Лизинговая неопределенность

04 сентября 2016 в 11:05

Рынок лизинга Северо-Запада продолжает падать. И, несмотря на то что по сравнению с предыдущими годами его сокращение замедляется, все равно по итогам года рынок может сжаться еще на 12-15%

 

Главный драйвер падения – строительный рынок, который в тучные годы обеспечивал от 20 до 50% оборотов лизинговых компаний. По словам экспертов, строители сейчас не торопятся обновлять парки техники и оборудования – сказывается неопределенность в ожиданиях от экономической ситуации. Так, в «Балтийском лизинге» наблюдают снижение и объема нового бизнеса, и количества заключенных сделок в сегменте стройтехники. «Объем нового бизнеса по строительной технике упал на 31%, по строительному оборудованию – на 41%, дорожно-строительной техники – на 39% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Количество сделок сократилось в среднем на 27%», – заявили в компании.

 

Несмотря на выбытие части техники из эксплуатации в связи с износом, новой техники строительными компаниями через лизинговый механизм покупается или приобретается немного. Девелоперы все больше стараются использовать арендованную технику. Это позволяет в случае необходимости прекратить действие договора и избавиться от затратных обязательств.

 

Еще один фактор – избыток на рынке бывшей в употреблении техники, которая осталась от обанкротившихся или ушедших с рынка компаний. Так, по данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), с начала 2016 года в России обанкротились около 1,5 тыс. застройщиков, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На сегодняшний день банкротства затрагивают небольшие компании, однако тренд может стать общим и для крупных застройщиков. В целом в РФ объемы строительных работ снизились на 5,7%. Ввод жилья в эксплуатацию снизился на 9,2%. Вдобавок к этому наблюдается снижение количества инфраструктурных проектов в регионах, традиционно финансируемых бюджетами местного и федерального уровней. В этих условиях строителям выгоднее брать технику в аренду с возможностью прекратить такой договор в любой момент и снять с себя платежную нагрузку за простаивающую технику.

 

Тем не менее, по словам экспертов, спрос на лизинг строительной техники есть. По их оценкам, он сейчас составляет от 30-50% от докризисного периода. Главный потребитель – крупные компании, которые предпочитают иметь свой парк, что позволяет избегать рисков срыва сроков проведения работ из-за поломок арендованной техники. При этом львиная доля техники, приобретаемой сейчас в лизинг, отечественная – это автокраны, бульдозеры и тракторы.

 

Также резко упал спрос на лизинг вагонов, равно как снизилась готовность лизинговых компаний работать по сделкам с вагонной техникой. Но здесь это связано с бурным развитием рынка до 2014 года, когда компании взяли в лизинг большие объемы вагонной техники, которые сейчас приходится обслуживать в условиях снижения объема перевозок и неопределенности этого рынка в среднесрочной перспективе.

 

Малый плюс

 

Главный драйвер роста рынка лизинга – это лизинг производственного оборудования. «Бизнес пытается воспользоваться возможностью потеснить иностранных конкурентов в рамках задекларированного на федеральном уровне курса на импортозамещение. Хотя оборудование для организации производства в РФ требуется по большей части все же импортное: производства США, европейское, японское, корейское или китайское, зарекомендовавшее себя и надежностью, и высокой точностью, и высоким качеством. Это оборудование требует также импортных запчастей и в большинстве своем работает на сырье иностранного производства. В 2014 и 2015 годах производители воздерживались от приобретения такого оборудования из-за резких колебаний курсов валюты. В 2016 году курс несколько стабилизировался, и предприятия стали обновлять и наращивать свои производственные мощности», – говорит генеральный директор ООО «Лентранслизинг» Дмитрий Виноградов.

 

При этом чаще всего расширяли свои производственные мощности малые и средние предприятия. Так, по словам генерального директора компании ООО «Лизинг Финанс» Станислава Кима, малый бизнес в эконом-сегменте более устойчив в кризис. Наиболее перспективны сейчас для лизинга предприятия реального сектора экономики, особенно те, которые изготавливают продукцию в рамках импортозамещения.

 

Государство нам поможет

 

Активизацию лизингового рынка эксперты связывают с господдержкой. В этом году принято решение о перезапуске программы льготного лизинга отечественных автомобилей. Она направлена на стимулирование продаж колесной коммерческой техники российского производства. Государство будет субсидировать лизингополучателям до 10% от стоимости транспортного средства, являющегося предметом лизинга (не более 500 тыс. рублей на одну единицу и не более 10 млн рублей на одного лизингополучателя). Другое направление – это государственная поддержка лизинга промышленного оборудования российского производства. В марте Фонд развития промышленности (ФРП) при Минпромторге РФ объявил о старте программы «Лизинговые проекты», в рамках которой промышленным предприятиям будут предоставляться льготные займы по ставке 5% годовых на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг (сумма займа может составлять от 5 до 250 млн рублей при минимальном общем бюджете проекта 20 млн).

 

Впрочем, активно продвигает свою технику с помощью лизинга и Республика Беларусь, которая запустила на территории России национальную программу «Льготный лизинг». В соответствии с этой программой, если клиент приобретает в лизинг продукцию, произведенную в 2015-2016 годах на территории Республики Беларусь, то белорусское правительство компенсирует лизинговой компании часть лизинговых платежей в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сумма приобретаемого имущества не ограничена, а договор лизинга может быть заключен на срок до пяти лет.

 

 В ожидании восстановления спроса

Андрей Донченко, руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-

Лизинг»:

– По сравнению с 2015 годом ситуация на рынке лизинга выглядит более стабильной. Конечно, пока инвестиционная активность компаний не восстановилась в достаточной мере, и экономические риски все еще высоки. Тем не менее многие компании сумели подстроиться под сложившуюся ситуацию и найти точки стабилизации или даже роста бизнеса, которые в том числе формируют запрос на лизинг.

Если отбросить такие доминирующие сегменты рынка лизинга, как авиатехника и ж/д подвижной состав, которые, как правило, реализуются в столичном регионе по причине постоянного процесса укрупнения операторов в данных отраслях, то основными драйверами регионального рынка являются строительная техника, оборудование и автотранспорт.

В сегменте строительной техники, помимо падения спроса на лизинг со стороны компаний, дополнительным негативным фактором является общее падение кредитных рейтингов в строительной отрасли, особенно в сегментах малого и среднего бизнеса. Данный фактор затрудняет доступ данных компаний к более дешевым источникам лизингового финансирования.

В сегменте лизинга оборудования наблюдается достаточно позитивный настрой, и в целом спрос на лизинг стабилен, а в отдельных областях даже наблюдаются тенденции к росту. Спрос на оборудование формируется в основном в тех отраслях, где достигнуты определенные позитивные сдвиги в вопросах импортозамещения, таких как пищевая промышленность, фармацевтика, производство автокомпонентов. В приоритете у большинства клиентов поставка импортного оборудования. Надежность и высокая производительность данного оборудования перевешивают низкий курс рубля, компании предпочитают снижать издержки по другим статьям, делая акцент на повышение эффективности оборудования.

Наиболее успешной программой государственной поддержки в лизинговой отрасли, без сомнения, является программа Минпромторга по поддержке лизинга автотранспорта. Помимо того что сама программа обеспечила лизинговым компаниям определенные объемы сделок (объем государственных субсидий по этой программе составил 5 млрд рублей), данная ситуация привела к дополнительному росту интереса к лизингу автотранспорта в целом по рынку. К сожалению, успешность программы Минпромторга и высокий спрос на участие в ней со стороны клиентов привели к тому, что данный объем субсидий был выбран уже к августу. Рынок лизинга надеется на дальнейшее развитие программ государственной поддержки.

Технологическое оборудование – это средство технологического оснащения, в котором для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. К ним относят, например, литейные машины, прессы, станки, испытательные стенды и т. д.

Оксана Колганова