Мир меняет логистику

27.11.2018

Издревле обмениваясь товарами, а затем, торгуя ими, люди несли с собой новую культуру, обычаи и технологии. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов. На торговых путях вставали города, развивалась инфраструктура, ускорялся прогресс. Появлялись юридические документы по сопровождению товаров, выстраивалась система страхования.

Усиливалась конкуренция. Войны стали эффективным, но не единственным способом устранения торговых конкурентов. Мир стал оказывать влияние на логистику. Начали применяться протекционистские тарифы и импортные квоты. Сегодня мы видим, как помимо санкций в отношении России и ответных мер с нашей стороны, разворачиваются полноценные торговые войны между материками и объединениями стран. Причем, последнее время подобные события происходят непредсказуемо. Примером может служить страница в фейсбуке президента США Дональда Трампа. Она – кладезь сюрпризов мирового масштаба, по сути, регулирующая товарные потоки.

Возвращаясь к эффекту санкций, предлагаю провести фактическое сравнение по принципу «было-стало». Федеральная таможенная служба (ФТС) России отвечает за ведение статистики внешней торговли. Поэтому воспользуемся данными первоисточника. Есть у ФТС замечательный анализ товарооборота за 2015-2017 годы, который однозначно указывает на процесс восстановления после снижения уровня товарооборота в течение полутора лет. Для более объективной картины нужно включить данные 2014 года и статистику девяти месяцев 2018 года. Тогда становиться очевидным, что товарооборот к середине 2016 года снизился почти на 40% и на сегодняшний момент по прогнозу на конец года будет ниже чуть более 10% от докризисных показателей. Причем, видно, что экспорт восстанавливается быстрее импорта. При сохранении темпов роста за следующий год возможно полностью нивелировать санкционный эффект по направлению внешней торговли.

Меры, выработанные государством на поддержку экспорта и по импортозамещению, сыграли положительную роль в деле возврата к объемам торговли досанкционного времени. Главным выводом стало понимание необходимости пересмотра линии поведения со странами партнерами, принятия защитных мер по развитию экономического потенциала внутри страны и снижения зависимости экономики от сырьевого экспорта.

Подобные сценарии являются важным уроком для логистических компаний. «Черный лебедь» непредсказуемости демонстрирует, как в одночасье может измениться настраиваемая годами логистика компании. Так мир влияет на русла торговых рек.

Невольно вспоминаются высказывания Нассима Талеба о неспособности человека к предсказанию будущего. Подобные непрогнозируемые события укрепляют в мысли о том, что важно быть готовыми к их наступлению, не прогнозировать их. Покинув теорию непредсказуемости и вернувшись в практическую плоскость, нужно отметить два направления, которые оказывают наибольшее влияние на развитие международной логистики, причем во взаимосвязи друг с другом. Речь идет об изменениях законодательной базы в рамках ЕАЭК и России в ее составе, а также о стремительной цифровизации технологических процессов. Законодательство меняется, чтобы соответствовать велениям времени в рамках развития современных технологий, что собственно подстегивает внедрение цифровизации, и тогда появляются новые нормативно неурегулированные возможности.

Что нас ждет в рамках цифровой повестки? Сразу нужно отметить, что теперь нужно говорить не только о том, что делается для этого у нас в России, необходимо оценивать процесс диджитализации с учетом всего пространства ЕАЭК. Очень важно, чтобы инновационные технологии на едином экономическом пространстве стран-участниц внедрялись параллельно и с равной интенсивностью. При соблюдении этих условий выгода при внедрении цифровых технологий в рамках всей ЕАЭК будет значительно выше, чем в национальной повестке отдельных стран.

Понятно, что при должном уровне внедрения электронного документооборота и цифровых технологий будет достигнут высокий уровень сокращения издержек для бизнеса, и сама процедура прохождения грузов по территории стран-участниц повысит конкурентоспособность на трансконтинентальных маршрутах для перемещения товаров по территории странучастниц за счет сокращение времени.

С 2016 года была запущена цифровая повестка развития ЕАЭК с четыремя основными задачами: цифровая трансформация рынков стран-участниц, отраслевая и кросс-отраслевая трансформация, изменение системы управления, вопросы информационной безопасности.

