Медтуризму в Санкт-Петербурге – быть

07 марта 2017 в 18:10

Деловой журнал «Эксперт Северо-Запад» провел очередную экспертную сессию, посвященную развитию медтуризма в Северной столице. Встреча прошла в AZIMUT Отель Санкт-Петербург (Лермонтовский пр-т, 43/1) и собрала представителей Смольного, частных клиник и санаторного кластера Курортного района. «Развитие медицинского туризма в нашем городе невозможно рассматривать отдельно от бизнеса – частных медклиник и представителей санаторно-курортной индустрии. А в основе развития любой отрасли лежит сотрудничество бизнеса и государства, именно поэтому мы решили собрать всех интересантов на одной дискуссионной площадке», - в начале встречи отметила модератор беседы Марина Богомягкова, генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад».

 

«Эксперт Северо-Запад» уже писал о том, что правительство Санкт-Петербурга разрабатывает специальную программу развития медицинского туризма в городе. Напомним, курировать этот проект поручили Комитету по развитию туризма. Разрабатывая эту концепцию, Смольный ориентируется на опыт восточных коллег. В Южной Корее, входящей в тройку лидеров по количеству медицинских туристов, развитием этой отрасли – а именно, созданием пула медучреждений и гостиниц, их аттестацией, продвижением на внешнем рынке, а также обслуживаем приезжих пациентов – занимается специальное агентство. «Сейчас мы находимся в стадии юридической, финансовой и технологической проработки того, как нужно организовать подобную структуру в нашем городе. Смотрим опыт Востока и Европы, чтобы решить, в какой форме будет существовать эта управляющая компания – государственной, частной или ЧГП, - сообщил советник председателя профильного комитета Кирилл Чернаков. - Скорее всего, это будет подведомственное нам учреждение».

 

В минувшем году поток медицинских туристов в Санкт-Петербург, по данным Комитета по здравоохранению, составил более 500 тыс. человек – это пациенты из других регионов России, которые пользовались, как правило, медуслугами по полису ОМС. Из других стран в Северную Столицу пока едут неохотно, сошлись во мнении участники круглого стола. Иностранцы сталкиваются с проблемами визового сопровождения и медицинской логистики, а также с языковым барьером. Пока всем «европейским» критериям, которые озвучивает Смольный, в Санкт-Петербурге отвечает одна клиника, а в Москве – девять. «К сожалению, мы отстаем от здравоохранения Европы и стан Восточной Азии на 30, 40 или даже 50 лет, и догнать их будет сложно», - прокомментировал главный врач CORIS Лев Авербах.

 

По словам специалистов, частные клиники Санкт-Петербурга соответствуют уровню Европы почти на 90%. Но маркетинг предоставления услуг в них до заграничного опыта не дотягивает. Тем временем, сервис коммерческих медучреждений, заметила медицинский директор ООО «Клиника МЕДИКА» Наталья Григорьева, - один из основных инструментов продвижения и продажи данных услуг. «Говоря о сервисе, мы подразумеваем не только удобства для пациентов, но и полноту предоставления услуг, то компетенцию врачей в плане гостеприимства. Ведь человек приедет не только лечиться, но и отдыхать», - отметила Наталья Григорьева.

 

По опыту СК «Капитал-Полис», россияне чаще отправляются лечиться в Германию (в частности, Гамбург и Кельн). «Преимуществом Германии является инфраструктура, годами сформированный имидж, реальные результаты, приемлемое соотношении цены и качества. Даже в Финляндии стоимость услуг оказалась выше, чем у немцев», - сказал генеральный директор СК «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов. По мнению специалиста, основная целевая аудитория Санкт-Петербурга как центра медтуризма сегодня – иногородние жители, для которых петербургская медицина – это отечественный бренд. Аналогичного мнение высказала и начальник управления маркетинга и продаж ООО «АВА-ПЕТЕР» Светлана Крылова. Эксперт считает, что основные «внешние» клиенты петербургских медучреждений – жители бывших стран СССР. «Мы поддерживаем инициативу продвижения медицинского туризма на уровне государства. Бизнес действительно может работать самостоятельно, но если государство подключится и предоставит финансирование на продвижение – это будет вдвойне приятно», - сказала начальник управления маркетинга и продаж ООО «АВА-ПЕТЕР» Светлана Крылова.

 

Продвижение медтуризма уже началось в одном из городских районах – Курортном, где создается свой туристско-рекреационный кластер«У нас уже сформировался пул, входящий в кластер, регистрируется УК, которая будет модерировать все, о чем говорят чиновники, но только в нашем районе», - прокомментировала заместитель руководителя проекта «Туристско-рекреационный кластер Курортного района Санкт-Петербурга» Наталия Румановская. Она добавила, что вся санаторно-курортная база сегодня «в плачевном состоянии». «Привлечь инвесторов туда сложно, потому что для этого нет правовой базы», - сказала Наталья Румановская.

 

Цель чиновников профильного комитета сегодня, подытожил Чернаков, – разработать схему реализации программы на основе мнений игроков рынка. Продвигать город как столицу не только событийного и делового, но еще и медицинского туризма, в Санкт-Петербурге планируют через портал Visit Petersburg.Создаваемая Комитетом по развитию туризма структура должна будет провести серьезные маркетинговые исследования, что позволит сформировать список «игроков» медицинской отрасли и обозначить их сферы влияния. «Наша основная задача – не регулировать работу бизнеса, а продвинуть там, за границей, петербургские медуслуги, в том числе оказываемые и в государственных учреждениях», - заключил Кирилл Чернаков.