«Люди-X» или как вернуть потерянное поколение инженеров-управленцев

05 марта 2017 в 21:26

В 1991 году наша страна пережила значительные метаморфозы. Изменился политический строй, начала перестраиваться экономика, были объявлены новые ценности, согласно которых должно было формироваться новое общество. Произошло полное переформатирование запроса на квалификации и профессии. Начал формироваться новый рынок труда. Значительные изменения коснулись профессионального образования.

 

До этого отлаженная система подготовки кадров, основанная на индустриализации экономики, постоянно требовала расширения перечня инженерных специальностей и увеличение числа технических специалистов. Все это способствовало подъему престижа технических профессий.

 

В последнее время, вновь в связи со стремительным развитием технологий возрастает потребность в специалистах, обладающих нестандартным набором компетенций. Чаще всего они «вырастают» в контексте определенных проектов, нарабатывая навыки и опыт решения задач с пониманием горизонтов развития и целей бизнеса. Особо ценны сотрудники, способные выстроить поэтапно технологический и производственный процессы и вносить в него улучшения. Этим обусловлены их умения работать в команде, руководить процессами, просчитывать бюджеты и финансово-экономические обоснования своих решений, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы. Именно благодаря таким людям компании становятся успешными, а их продукция или услуги – конкурентоспособными.

 

Потребность в таких людях сейчас остро ощущается во всем мире. Крупные корпорации меняют подходы к профессиональному образованию, удаляясь от традиционных систем в область индивидуальных проектных кейсов. Важным критерием становится время подготовки – динамика развития рынков не оставляет шансов для тех, кто несколько лет тратит на глубинное погружение в фундаментальные знания и накопленный поколениями опыт. Современным вызовам требуются специалисты более точечного воздействия на процессы, которые понимают ключевые технологии и научные принципы, на которых они построены, а с другой – способны на непрерывное саморазвитие, выстраивание эффективных коммуникаций (в т.ч. наставничество), ориентирование в рыночных отношениях, моделях управления системами и пр.  

 

Так кто эти люди и как ими стать? Где найти сотрудников, способных проанализировать устоявшиеся технологические процессы на предприятии и сформулировать новые подходы, бросить вызов традиционным корпоративным ценностям и предложить реформы, направленные на модернизацию и повышение привлекательности бизнеса для его команды и потребителей? Как их готовить в существующих социально-экономических условиях?

 

Поиском ответов на эти вопросы всерьез занялась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). На базе ее факультета инженерного менеджмента в 2016 году был запущен уникальный проект, посвященный подготовке профессионалов нового времени. Условно такие люди были определены как Люди-Х (долго определялись с приоритетом в названии: инженеры-управленцы или управленцы инженеры, в итоге промежуточное рабочее название «Люди-Х» закрепилось за названием проекта), где «Х» - неизвестная переменная, обозначающая набор необходимых конкретному предприятию или проекту компетенций.

 

Человек, имеющий первое инженерное образование, а затем проработавший некоторое время на производстве и в дальнейшем получив управленческое образование, является эффективным руководителем. Но естественным образом этот путь долог. В рамках реализации проекта предложено в управленческое образование внедрять инженерные компетенции, а в инженерное образование - управленческие компетенции в нужных дозировках. В свое время РАНХиГС создавалась для этих целей и сегодня как площадка для внедрения инновационных подходов наиболее удачна.

 

Также среди участников проекта Центр навыков и компетенций SkillsCenter, известный ранее как Центр содействия развитию профессионального образования и сотрудничества (один из организаторов движения WorldSkills в России). В проекте работают эксперты международной консалтинговой компании EFESO Consulting.