При этом важно заложить правильные архитектурные решения по реализации цифровой повестки, правильную политику данных, правильное гармонизированное законодательство для обеспечения механизма бесшовного перемещения товаров. Реализуя подобные амбициозные планы, необходимо помнить о возникновении риска «потери лица». Требуется создание единой цифровой платформы доверия при определении подходов к идентичности граждан, товаров, бизнес-процессов и сделок. Естественно, что решение подобных задач требует реализации технических решений в сфере кибербезопасности, взаимном признании всеми государствами электронной подписи и других цифровых идентификаторов при проведении цифровых сделок, а также интеграции программных комплексов при передаче данных внутри ЕАЭК. Всем странам действовать нужно быстро. Наиболее активными темпами внедрение цифровой повестки проводится в России и Казахстане.

Ведь, справедливости ради, скажем, что мир не стоит на месте. Так, в Европейском союзе, где действует единый таможенный кодекс ЕС, также идет работа над Программой ФИСКАС – программой приоритетных мер ЕС в налоговой и таможенной сферах на 2014-2020 гг. По сути, наши партнеры в рамках принятия в 2008 году своего модернизированного таможенного кодекса хотят решить аналогичные четыре основные задачи. Прежде всего, это представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме в качестве основного механизма и обеспечение обмена информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме. Еще одна задача – введение концепции «централизованного оформления», в рамках которой уполномоченные торговые операторы будут иметь возможность декларировать товары и уплачивать таможенные платежи в электронной форме по месту своего нахождения, вне зависимости от того, через какое государство-член ЕС товары были ввезены на таможенную территорию или в каком государстве-члене ЕС они были использованы. И наконец, поставлена задача по развитию концепций «одного окна» и «одной остановки», то есть субъекты хозяйствования будут представлять информацию о товарах только в один орган и контрольные операции, осуществляемые всеми компетентными органами (таможенный, санитарный контроль и др.) в отношении товаров, будут совершаться в одно время и в одном месте. 

Так внедрение передовых информационных технологий подстегивает бизнес внедрять цифровые решения во все сферы деятельности. Те компании, которые своевременно внедряют IT-решения в построение своей логистики, безусловно выигрывают по времени и эффективности работы с товарами, клиентами и партнерами. 

Мы, как профессиональное сообщество в сфере таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, сегодня проводим рефрейминг целей и задач, стоящих перед бизнесом. Наш богатый совместный – с таможенными органами, нашими партнерами (стивидорными компаниями, агентами морских линий и международными экспедиторскими компаниями) – опыт по проведению экспериментов по совершенствованию различных технологических процедур, переходу с бумажного документооборота на обмен данными, указывает на необходимость перенастроить организационную внутреннюю структуру Гильдии.

На первый план выходит работа профильных комитетов, которые способны оперативно включаться в проблематику появляющихся вызовов по направлениям деятельности. Именно участники комитетов способны быстро реагировать на технологические и процедурные изменения в работе с товарами и контрагентами, на появляющиеся или готовящиеся новеллы в правовом регулировании. В рамках заседаний комитетов, которые проводятся ежеквартально или чаще, в зависимости от ситуации, вырабатываются конкретные предложения и решения, которые в дальнейшем реализуются при участии дирекции и членов правления, отвечающих за свои направления. Таким образом, правление Гильдии становиться генератором стратегических целей и задач на ближайшую и долгосрочную перспективу. Применяемый подход позволяет членам правления и дирекции принимать участие во всех основных мероприятиях, связанных с логистикой, и транслировать видение профессионального сообщества по совершенствованию таможенного администрирования и внедрению новых логистических решений. 

Главной задачей дирекции Гильдии «ГЕРМЕС» в условиях быстроменяющегося мира мы видим создание гибкого и быстродействующего механизма реагирования на происходящие изменения в виде построения онлайн-коммуникаций внутри структуры сообщества для принятия быстрых и максимально эффективных решений. Совместно с правлением проведена работа по пересмотру и упрощению внутренних регламентов. Сегодня в связи изменениями законодательства, мы видим необходимость в разработке обучающих программ для повышения компетенций сотрудников компаний. Также, начиная со следующего года, будем проводить больше выездных мероприятий, поскольку видим эффект от их проведения по сближению позиций бизнеса и расширению списка союзников в продвижении своих идей и решений. Мы являемся, по сути, сторонниками открытого мышления, где коллективные задачи решаются эффективнее, чем просто индивидуальные. 

 

Роман Козлов
Теги: