны не смогли договориться о количестве разрешений для грузовых автомобилей на транзитные перевозки из третьих стран. Польша требует 100 тыс. разрешений на год (так называемых дозволов от польского dozwole – разрешение), Россия с этим не согласна, считая эту квоту чрезмерной и упрекая поляков в том, что они хотят перекроить рынок в пользу своих автоперевозчиков. В прошлом году полякам было выдано 69 тыс. трехсторонних разрешений, нашим – 40 тыс.

 

В свою очередь поляки недовольны принятыми Россией в конце прошлого года некоторыми нормативными актами, касающимися определения статуса перевозки. В частности, в России с 1 января 2016 года начали действовать поправки к федеральному закону № 362 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Они упорядочили контроль за перевозками иностранными перевозчиками грузов из третьих стран. Раньше груз, который, например, шел в Россию из Германии, перегружался в Польше и шел уже как польский груз и, соответственно, оформлялся как попадающий под льготный двусторонний режим перевозки. Поправки эту лазейку прикрыли: факт происхождения груза теперь нужно подтвердить кипой документов. Кроме того, значительно выросли штрафы за нарушение законодательства – до 400 тыс. рублей.

 

Похожая ситуация, кстати, возникала в начале 2011 года – тогда Россия и Польша также не смогли вовремя урегулировать вопросы продления соглашений на перевозки. В результате калининградские транспортные компании из-за особого географического положения региона пострадали больше всех.

 

Калининградской области международные проблемы коснулись в первую очередь, поскольку самый короткий путь из региона в страны Западной Европы лежит через Польшу. Еще в конце января начались межгосударственные переговоры, которые к ощутимым результатам пока не привели. Договорились лишь о том, чтобы дать грузоперевозчикам полмесяца на то, чтобы вернуть свои фуры на родину.

 

« До 15 февраля все фуры, которые находятся в Европе, должны были вернуться в Калининград. По моей информации, все вернулись», – говорит председатель Комитета по транспорту и таможенной политике Торгово-промышленной палаты (ТПП) Калининградской области Леонид Степанюк.

 

Кстати, с прошлого года у калининградских транспортных компаний остались нереализованными около 5 тыс. разрешений. Была надежда, что их удастся пролонгировать на 2016 год. Однако поляки с этим предложением не согласились.

 

 

Курс на Клайпеду

Из-за отсутствия «дозволов» калининградские транспортные компании вынуждены были переориентироваться на отправку грузов через Литву, точнее, через паромную линию Клайпеда – порты Германии. В результате в литовском порту образовались внушительные очереди из большегрузных автомобилей. По оценке Леонида Степанюка, в ожидании парома можно простоять и неделю, и десять дней. Очереди еще больше увеличились после того, как российские фуры начали блокировать на Украине. Порты Прибалтики (кроме Клайпеды, фуры идут также в латвийские Вентспилс и Лиепаю) стали чуть ли не единственным «окном в Европу» для российских грузовиков, не считая портов Ленинградской области.

 

Разумеется, все это отражается как на сроках доставки грузов, так и на стоимости.

 

«Судите сами, если сухопутный маршрут через Польшу, например, в Германию нам обходится в среднем 900 евро за автопоезд (в зависимости от груза его грузоподъемность составляет от 16 до 21 тонны. – «Эксперт С-З»), то доставка паромом через Клайпеду стоит уже 1600 евро», – говорит Леонид Степанюк.

 

На конечной цене товаров для калининградских потребителей это также отражается, хотя и несущественно. Стоимость отдельных товаров в феврале выросла максимум на 5%. Столь небольшое повышение связано с тем, что, как поясняют представители логистических компаний, доля транспортных расходов в цене товара не превышает 10%.

 

 

Проблему решат паромы

По мнению калининградских транспортников, пока не достигнуто окончательных договоренностей с Польшей, проблему могла бы решить паромная линия, соединяющая Калининградскую область с портами Германии. Разговоры об открытии линии идут давно, еще до кризиса с «дозволами», но решение принято только сейчас. «Договорились с Минтрансом РФ о постановке на линию Балтийск – Засниц дополнительных паромов, – написал в «Твиттере» калининградский губернатор Николай Цуканов 11 февраля. – Это позволит обеспечить грузосообщение региона с Европой, минуя Польшу». Кстати, паром в наличии есть, в настоящее время он находится в Усть-Луге и в двадцатых числах февраля должен прибыть в Балтийск.

 

«Конечно, это немного разрядит ситуацию, – продолжает Леонид Степанюк. – Цена доставки хоть и снизится по сравнению с той, которую платим, доставляя груз через Клайпеду, примерно на 30%, но все равно она будет выше, чем у сухопутного маршрута. Поэтому вопрос с польскими «дозволами» нужно решать в любом случае. Очередные переговоры пройдут на этой неделе».

 

Однако, как признаются калининградские перевозчики, один паром транспортные проблемы Калининградской области не решит. Это понимают и в правительстве области. Еще в конце прошлого года чиновники совместно с ТПП вышли с предложением к Минтрансу России о строительстве на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде двух новых паромов. Об этом, в частности, шла речь во время визита в Калининград в начале февраля заместителя главы Минпромторга России Дмитрия Овсянникова.

 

«Минтранс говорит, что паромы нужны, – комментирует губернатор Николай Цуканов. – Сейчас решается вопрос, где взять деньги. На комиссии у Медведева (межправительственная комиссия по вопросам развития Калининградской области под председательством премьер-министра России пройдет в Калининграде 26 февраля. – «Эксперт С-З») мы должны получить ответ. Есть решение Совета безопасности по этой теме. Паромы нам крайне необходимы, чтобы обеспечить транспортную безопасность региона. И Рогозин, и министр промышленности считают, что будет справедливо, если эти паромы будут построены в Калининградской области. Соответствующая компетенция у нас есть».

 

Новые паромы будут еще больше востребованы через два года. Дело в том, что скоро начнется строительство нового паромного терминала в Пионерском на северном побережье Калининградской области. Проект планируется реализовать к чемпионату мира по футболу 2018 года. Несколько матчей турнира, напомним, пройдут в Калининграде.