 

Времена генеральных конструкторов ушли в прошлое, а на смену им приходят высокообразованные, постоянно обучаемые команды. Причем знания и навыки, которыми должны обладать члены такой команды могут настолько разными, что их трудно уложить в какой-то единый план подготовки. Кроме того, потребность в знаниях и умениях на производстве постоянно изменяется, что требует их немедленной формализации и передачи внутри коллектива для ключевых сотрудников. Традиционный формат с обучением в несколько лет на площадке ВУЗа уже недостаточно эффективен. Требуется модульное, смешанное и сетевое обучение. При этом недостаточно просто «раздробить» существующие модули в образовательной организации и в дальнейшем преподнести их через преподавателя. Необходимо произвести действия, направленные на «сплав компетенций». Мы взяли это по аналогии с металлургией, где смешиваемые компоненты в определенной дозировке нужно нагреть и получить материал с совершенно новыми свойствами. При этом это необязательно только металлы, но могут быть и другие компоненты. Так и мы в своей программе не ограничиваемся только управленческими или инженерными компетенциями. И используя логику, что при огромном разнообразии открытых сплавов металлов, достаточно небольшое их количество покрывает значительную часть потребностей промышленности, так и мы предполагаем, что при активном внедрении нашей технологии «сплавления компетенций» на реальных предприятиях, мы в итоге получим те 2-3 «формулы сплава», которые и станут основой для новых стандартов и программ подготовки инженерно-управленческих кадров. РАНХиГС для этих целей наиболее удобная площадка, имеющая славные традиции подготовки управленческих и повышения квалификации технарей до управленцев.

 

Проект "Люди-Х", по сути это достаточно четкий алгоритм действий. Сначала совместно с сотрудниками и собственниками компании определяются ключевые видения и осуществляется аудит компетенций, имеющихся на предприятии, и компетенций, в которых предприятие нуждается для реализации своих приоритетных задач (например диверсификация продукции или обновление оборудования). При этом используется программно-аппартный комплекс (по сути формализованный в Excel метод экспертных оценок) с помощью которого анализируются данные мозговых штурмов и получают перечень ключевых проектов, необходимых для реализации. При этом определяются потребности в компетенциях для лидеров изменений. Таким образом мы получаем конкретный, точечный заказ на подготовку по конкретным модулям, что важно для образовательной организации-партнера предприятия. Причем участие внешних модераторов необходимо только при первых аудитах, а дальше принявшие участие в семинарах и прошедшие обучение отдельные сотрудники могут проводить такой аудит для предприятия самостоятельно. Интерес РАНХиГС (как и другой любой партнерской образовательной организации) в том, что само предприятие формирует каждый последующий заказ на подготовку инженерно-управленческих кадров в зависимости меняющихся приоритетов в деятельности и развитии.

 

В процессе аудита также выявляются сотрудники, способные стать агентами изменений и идти дальше, готовые расти профессионально, обучаться, использовать новый опыт и идеи для решения конкретных производственных задач предприятия. В настоящее время идёт апробация проекта на базе крупнейшего в России предприятия по производству композиционных материалов АО "Авангард" (Сафоново, Смоленская область). Сама по себе перспективная отрасль в связке с инновационными образовательными подходами обеспечивают синергический эффект, мощный импульс для развития всей компании.

 

В проекте "Люди-Х" используются современные методики и инструменты проектирования компетентностных карт (профилей специалистов), а также сформирован новый подход к самой образовательной деятельности. Стало очевидно, что подготовка таких людей должна происходить как предприятии, на котором планируются изменения, так и в аудиториях образовательной организации. В качестве тренеров и преподавателей к проекту подключаются эксперты-практики, носители международного опыта и понимающие реалии современной российской экономики и промышленности. Многие зарубежные и российские образовательные организации объявили о своей готовности стать участниками программ, разрабатываемых для конкретных производств и отраслей. Впервые на практике появляются очертания международных сетевых образовательных программ, в центре которых - подготовка управленцев нового времени, понимающих технологию производства, закономерности отрасли и способных одинаково эффективно руководить командами и машинами. Сейчас проект переходит в стадию фактической реализации: ведутся переговоры с крупными российскими и международными компаниями, заинтересованными в проектировании уникального профессионального образа инженера-управленца под свои задачи, способного вести за собой команду и привносить улучшения в сложившийся технологический уклад предприятия. Организаторы надеются, что уже в следующем году мы сможем познакомиться с первым поколением «людей-Х» - будущим авангардом технологической революции, в которую мы вступаем подготовленными.